Активизация учебной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы посредством применения ИКТ-технологий

Разделы: Общепедагогические технологии


Непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует от современного человека совершенствования интеллектуальных средств ее приема, обработки и передачи. В процессе использования ИКТ на уроках формируются умения школьников самостоятельно обрабатывать информацию, работать в группах и индивидуально, уметь принимать решения по данному вопросу, успешно адаптироваться в современном информационном обществе. Использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникативных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой и практической деятельности школьников в образовательном процессе.

В процессе работы использую следующие педагогические технологии в практике:

  • применение метода интеллект-карт для формирования и активизации познавательной деятельности учащихся
  • технология индивидуального обучения (использование разноуровневых дидактических материалов, работа с текстовой информацией)
  • метод моделирования - совершенствование речевых навыков школьников, моделирование на уровне слов и морфем, на уровне словосочетаний, на уровне текста (восстановить деформированный текст, развернуть текст в соответствии с темой, составить текст по иллюстрации, рисунку, схеме, создать текст по опорным словам из статьи учебника и др.)
  • игровое обучение
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения
  • технология на основе информационно-коммуникативных средств

Целью этих технологий является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения, повышения уровня обученности. Для достижения цели активизации учебной деятельности щкольников на уроках русского языка и литературы посредством применения ИКТ определяю следующие задачи:

  • способствовать созданию информационно- коммуникативной среды на уроках
  • использовать художественный аспект в образовательном процессе
  • интегрировать курсы лингвистики и русского языка и литературы как одно из условий обновления качества образования
  • работать с текстом как средством создания развивающей речевой среды, образовательных ценностей и приоритетов в обучении
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности.
  • При проведении уроков с применением ИКТ использую методы и приемы:
  • тестовые задания
  • работа с наглядными пособиями
  • методика использования творческих заданий на уроках литературы с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, Power Point (составление презентаций, текстов к презентациям, рисование схем и таблиц)
  • методика использования обучающее - контролирующих программ на уроках русского языка и литературы( деловы игры и моделирование, электронное пособие " Аудио библиотека школьника" ИДДК, "Уроки русского языка " изд. дом "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

При использовании данных программ и пособий на уроках ученики развивают внимание и память, учатся дополнять, редактировать предложенный материал, что способствует отработке и закреплению новых навыков в образовательном процессе, также активизации познавательной деятельности путем применения данных технологий обучения. С интересом ученики вставляют слова, пропущенные буквы в них, расставляют знаки препинания, вписывают в банк нужное слово , например, в игре "Пополни счет"( отработка ЗУН по фонетике).

Обучающие программы помогают ученикам пополнять свой словарный запас, осознать насколько они знают правила правописания. Наличие видеофрагментов, обилие иллюстративного материала, звуковое сопровождение, слушание фрагментов из изучаемых произведений в исполнении мастеров художественного чтения дают ученикам коллективно и индивидуально выбрать формы работы на уроке, позволяет расширить свой кругозор и углубить свои знания, выполнить работу творческого характера.

Ученики отвечают устно или письменно, совместно могут обсуждать материал, находящийся на экране. Они работают в группах, парах сменного или постоянного состава.

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

  • самостоятельная работа
  • творческие задания
  • деловые и познавательные игры
  • презентации
  • составление интеллект-карт

Методы обучения и активизации познавательной деятельности:

Методы преподавания Методы учения
1. Информационно-сообщающий 1. Исполнительский
2. Объяснительный 2. Репродуктивный
3. Инструктивно-практический 3. Продуктивно-практический
4. Объяснительно-побуждающий 4. Частично-поисковый
5. Побуждающий

Для контроля за уровнем ЗУН использую письменные и устные формы контроля:

-опрос - редактирование
-беседа - моделирование
-устный рассказ - диктант
- речевые упражнения - тестирование

- индивидуальная практическая проверка

- составление таблиц и схем

- дидактические игры

Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:

Организационный этап

  • Пояснение темы и цели урока, его содержание

Актуализация знаний. Мотивация на изучаемую тему:

- чем интересна она, что нам нужно знать по затрагиваемым вопросам , как эти знания пригодятся в дальнейшем в социальном плане, в моральной, этической, практической, интеллектуальной сферах. Эффект от применения данной информации по теме показан в виде схемы, рисунка, иллюстрации, репродукции картин. ( Показ слайдов)

Изображение на экране, устный рассказ учителя, дополнительный раздаточный материал в виде карточек, рисунков, книг, статей, фотографий заставляет ученика задуматься и наводит на некоторые размышления, которые могут выразиться в виде диалога, дискуссии или просто рисунка.

Проверка усвоения предыдущего материала с помощью разных средств контроля показывает степень усвоения материала, что ученик может выразить в составлении таблицы, интеллект-карты, монологического высказывания, письменной работы, рассказа по фотографии и других видов деятельности.

При изучении нового материала наглядное изображение является зрительным образом, акцентирующим внимание учеников. Соотношение слов учителя и изображение на экране помогает школьникам ориентироваться по вопросам, предложенным к размышлению. Сопоставление строк из произведения с музыкальным сопровождением, с ярким зрительным образом на экране, чтение строк, соответствующих яркому рисунку, репродукции картины или пейзажной зарисовке, а то и просто художественному этюду способствует активизации познавательной деятельности школьников.

Систематизация и закрепление материала

При закреплении изученного можно дать задания творческого характера: составить интеллект-карту, написать мини-сочинение, нарисовать рисунок, написать фрагмент рассказа, например, из жизни героя. На уроке -презентации, посвященному изучению повести А.С. Пушкина "Дубровский", ученики могут просмотреть слайды с иллюстрациями картин художников Б.Кустодиева, Д.Шмаринова, ярко представить жизнь и быт людей в эпоху первой половины девятнадцатого века. Все это способствует умению анализировать, сопоставлять, делать выводы. После изучения этого произведения школьники писали сочинение по предложенным темам. С целью лучшего запоминания в конце урока делаю обзор изученной темы и предлагаю учащимся в качестве домашнего задания составить либо таблицу по теме, либо интеллект-карту (образцы показываю), либо устный или письменный рассказ о герое, о писателе, об эпохе, когда было написано это произведение.

Творческая активность и познавательные способности учащихся развиваются при работе с мультимедийным проектором и экраном при иллюстрировании разных схем, картин, таблиц, фотографий, рисунков. Их познавательная деятельность активизируется и при просмотре видеофильмов, которые предоставляет РИКМ и музей Коми-изба. На уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только дать широкий спектр иллюстрационного материала, но и соединить весь художественный аспект в единую композицию. При этом проводится работа по развитию внимания, памяти эстетическому воздействию на личность школьника.

Выводы и обобщения:

Использование ИКТ позволяет активизировать мышление, умение предлагать свои варианты видения проблемы, вопроса, темы в узком и широком понимании, участвовать в дискуссии. Оно помогает повышать качество образования, формирует культуру, эстетические навыки учащихся, развивает внимание, память. Все это имеет практическую направленность в разных областях и сферах деятельности обучающихся. Информационные технологии - процесс использования совокупности средств, методов сбора, обработки и передачи данных - способствует отработке у учащихся способов действий, помогает формированию процессов самоуправления личности, преобразует действенно-практическую сферу и осуществляет эмоционально-смысловой подход к изучению вопросов, тем дискуссий, профессионального ориентирования.

Приложение 1

Приложение 2