Презентация к уроку литературы "Ф.И. Тютчев. Философия любви"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы - развитие личности обучаемого; интенсификация уроков словесности; адаптация школьников к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

Задачи:

  • развитие конструктивного алгоритмического мышления;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли непродуктивной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов);
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
  • воспитание толерантного сознания.

В нашей деятельности мы стремимся к использованию новых технологий и средств обучения в сочетании с традиционной методикой. Именно поэтому мы выбираем следующие пути внедрения ИКТ в урок литературы:

Использование ИКТ как средства иллюстрирования.

Цель - активизация воссоздающего воображения школьников.

Приемы:

- демонстрация портретов писателей;

- использование иллюстративных материалов, связанных с жизнью писателя;

- использование музыкальных фрагментов, фрагментов кинофильмов;

- использование фрагментов литературных произведений;

- создание проблемной ситуации при анализе репродукций с картин, написанных разными художниками.

Методические рекомендации.

Использование ИКТ как средства иллюстрирования на уроке литературы связано с необходимостью создания условий для эмоционального и интеллектуального восприятия текста художественного произведения. Слайды, содержащие портреты, литературный текст, музыку, сопровождают слово учителя и рождают необходимую психологическую атмосферу сопереживания. В ходе восприятия учебного материала задействуются вербальные и невербальные каналы, что способствует более глубокому "погружению" в текст художественного произведения. Одновременное восприятие слова, музыки и зрительного образа без ИКТ невозможно.

Использование ИКТ при презентации сообщений школьников на этапе обобщающего повторения.

Цель - повторение изученного ранее материала и систематизация знаний школьников; развитие творческого и логического мышления.

Форма - презентация сообщения учащегося.

Данный вид работы предполагает самостоятельную деятельность школьника по составлению основных тезисов, раскрывающих тему сообщения, по подбору текстовых и графических иллюстраций, рисунков, музыки, по формулировке выводов.

Методические рекомендации

Для реализации внутрипредметных связей в урок вводятся сообщения, связанные с повторением изученного ранее. Так, например, для понимания специфики любви в лирике Ф. И. Тютчева необходимо сопоставить его трактовку данной темы с тем, что было накоплено в литературном процессе XIX века. Именно поэтому в качестве индивидуального домашнего задания школьники готовят сообщения-презентации "Тема любви в творчестве А. С. Пушкина", "Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова", "Любовная лирика Н. А. Некрасова ("панаевский цикл")".

Рекомендации по созданию презентации сообщения:

  1. Повтори изученный ранее материал.
  2. Сформулируй основные тезисы, отражающие специфику раскрытия данной темы писателем (поэтом).
  3. Подбери к данному тезису текстовые иллюстрации.
  4. Выбери фон, цветовую гамму, графику, рисунки, музыку и т. д.
  5. Расположи тезис и текстовую иллюстрацию на слайде.
  6. Расположи слайды в логической последовательности, соответствующей выступлению.
  7. Кратко сформулируй выводы.
  8. Изложи ясно, четко приготовленный материал.
  9. Обрати внимание на культуру речи, владение необходимой терминологией.

Использование ИКТ при защите школьного исследования.

Цель - развитие навыков исследовательской деятельности; творческого и логического мышления.

Форма - презентация исследовательской работы учащегося.

Эта форма предусматривает краткое изложение актуальности и сути исследования. Школьники учатся формулировать цель и задачи исследования, определять его метод и гипотезу, кратко излагать основные результаты своей работы, опираясь на текстовые и графические иллюстрации.

Методические рекомендации.

Рекомендации к подготовке презентации исследования:

  1. Четко сформулировать тему исследования.
  2. Обосновать актуальность, новизну решаемой проблемы.
  3. Определить цель, предмет и объект исследования, гипотезу, методы.
  4. Сжато изложить результаты работы, четко формулируя тезисы, устанавливая причинно-следственные связи между фактами.
  5. Расположить тезисы в логической последовательности.
  6. Аргументировать основные тезисы фактическим материалом.
  7. Изложить ясно, четко приготовленный материал.
  8. Обратить внимание на культуру речи, владение необходимой терминологией.

Рекомендации к оформлению презентации:

  1. Укажи тему исследования, цель, предмет и объект исследования, гипотезу, методы.
  2. Сформулируй результаты исследования в тезисах.
  3. Каждый тезис расположи на слайде и приведи аргументы.
  4. Продумай последовательность слайдов.
  5. Продумай художественное оформление слайдов (фон, цветовая гамма, графика, рисунок, музыка и т.д.).
  6. Кратко сформулируй выводы.

Использование ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам.

Цель - создание педагогических условий для активизации познавательной деятельности школьников; развитие их творческого потенциала; коммуникативных умений.

Формы и приемы работы:

- задания проблемного характера;

- самостоятельное заполнение предложенных обобщающих таблиц;

- работа в малых группах;

- работа в парах постоянного состава;

- задания творческого характера.

Методические рекомендации.

Использование ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам связано с необходимостью организации самостоятельной работы школьников. Для этого разрабатываются задания проблемного характера, направляющие поиск учащихся. Раздаточным материалом оснащается каждый учащийся, что способствует четкой организации работы. Вместе с тем ответы на вопросы, поставленные в заданиях, записываются школьниками по ходу урока и становятся своеобразным опорным конспектом, который поможет выпускникам во время подготовке к устному экзамену по литературе, а также при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ.

Использование ИКТ как средства самоконтроля и самокоррекции учащихся.

Цель - развитие навыков самоанализа и самокоррекции; формирование речевых и коммуникативных умений.

Прием - сопоставление собственных выводов с выводами, зафиксированными на слайдах презентации.

Методические рекомендации.

ИКТ как средство самоконтроля и самокоррекции используются во время проверки домашнего задания и на этапе обобщения. Материалы самостоятельной работы учащихся озвучиваются лидером группы и сопрягаются с контрольным вариантом, демонстрируемым на слайде. Поэтому контрольный вариант выводится на экран только после озвучивания результатов работы групп, обсуждаются возможные разночтения, после чего выводы фиксируются учащимися в рабочих материалах урока. Такая методика работы позволяет школьникам скорректировать результаты собственных исследований и адекватно оценить их. Включение ИКТ дает возможность более рационально использовать время урока. Другие средства наглядности не позволяют эффективно выполнить данный вид работы из-за большого объема материала и технической невозможности его размещения. Кроме того, именно материал, выведенный на слайд, легче читается.

В материалах, присланных на конкурс "Презентация к уроку", представлена презентация и конспект урока литературы по теме "Ф.И.Тютчев. Философия любви. Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи:"". На данном уроке ИКТ вводятся разными путями, указанными выше.

Приложение.