Школьный летний лагерь. Профильная смена "Хочу быть успешным"

Разделы: Школьная психологическая служба


Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Каждый человек хочет быть успешным и именно это часто не получается из-за множества обстоятельств. Успешность у детей 11-12 лет определяется несколькими показателями:

– успешностью в учебе;
– общением со сверстниками.

Программа профильной смены “Хочу быть успешным” поможет учащимся 5-6 классов разобраться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне научиться строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.

Программа профильной смены “Хочу быть успешным” направлена на сохранение психологического здоровья детей, на успешную самореализацию в жизни.

Цели урока:

– Обучение учащихся жизненно важным навыкам, психосоциальной компетентности;
– Сохранение психического здоровья.

Задачи:

– Научить принимать себя, свои достоинства, осознавать собственную ценность и уникальность, свои способности и возможности;
– Научить принимать других людей, осознавать ценности и уникальности каждого человека;
– Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
– Учить находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Смена рассчитана на учащихся 5-6 классов. Занятия проводятся в каникулярное время на территории школы, продолжительность занятий – 3 часа ежедневно.

Методы и техники, используемые в работе:

  1. Ролевые игры;
  2. Дискуссии;
  3. Рисуночная арт-терапия;
  4. Моделирование образцов поведения;
  5. Метафорические истории и притчи.

Планирование профильной смены

№ п/п

Тема занятия

Оборудование

1 день

“Я – это Я”

Карандаши цветные, бейджики, мяч, вырезанные геометрические фигуры, цветная бумага, клей-карандаш, листы белой бумаги размером А4, пластиковые стаканчики, цветные ленты, магниты; текст сказки “Имя – бабочка”, краски, влажные салфетки.

2 день

“Я имею право чувствовать и выражать свои чувства”

Подборка музыкального сопровождения (звуки природы: дождь, гроза, пение птиц, стрекотание сверчков, шум моря), аппаратура для воспроизведения музыки; цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, мяч.

3 день

“Я и мой внутренний мир”

Краски, кисточки, зеркало, воздушные шары, кегли с кольцами, цветная бумага, ножницы, клей, влажные салфетки.

4 день

“Кто в ответе за мой внутренний мир?”

Бумага А4, краски, мяч, цветные карандаши, текст сказки “Повесть о настоящем …цветке”

5 день

“Я и Ты”

Мел, листы ватмана, бумага А4, мягкие игрушки, фломастеры, цветные карандаши, краски.

6 день

“Едем на природу”

Спортивный инвентарь: мячи волейбольный, теннисные, футбольный; ракетки для бадминтона; листы бумаги А4.

7 день

“Агрессия и ее роль в жизни человека”.

Бумага А4, простые, цветные карандаши, ножницы, клей, цветная бумага, подборка музыкального сопровождения.

8 день

“Декларация прав ребенка”

Декларация прав ребенка, текст сказок, цветная бумага, ножницы, клей.

9 день

“Хочу быть успешным”

Бумага А4, магниты, цветная бумага, клей, цветные карандаши.

Сценарий занятий

1 день. “Я – это Я”

  1. Знакомство, представление;
  2. Рисование геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ломаная линия) – определение членов команды;
  3. Работа в командах: “Мое имя”: 3.1) рисуем свое имя; б) качества, которые я ценю в себе; 3.2) что означает мое имя?; 3.3) великие люди, носившие мое имя; 3.4) работа со сказкой – “Имя-бабочка”.
  4. Игра “Я – Это Я”: 4.1) “Угадай, чей голос”; 4.2) “Моя ладошка”. Нарисовать контур ладошки и на каждом пальце написать свои хорошие качества; 4.3) “Я могу, я умею”. Перебрасывая мяч, называть какое-либо свое умение; 4.4) “Я – невидимка”. Учащимся предлагается пофантазировать на тему “Что бы я делал, если бы превратился в невидимку на 5 минут?”.
  5. Игра “Бабочка моего настроения”: Ребята пальчиками рисуют бабочку своего настроения.
  6. Рефлексия (ребята по 5-ти бальной системе оценивают прошедший день).

2 день. “Я имею право чувствовать и выражать свои чувства”

  1. “Я имею право чувствовать и выражать свои чувства”: 1.1) Игра “Закончи предложение”. Перебрасывая мяч, необходимо назвать те или иные чувства, начиная со слов: “Я имею право на …”; 1.2) Игра “Плохое-хорошее настроение”. Передача мяча начинается со слов “Мне плохо, когда …”, “Мне жаль себя, когда …”; 1.3) Игра “Чаша доброты”. Ученики пишут записки “Мне хорошо, когда …”. Затем, ведущий зачитывает записки; 1.4) Игра “Рассмеши королеву Несмеяну”. Ребятам необходимо рассмешить участника группы; 1.5) Игра “Море волнуется раз …”. Участники посредством пантомимы показывают свое настроение; 1.6) Игра “Молекулы”. Ученики двигаются по кабинету, по команде педагога они объединяются по 2, 3, 4– человека в группы и т.д.
  2. Игра “Следопыт”. Каждой группе необходимо ответить на 20 вопросов: 2.1) Как зовут дочерей учителя математики? 2.2) Сколько ступенек на лестнице в школе между 1 и 2 этажами? 2.3) Сколько отличников в 3-В классе? 2.4) Сколько медалистов будет в выпуске 2011 года? 2.5) Сколько девочек в классе у учителя 2-Б класса? 2.6) Сколько окон в столовой? 2.7) Когда день рождения у Н.И. Коняхиной? 2.8) Сколько мальчиков в 11-А классе? 2.9) Любимое блюдо директора школы? 2.10) Любимая книга библиотекаря школы? 2.11) Сколько технических работников работает в нашей школе? 2.12) Сколько окон в школе? 2.13) Сколько ступенек на крыльце школы? 2.14) Как зовут сына повара? 2.15) Какой общий возраст в группе? 2.16) Сколько стульев в учительской? 2.17) Сколько лавочек на первом этаже? 2.18) Сколько детей посещает пришкольный лагерь? 2.19) Сколько завучей в школе? 2.20) Во сколько начинается рабочий день поваров?

По результатам собранной информации ребята должны составить статью “Моя школа”.

3 день. “Я и мой внутренний мир”

  1. Игра “Путешествие в племя туземцев”: 1.1) каждый участник игры придумывает себе имя. Имя должно соответствовать внутреннему миру – например: “Зоркое око”, “Весенний ручеек” и т.д.; 1.2) оформление бейджиков; 1.3) нанесение грима на лицо участника (рисунок должен соответствовать придуманному имени); 1.4) выбор вождя (два племени); 1.5) название племени; 1.6) выработка правил и запретов племени.
  2. Игра “Общение двух племен”: 2.1) придумать свою азбуку и написать письмо в другое племя; 2.2) жестами попросить помощь у другого племени.
  3. Игра “Поклонение богам”: 3.1) поклонение богу Земли (представить любую страну мира); 3.2) поклонение богу Неба (надуть и раскрасить шар); 3.3) поклонение богу Воды (рассказать о любом водоеме, море, океане); 3.4) поклонение богу Воздуха (необходимо разжевать жвачку и надуть шар); 3.5) поклонение богу Охоты (необходимо метко набросить кольца на кеглю).
  4. “Война племен”: Дается проблемная ситуация и племена “мирным” путем ее решают.
  5. Обмен сувенирами.
  6. Рефлексия.

4 день. “Кто в ответе за мой внутренний мир?”

  1. “Три игры для смелых и решительных”:
  2. Погружение в игру: закончи предложение: “У меня сейчас ….. настроение”; “Я очень хочу, чтобы сегодня…..”; “Я верю, что у меня сегодня получится…..”.

    1.1) “Переправа через пропасть”: а) выбор капитанов путем голосования. Каждая кандидатура обсуждается, где ребята должны объяснить, почему они предлагают именно этого человека. (2 команды); б) капитан раздает перед переправой участникам своей команды “груз”.
    1.2. “Груз перед пропастью”:
    Страх, гнев, печаль, лень, ревность, неприязнь, обида, стыд, смущение, грусть, раскаяние, враждебность, зависть, равнодушие, злость, агрессивность, тревога, самоуверенность.
    1.3. “Груз” после переправы:
    Радость, счастье, любовь, вдохновение, умиротворение, надежда, гордость, интерес, вера, искренность, смелость, уверенность, благодарность, влюбленность, сострадание, забота, доброта.

  3. Игра “Комплиментарный штурм”. Участники, передавая игрушку “Сердечко”, должны сделать комплимент соседу, сидящему рядом: “У тебя такой ….; “Мне так нравится в тебе …”; “Ты такой …”; “Без тебя …”; “Вместе с тобой …”.
  4. Игра “Я могу, я умею”. Учащиеся, сидя в кругу, рассказывают о своих, личных рекордах, начиная со слов “Я могу …”, “Я умею …”, “Я сделал …”.
  5. Чтение и обсуждение сказки “Повесть о настоящем … цветке”.
  6. Игра “Я мечтаю”. Участникам необходимо представить, что есть возможность надеть “шапку-невидимку”. Какую бы мечту ты осуществил?
  7. Рисунок “Моя мечта”. Участники выполняют рисунок красками (рисуют пальчиками).
  8. Рефлексия.

5 день. “Я и Ты”

  1. Игра “Мы едем, едем, едем!”:
  2. Выбор попутчиков. Учащимся необходимо разбиться на 2 команды.
  3. Станция “Творческая”: участникам необходимо нарисовать животное (заяц, волк, лисица). Рисовать необходимо по очереди – первый участник рисует туловище, второй – голову, третий лапы и т.д.; из фраз надо составить пословицы.
  4. Станция “Спортивная”: команды получают маршрутный лист со схемой передвижения; учащиеся должны пройти по маршруту, взявшись за руки.
  5. Станция “Театральная”: командам посредством пантомимы необходимо показать известную сказку; используя мягкие игрушки, команды должны сочинить сказку про дружбу.
  6. Станция “Рекламная”: необходимо сделать рекламу своей школы.
  7. Рефлексия.

6 день. “Едем на природу”

  1. Игры с мячом: 1.1) “Пионербол”; 1.2) Волейбол; 1.3) Игра в “Картошку”.
  2. Игры у воды: 2.1) “Лягушки”. Кто сумеет бросить шишку так, чтобы она “пропрыгала” большее количество раз; 2.2) “Кораблик”. Ребята изготовили из листочков кораблики и пустили их по воде.
  3. Игры с шишками: 3.1) “Меткий стрелок”. Ставится мишень и необходимо шишками ее сбить; 3.2) “Игра в корзинку”. Ставится маленькое ведерко и необходимо попасть шишкой в него.
  4. Подвижные игры: 4.1) “Разорви цепи”. Участники делятся на две группы, берутся за руки. Задача команд, по очереди, пробегая, разорвать цепь другой команды (рисунок 12). 4.2) “Ручеек”. 4.3) “Пятнашки”.
  5. Рефлексия.

7 день. “Агрессия и ее роль в жизни человека”

  1. Рисунок агрессии.
  2. Чтение и обсуждение сказки “Сказка про Рона”.
  3. Способы реагирования на агрессию (закончи предложение): 3.1) “На перемене Леня обидно обозвал Ваню. И тогда Ваня …”; 3.2) “Маша рассказала Нине про свой секрет. Нина рассказала про это девочкам из класса. И тогда Маша …”; 3.3) На перемене Игорь нечаянно задел Костю. Костя тут же развернулся и стукнул его. И тогда Игорь …”.
  4. Игра “Свет мой зеркальце”: Ученики садятся друг перед другом. Один ученик играет роль зеркала, другой обращается к зеркалу, спрашивает: “Свет мой зеркальце, скажи, в каких ситуациях я бываю агрессивным?”. “Зеркало” отвечает, затем игроки меняются местами.
  5. Добрый камень: Ребятам необходимо разукрасить камень красками, так, чтобы камень стал добрым. После игры камни разложили на школьной клумбе.
  6. Игра “Театр”: Каждой группе даются маски сказочных персонажей. Необходимо придумать рассказ с проблемной ситуацией. Условие – чтобы проблемная ситуация разрешилась положительно.
  7. Игра “Маска”: Ребята рисуют маски, близкие по манере поведения: 7.1) маска силы (“Как стукну, все будете меня бояться”); 7.2) маска манипулятора (Я заставлю людей поступать так, как хочу!”); 7.3) маска привлекающего внимание (“Буду вести себя плохо, на меня обратят внимание!”); 7.4) маска застенчивого (“Я лучше помолчу, боюсь сказать не так!”); 7.5) маска прикольщика (“Приколюсь, может меня заметят”).
  8. Рефлексия.

8 день. “Декларация прав ребенка”

  1. Знакомство с Декларацией прав ребенка: 1.1) история; 1.2) основные положения Декларации прав ребенка.
  2. “Мои права дома”: Ребята собирают из вырезанных лепестков “ромашку”. На каждом лепестке записывают свои права дома.
  3. “Мои права в школе”: Ребята собирают из лепестков “ромашку”. На каждом лепестке записывают свои права в школе.
  4. Работа со сказками:
    4.1) Сказка “Гадкий утенок”. Вопросы:
    4.1.а) Все ли герои сказки “Гадкий утенок” относятся друг к другу по-братски? 4.1.б) Должны ли все герои этой сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? 4.1.в) Имели ли право обитатели птичьего двора обижать гадкого утенка?
    4.2) Другие сказки. Вопросы:
    4.2.а) Чье право нарушила ведьма в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка?”. Назовите это право; 4.2.б) Имел ли Буратино право на образование? 4.2.в) Чьи права нарушал Карабас-Барабас? 4.2.г) Какое право нарушила Лиса, заняв Зайкин домик в сказке “Лиса и Заяц”? 4.2.д) Кто помог зайцу и защитил его право? 4.2.е) Какие права нарушал волк в сказке “Три поросенка”?
  5. Отвечаем на вопросы: 5.1) Кто может защитить ребенка от насилия и жестокости? 5.2.) Куда может обратиться ребенок, если ему нужна помощь? 5.3) Кто обязан следить за соблюдением прав ребенка?
  6. Рефлексия.

9 день. “Хочу быть успешным”

  1. Заседание клуба “Успех”
    – Что значит быть успешным?
    – Закончи предложение “Успешный человек, это такой человек, который …”
  2. Оформление буклета “Советы тем, кто хочет быть успешным”.
  3. Оформление презентации “Как стать успешным?”
  4. Рефлексия.