Формирование навыка чтения. Методические рекомендации для учителей, работающих в коррекционных классах VII–VIII-го вида

Разделы: Администрирование школы, Коррекционная педагогика


Навык чтения является общеучебным навыком.

Ананьев Б.А. указывал, что “Дети сначала учатся чтению и письму, а потом по средствам чтения и письма”.

Навык чтения характеризуется следующими основными качествами:

  • Правильностью;
  • Беглостью;
  • Сознательностью;
  • Выразительностью.

Все качества чтения проявляются при чтении одновременно и взаимно обуславливают друг друга. Улучшение одного качества непременно ведёт к улучшению другого качества.

Формирование правильности чтения.

Правильность – это безошибочность воспроизведения звуко-слогового состава слов с соблюдением норм орфоэпии.

Правильность чтения является основой для формирования беглого, осознанного, выразительного чтения.

Ошибки многочисленны в результате несоответствия зрительного и слухового анализаторов.

Формирование правильности чтения осуществляется в 1-2 классах.

Методические условия,

способствующие формированию ПРАВИЛЬНОСТИ чтения.

+ развитие безошибочности зрительного восприятия текста

Для этого проводят речевые зарядки в начале каждого урока чтения в течение 3-4 минут.

Виды речевых зарядок:

  • Чтение на дифференциацию сходных слогов, слов

па – ба палка – балка
са – за роса – роза
то – до точка – дочка

  • Чтение слов с подготовкой

ла – пла – платок
ру – тру – струна
ри – три – стрижи

  • Чтение слов по подобию (когда в читаемых словах повторяется трудночитаемая часть слова)

рыбачья, беличья, волчьи и т.д.

  • Чтение слов, имеющих одну приставку или корень

  • Чтение родственных слов с постепенным нарастанием сложности
вода
водный
водичка
водопровод

+ предупреждение ошибок

  • Выяснение значения незнакомых слов до чтения текста;
  • Предварительное послоговое чтение многосложных слов (слов состоящих из 4-6 слогов), а также слов со сложной слоговой структурой: слова со стечением 3-4-х согласных (встретились, скользкий, возвращаться), с удвоенными согласными (хоккей, суббота); с ь и ъ (подъезд, мельничье колесо);
  • Предварительное чтение вполголоса текста учащимися перед чтением вслух (с 1 по 4 класс).

+ многочтение текста разными способами

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока (20-25 минут).

Виды чтения:

1. Чтение с проговариванием вполголоса.

Требования к чтению с проговариванием:

  • Дается задание учащимся по тексту.
  • Ограничить во времени.
  • Обязательно контролировать чтение.

2.Чтение цепочкой.

Не является эффективным. Альтернатива – чтение с эстафетой (добиваться произвольного внимания).

3. Предварительно-спланированное чтение.

Заготовить 2-а набора цветных полосок по количеству учеников класса.

4. Чтение в парах по предложению (1-2 класс), по абзацу (3-4 класс).

5. Чтение с взаимопроверкой.

6. Чтение за диктором (отстают от диктора на одно слово).

+ методически грамотное исправление ошибок

1. Необходимо максимально щадить процесс осознания читаемого учащимся, не прерывать чтение без необходимости

2. При исправлении ошибок необходимо учитывать соответствие звуковой формы слова при чтении, значению этого слова.

2-е группы ошибок:

1-ая группа – когда звуковая форма слова искажается до неузнаваемости, или в результате ошибки получается другое слово с другим значением.

В этом случае чтение ученика прерывается немедленно, т.к. в сознании возникает неадекватно контексту зрительный образ (рЯбина-рЫбина).

2-ая группа – когда звуковая форма слова искажается, но соответствует исходящему значению.

Ошибки:

  • Замена одного слова родственным словом (травинкатрава).
  • Орфографическое чтение, т.е. чтение с нарушением норм орфоэпии (ПОТОМУ ЧТО, СЧИТАТЬ, СЧАСТЬЕ, ЧТО).
  • Неправильная постановка ударения (понял, начать, свекла)
  • Диалектное произношение слов (убёг, цветков, узял).

Чтение не прерывается. Ошибки исправляются после прочтения отрывка.

Формирование беглости чтения.

Беглость – это чтение в темпе разговорной речи, при котором обеспечивается сознательное восприятие текста.

В норме учащиеся достигают беглости чтения к концу 5 класса, ~ 150-160 слов в минуту.

Техника определения беглости чтения:

– дается прочитать абзац незнакомого текста, 1-2 предложения дается для вчитывания, а после этого определяется количество слов за 1 минуту и дают ученику дочитать текст до конца абзаца.

Затем задают 2-3 вопроса по содержанию прочитанного. Вопросы должны быть не только репродуктивного (воспроизводящего), но причинно-следственного характера.

Методические условия,

способствующие развитию БЕГЛОСТИ чтения.

Работа ведётся с 3-го класса. К концу 5-го класса основная часть класса должна читать бегло. К концу 9-го класса норма чтения составляет ~100-110 слов в минуту.

Условия:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата;
  • Упражнения на развитие зрительной памяти.

Приём “Фотографирование картинок”. Начальный этап – 2-3 секунды, потом – 1 секунда. Посмотреть и сказать, что запомнили на картинке.

Приём “Сравнение парных картинок”.

Приём “Зоркий глаз”. Показ листа с 15 картинками. Смотреть 15 секунд, затем дается трафарет с 10 картинками, из которых 7 штук с предыдущей картинки, а 3 штуки – лишние. Найди лишние.

3 картинки нашли – средняя память.
5 картинок нашли – хорошая память.
7 картинок нашли – отличная память.

Затем можно картинки увеличить (до 30 штук), в трафарете – 21 картинка, а 17 штук из предыдущей.

Приём “Фотографирование материала с карточек”. Сначала “фоткаем” буквы, затем слоги, потом слова.

В начале работы на 1 букву даётся 1,3-1,5 секунды, потом 0,3-0,7 секунд.

Приём “Расширение поля зрения”.

Чтение слогов записанных пирамидкой с фиксацией взгляда на средней линии, на цифре, которая стоит вместо линии

Основание таблицы 40-60 мм

Материал дается от простого к сложному.

Таблица Шульте. Записываются числа от 1 до 12, посередине стоит точка или звездочка.

Таблица Швайко. Используется для развития просмотрового чтения.

Комплект А-1 (от 1 до 35)
Комплект А-2 (от 36 до 70)
Комплект А-3 (от 71 до 105)
Комплект А-4 (от 106 до 140)

  • Развитие смысловой догадки (антиципация)

Приём “Чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой”.

Приём “Несложные ребусы”.

Приём “Чтение слов, отличающихся 1-ой буквой”.

Приём “Дополнение незаконченных предложений”.

На опушке леса растёт ……………. (сосна, трава, василёк и т.д.).

Приём “Чтение текстов с пропущенными словами”.

Вначале прочитать текст про себя. Затем вслух по одному предложению.

После холодной зимы наступило …………………… .
На деревьях появились …………………. .
Яркое ……………….. пригревает землю.
Лесные ……………… покрылись …………….. травой.
Весело ………………. Прилетевшие птицы.

Приём “По заголовку рассказа предположить, о чем пойдет речь”.

Приём “По иллюстрации к рассказу определить, о чем в нем пойдет речь”.

Приём “Прогнозирование конца рассказа”

Учитель читает рассказ до середины и предлагает обучающимся рассказать, что стало потом.

Методические условия,
способствующие развитию ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ чтения.

Два направления:

  • Развитие техники речи, которое предполагает работу над речевым дыханием (упражнения на увеличение длительности дыхания)

*работа над четкостью дикции (скороговорки)

Работа над скороговоркой

  1. Читать без звука
  2. Затем медленно шепотом
  3. Потом медленно вслух
  4. И, наконец, быстро вслух

КУПИ

КИПУ

ПИК

Писать каждое слово отдельно, на карточках, и каждый раз менять их местами.

*работа над голосом

– читать быстро, медленно по одной строке читать
– в высоких, низких тонах  
  • Работа над средствами выразительности:
  1. Интонация.
  2. Логическое ударение.
  3. Система пауз.

Методические условия,
способствующие развитию СОЗНАТЕЛЬНОСТИ чтения.

  • Выборочное чтение
  • Ответы на вопросы
  • Краткий пересказ
  • Полный пересказ
  • Выборочный пересказ
  • Заключительная беседа
  • Работа с иллюстрациями (беседа, отв. на вопросы, выборочное чтение и др.)