Предметно-развивающая среда в технологиях инклюзивного пространства

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда детского сада, в которой он находится большую часть времени. Участие в городской экспериментальной площадке обозначило проблематику необходимости создания предметно-развивающей среды в инклюзивной группе детского сада комбинированного вида.

В настоящее время в интегративное пространство детского сада №2022 включены дети с различными нарушениями в развитии (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, интеллекта), в основном дети имеют сложные нарушения развития, при которых имеется два и более первичных дефекта, которые существуют одновременно.

При создании развивающей предметной среды в инклюзивной группе с одной стороны необходимо сохранение общепедагогических требований, а с другой важно учитывать особенности детей с проблемами в развитии: структуру первичного дефекта, степень его выраженности, характер и особенности психофизического развития (сенсомоторного, зрительного, осязательного, слухового, двигательно-моторного, зрительно-пространственного).

При создании предметно-развивающей среды в инклюзивном пространстве необходимо учитывать требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:

  • Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети с условной нормой самостоятельно могут определять содержание деятельности, намечать план действий и активно решать разнообразные задачи.
  • Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности. У всех детей среда, созданная с учетом этого принципа, вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями.
  • Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
  • Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для особого ребенка. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.
  • Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

В зависимости от контингента детей, включенного в инклюзивное пространство, развивающая предметная среда будет иметь свою специфику и обеспечит условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. В групповой комнате выделяются следующие сектора: сенсорного развития, сектор развития предметно-практической деятельности, сектор ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки, сектор общения и эмоционального развития, сектор развития мобильности, ориентировки в пространстве.

<Рисунок 1>

Сектор сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики <Рисунок 2>:

  • шнуровки, дидактическая кукла-клоун, пузырьки и банки с различными крышками, резиновые, пластмассовые, деревянные, поролоновые мячи с шипами (ежики), конструкторы (металлический, пластмассовый, кнопочный), рамки с застежками, пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), “сухой душ”, “осязательные ванны”, тактильная дорожка, тактильное панно “Ежик”, тактильная панель, шершавый алфавит, почтовый ящик, сенсорная тропа.
  • Игры на развитие зрительного восприятия: “Сложи узор”, зашумленные изображения, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения.
  • Игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета. Объемные и плоскостные геометрические фигуры, “Найди пару”, “Найди предмет указанной формы”, “Составь целое из частей”, “Какого цвета не стало?”, “Сложи радугу” и др.
  • Игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Коробочки с различными запахами, “Четыре времени года”, “Какой предмет?” и др.
  • Игры на развитие слухового восприятия:: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов, магнитофон, аудиозаписи
  • Игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений. Схема тела человек, вкладыши человек и др.

В секторе сенсорного развития подбор дидактического материала осуществляется с учетом категории детей, включенных в инклюзивное пространство. Более расширенно представлены материалы на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие особых свойств предметов.

В секторе ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога ставится на формирование навыков самообслуживания, пополнение социального опыта детей с проблемами в развитии на основе их взаимодействия со сверстниками. <Рисунок 3>

Сектор предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. <Рисунок 4>, <Рисунок 5>. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, полученные на обучающих занятиях с дефектологом, учатся удерживать взятые на себя роли. А для детей с условной нормой расширяется диапазон ведущих ролей, что ни всегда реализуется в обычной группе детского сада.

Сектор развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развивать свои двигательные возможности, ориентировку пространстве, а дети с условной нормой закрепляют навыки в основных движениях. <Рисунок 6>.

Сектор общения и эмоционального развития особенно важен для детей с проблемами в развитии. <Рисунок 7>. <Рисунок 8>.У них наблюдается быстрая утомляемость и необходимы условия для снятия напряжения и релаксации. Дети с условной нормой могут успешно привлекаться к различным совместным групповым действиям и здесь успешно решаются задачи по коррекции психоэмоционального развития.

Работа в секторах будет успешной, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия. Игра позволяет нам не только решать различные задачи, но и как охарактеризовал ее Л.С. Выготский игра – это своеобразная “арифметика социальных отношений”. В рамках инклюзивного образования в этом вопросе мы еще находимся в начале пути. В связи с этим хотелось бы обозначить несколько проблем:

  • Полифункциональность игрушки не описана в литературе для использования в интегративном пространстве;
  • Определенные трудности вызывает построение взаимоотношений между детьми с условной нормой и детьми с проблемами в развитии, организация общения в каждом секторе предметно-развивающей среды;
  • Необходимо определить функционал и технологии работы педагогов в интегративном пространстве по отношению к разным категориям детей

Предметно-развивающая среда содержит в себе огромный потенциал, который должен быть реализован в ближайшем будущем в инклюзивном образовании.