Урок-конференция "Насекомые в нашей жизни"

Разделы: Начальная школа


В последние годы в школах более широко стали проводиться уроки-конференции. Чем же характеризуются их дидактические особенности и методические основы?

Уроки-конференции (от лат. conferentia – собирать вместе) имеют свою специфику. Уроки-конференции посвящаются обсуждению наиболее существенных и обобщающих вопросов, вытекающих из изучения нескольких родственных тем. Главное их назначение – обобщить этот материал, углубить знания школьников по наиболее важным проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.

Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как совещание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнительная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты.

Цель уроков-конференций – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подготовки – изучение литературных источников, в ходе самого урока – взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения. Это различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конфе-ренции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. В этом и состоит подлинная суть уроков-конференций. Они учат школьников сжато и выразительно излагать свои мысли, прибегать к доказательствам и в качестве аргументов использовать убедительный фактический материал.

Цели:

  • обобщить и закрепить пройденный материал о жизни насекомых нашей планеты;
  • развивать умения выступать на публике, поддерживать диалог;
  • прививать интерес к предмету;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, лист впечатлений, лист для закрепления материала.

ХОД КОНФЕРЕНЦИИ

Ведущий 1. Дорогие гости и участники, приветствуем вас на конференции «Насекомые в нашей жизни». В работе нашей конференции принимают участие: учёные теоретики, учёные исследователи, учёные практики, творческая группа.

Ведущий 2. Работа нашей конференции будет строиться следующим образом. Уважаемые гости, вы примите участие в нашей работе. Каждому из вас будет дан лист, на котором вы будите отражать своё впечатление от прослушанных выступлений, выставляя рейтинг. Уважаемые гости, мы бы хотели, чтобы вы посмотрели выставку рисунков и поделок и оценили нашу работу.

(Приложение 1 «Лист впечатлений»)

Ведущий 1. Мы начинаем нашу работу. Желаем творческих успехов! За ритмом жизни мы не видим, что окружает нас. Сегодня мы остановимся на несколько мгновений, чтобы увидеть, кто окружает нас.

Ведущий 2. Насекомые – удивительные существа. Кому-то они кажутся красивыми, кому-то страшными, но всем без исключения интересны эти наши маленькие соседи.

Ведущий 1. Когда был изобретен микроскоп, ученые с удивлением узнали, что крошечные насекомые имеют очень сложное но интересное строение.

Ведущий 2. Сегодня мы говорим о насекомых. Слово предоставляется учёным теоретикам, они дадут нам первичные сведения о многочисленном классе насекомых.

Выступления теоретиков

1. Свиридов Егор «Строение насекомых»
2. Меркулов Александр «Группы насекомых».
3. Дерегузова Екатерина «Среда обитания насекомых».
4. Лукина Алина «Питание насекомых».

Приложение 2

Ведущий 1. Уважаемые участники конференции, дайте ответ на несколько вопросов по теоретической части.

(Работа на листах)

Выступления исследователей

Ведущий 2. Теперь слово предоставляется учёным исследователям, которые нас познакомят с некоторыми представителями данного класса.

5. Милованова Виктория «Муравей».
6. Энне Влада «Бабочка».
7. Степанченко Анна «Оса».
8. Ильчук Анна «Жуки».
9. Кадыкова Юлия «Пчела».
10. Волошенко Никита «Божья коровка».

Приложение 3

Ведущий 1. Опираясь на сведения выступающих, ответьте на вопрос :Какова роль насекомых в жизни человека? (Ответы детей)

Выступления учёных практиков

Ведущий 1.Действительно, роль насекомых в природе очень важна. Но сегодня нам ещё расскажут о роли насекомых в жизни человека учёные практики.

Выступления учёных практиков

11. Алексеев Никита «Муха».
12. Исаев Иван «Комар».

Приложение 4

Ведущий 2. Роль насекомых в природе очень важна, но она и опасна, если численность этого класса превышает, что грозит вспышками эпидемий, приносит ущерб сельскому хозяйству. На защиту человека встала наука.

(Просмотр слайдов о вреде насекомых: эпидемиях, болезнях)

Приложение 5

– Мы благодарим наших учёных за предоставленные нам сведения и даём слово творческой группе.

Выступление творческой группы

1. Стихотворение «Муравей»
2. Песня «Как у наших у ворот»
3. Танец «Бабочка-капустница»
4. Загадки.

Ведущий 1. Благодарим всех за участие в научной конференции. До новых встреч!

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны!
И вы это, дети, запомнить должны