Формирование экономических понятий на уроках математики и во внеурочной работе как средство социализации и адаптации детей с нарушением интеллекта

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Содержание образования в школе меняется с учетом социально экономических потребностей общества и условий его развития.

Перед коррекционной школой обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений с повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать “по-хозяйски”. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порой до выпуска из школы оставался в стороне, то сегодня жизнь настоятельно требует подготовить умственно отсталых учащихся к жизни в новых экономических условиях.

Основной задачей обучения математике в специальной (коррекционной) школе 8 вида является максимальное преодоление дефектов развития учащихся, подготовка их к производственному труду и самостоятельной жизни.

Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школе 8 вида, математика решает следующие задачи:

  • Формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов.
  • Максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
  • Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.

Обучение математики в специальной коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связанно с жизнью и профессионально – трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Социальная адаптация умственно отсталых выпускников выходит на первое место, т.е. в приспособлении умственно отсталых учащихся к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, освоить те звенья социальных структур, которые позволят личности существовать в социальной среде. Собственная практика работы в специальной (коррекционной) школе (20 лет), и коллег показывают, что социально адаптивные навыки лучше формируются с 14 лет до 19 лет. Но в 15–17 лет умственно отсталые дети покидают школу, поэтому в этот период необходимо научить учащегося применить знания и умения, полученные на уроках математики в повседневной жизни, практической деятельности. При составлении программ по математике было решено идти путём установления связи с окружающей действительностью, а именно формированию экономических понятий на уроках математики. Опыт показал, так ученикам становиться понятней смысл их учебной работы, что повышается мотивация к познавательной деятельности. Овладение элементарными экономическими понятиями помогают учащемуся успешней адаптироваться в быту, устанавливать адекватные деловые, производственные отношения в современном обществе. Поэтому возникла необходимость на уроках математики учащимся включать отработку и автоматизацию уже имеющихся вычислительных навыков для решения конкретных практических задач. Были разработаны уроки с использованием задач – расчётов экономического содержания с учетом межпредметных связей с другими учебными дисциплинами и личного опыта ребёнка. Использование личного опыта ребенка на уроках математики обусловлено тем, что классы специальной (коррекционной) школы неоднородны по степени развития детей, по их способности усваивать программный материал. При этом необходимо было учитывать, что умственно отсталый ребёнок имеет определенный социальный опыт и его необходимо использовать в практической деятельности на уроках математики. Задачи экономического содержания, которые предлагаются учащимся на уроках включают в себя дальнейшую отработку и автоматизацию уже имеющихся вычислительных навыков для решения конкретных практических задач. Мной были разработаны уроки с использованием задач – расчётов экономического содержания с учетом межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

Личная гигиена. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для приобретения и использования средств личной гигиены.

Торговля. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность делать покупки, вступать в социальные взаимодействия, уметь вести хозяйство, делать выбор и видеть выгоду, обосновывать выбор.

Транспорт. Повторение и закрепление вычислительных навыков, необходимые для умения соблюдать правила пользования различными видами транспорта.

Жилище. Повторение и закрепление математических знаний, которые дадут возможность бережно относиться к собственности,

пользоваться услуги и различных жилищно-бытовых служб.

Средства связи. Повторение и закрепление математических знаний, умения пользоваться услугами различных служб связи.

Бюджет. Повторение и закрепление, математические знания, которые дадут возможность научиться планировать бюджет, распоряжаться деньга и уметь, их распределять, вести хозяйство, вступать в социальные взаимодействия, иметь понятие о честности и справедливости.

Семья. Повторение и закрепление вычислительных навыков, которые необходимы для правильного использования семейного бюджета.

Трудоустройства. Повторение и закрепление вычислительных навыков необходимых для возможности подобрать подходящую работу, получать информацию о предлагаемой работе и сообщать информацию о себе, вступать в социальное взаимодействие, разумно распоряжаться деньгами.

При использовании данных задач практического содержания необходимо учитывать их взаимосвязь, поэтому разработаны таблицы, которые помогают лучше ориентироваться учащимся при проведении расчетов, в повторении программного материала по математике. Например.

Оплата услуг.

Вид услуги

Единица услуги

Тариф Оплата услуги, руб.
Холодная вода (прибор учета) Куб. м (на1чел.)

7,870

119,09
Канализация с чел. мес. 11,850 41,35 
Найм жилья с чел. мес. 1.000 41,39
Электроэнергия кВт/ч 2,66  
Горячая вода Куб. м (на1чел.)

88,99

307,65 
Газ с чел. мес. 218,04  
Абонентская плата за телефон мес. 176  

 

Устный счет.

  • Запись чисел полученных при измерении чисел полученных, в виде десятичных дробей.

41,39 р. = 41р. 39 к.

  • Работа с микрокалькулятором.

Записать числа с помощью микрокалькулятора.

119р. 9к.=

307р.65р.=

Найдите данные числа в таблице. 

Назовите виды услуг, к которым относятся данные числа.

Таким образом, учащиеся учатся свободно ориентироваться в тарифах, видах услуг и единицах измерения на каждый вид услуги.

  • Каждый вид услуги требует объяснения, учащиеся должны знать, какие услуги нами оплачивается, и что мы как пользователи и плательщики можем требовать от ЖКХ, чтобы уметь защитить свои права.
  • Далее начинаем решать задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду (горячую, холодную), отопление, канализацию, газ, телефон, электричество и т.д.
  • В начале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, затем рассчитываем оплату за несколько услуг и т.д. по нарастающей трудности.
  • В старших классах предлагаю такие задачи: сколько стоит оплата за канализацию в месяц, если в семье 2, 3, 5 человек? Семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 44, 50 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1 человека больше, меньше? Почему?
  • Проводится работа по объяснению слов. Слова, требующие объяснения при решении задач: ЖКХ, ЖКУ услуги, тариф, лицевой счет, абонентская плата, субсидия, компенсация, льготы, найм жилья, пение, штраф, “Единый Заказчик”.

При решении задач такого вида, необходимо учитывать личный опыт ребенка. Акцентировать внимания на взаимосвязь полученных знаний на уроках математики, других учебных дисциплин с повседневной жизнью.

Чтобы разнообразить формы работы на уроке, можно предложить учащимся задачи рассуждения.

  • Например. “У вас есть деньги в сумме... Вы решили купить..., сходить в кино (дискотеку), отложить, накопить...Варианты решений, и целесообразность”.
  • При решении задач использовать дополнительную информацию.

Например. Задачи геометрического содержания на нахождения площади. (чтение газет).

Разработка и применение задач практического содержания на уроках математики оказывает существенное влияние на формирование умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и повышает интерес к предмету.

Большую роль в формировании элементарных экономических понятий играет внеклассная работа по предмету. Главное значение внеклассной работы состоит в том, что она помогает усилить интерес учащихся к математике, содействует коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта. Взаимосвязь экономики с другими школьными дисциплинами позволяет создать у школьников с нарушением интеллекта адекватное представление об окружающем мире, умения адаптироваться в социуме.

Была разработана программа кружка “Экономическая игротека” для 5-7 классов, которая относится к предметно-практическому виду программ. Программа кружка “Экономическая игротека” ориентирована на подготовку школьников с нарушением интеллекта к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях.

В основе программы лежат следующие дидактические принципы:

  1. Этапы изучения материала.
  2. Несмотря на доступную и занимательную форму изложения материала, овладение экономическими категориями является достаточно трудной задачей для ребенка с нарушением интеллекта, для решения которой необходимо применить умения и знания, полученные ранние на занятиях математически и других учебных дисциплин. На каждом этапе ученики сталкиваются с новыми категориями, экономическими понятиями или с новым взглядом на ранее рассмотренный материал.

  3. Ведущая роль практических знаний.
  4. Она заключается в выявлении и осознании экономических понятий и категорий, которые являются фундаментом изучаемых вопросов, а также в получении необходимых умений и навыков в их практическом применении.

  5. Осознание процесса учения.
  6. Осознание процесса учения реализуется в умении учащихся находить взаимосвязи изучаемого экономического материала с другими областями знаний и с окружающей жизнью.

  7. Оптимальное развитие всех детей.
    Создание доверительной атмосферы в класс и ситуации успеха позволяет в рамках кружка “Экономическая игротека”, использовать доступный на бытовом уровне для каждого ребенка опыт и впечатления, добиться раскрытию индивидуальности и развитию способностей всех детей. Развивать способности анализировать события, создавать условия для развития их воображения и творчества.

Программа кружка “Экономическая игротека” ставит следующие цели:

  • формирование основ экономического мышления;
  • привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни семьи, города, региона;
  • воспитание гражданственности и формирование гуманистических ценностей и убеждений учеников;
  • развитие способностей школьников с нарушением интеллекта к деятельности в сфере экономики;
  • формирование основ экономических знаний (сообщение элементарных знаний об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов).

Задачи: формирование практического применения математических знаний и основ экономических знаний (сообщение элементарных знаний об экономике, пояснение часто встречающихся в повседневной жизни экономических понятий и терминов). Объяснение доступных для этого возраста экономических взаимосвязей, складывающихся в непосредственном окружении детей – в семье, в городе, в стране, основных экономических принципов и законов.

Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

Курс кружка “Экономическая игротека” рассчитан на 34 часа в год (1 занятие в неделю). Это даст ученику среднего звена углублённо подойти к теме, рассмотреть с разных сторон экономические понятия и со стороны истории и географии и других учебных дисциплин. Развить логическое и пространственное мышление, воображение, смекалку.

Курс кружка “Экономическая игротека” акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я – личность и гражданин, я – собственник, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: беседа, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, сюжеты для размышления. В программе предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Безотходное производство” и другие.

Для активизации учащихся и поддержания интереса необходимо использовать активные методы: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, , “ Путешествие в страну Экономика”,“Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели”, “ Создай рекламу” и другие. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи), которые развивают память, мышление и закрепляют знания.

Учитывая психологические и возрастные особенности школьников с нарушением интеллекта, их наглядно образное мышление, в программу курса кружка введены экскурсии. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов вести “Словарик”.

Разбивка курса кружка “Экономическая игротека” выполнена таким образом, чтобы объём материала позволял преподавателю проверить знания по рассматриваемому материалу, через проведения дидактических игр, викторин, конкурсов и тестов для активизации усвоения новых понятий и связей между ними.

Приложение 1; Задачи – расчёты экономического содержания.

Приложение 2; Практическая часть. Конспект урока экономического содержания.

Приложение 3; Внеклассное занятие. “Путешествие в страну Экономика”.

Презентация.ppt “Путешествие в страну Экономика”.