Музыкальное занятие "Подушка-подружка и зонтик Оле-Лукойе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Учить детей различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику) и передавать в движении характер музыки.
  • Закреплять знание детей о колыбельной.
  • Познакомить детей с понятием “инструментальная музыка”.
  • Развивать певческие навыки детей.
  • Воспитывать интерес к музыке.

Оборудование:

  • Подушечки-думочки, колокольчики (на каждого ребёнка), карточки (по 2 на каждого ребёнка, одна с разноцветным зонтиком, другая с серым), белка и ёжик (игрушки), разноцветные осенние листочки (по 2 на каждого ребёнка), шапочки зайца, медведя, лисы, заготовки из жёлтой бумаги, ножницы (на каждого ребёнка), солнышко, без лучей на листе большого формата, клей.

Музыкально-литературный материал:

  • “Полли” Англ. Нар. Мелодия, “Адажио” муз. Д. Штейбельта, стихотворение “колыбельная” Н. Пикулевой, “Колыбельная” муз. С. Левидова, “Резвушка” муз. В. Волкова, “Капризуля” муз. В. Волкова, распевка “Наступила осень” муз. и сл. И. Бодрачено, песня “На лесной опушке” муз. и сл. Т. Барбакуц, игра-хоровод “Спляшем нашу полечку” муз. и сл. Т. Бокач

Предварительная работа:

  • чтение сказки “Оле-Лукойе” Г.Х.Андерсена, знакомство с музыкально-дидактической игрой “Зонтики Оле-Лукойе”, разучивание песни “На лесной опушке” муз. и сл. Т. Барбакуц.

Ход занятия

Дети заходят в зал с подушечками-думочками.

Музыкальный руководитель: (поёт ласковым голосом) Здравствуйте, ребята.

Дети: (отвечают) Здравствуйте.

Музыкальный руководитель: Какие вы молодцы, не забыли, о чем мы с вами договорились и все пришли со своими любимыми подушечками. Сейчас мы с ними и поиграем. Давайте представим, будто наступил вечер и пора ложиться спать, но вам, конечно, очень не хочется, вы расшалились, начали с подушечками прыгать, веселиться. Бывает такое? И тогда, что вам мамы говорят? (Ответ детей). И вы, наверное, начинаете ходить тихо- тихо на носочках, чтобы мама не сердилась. А потом забываете и опять начинаете веселиться. Послушайте, и скажите, под какую музыку мы будем прыгать, и скакать, взяв подушечку за уголочки, а под какую тихонечко ходить, обняв, подушечку. (Проиграть фрагмент, уточняя, что одна музыка громкая, быстрая, а другая тихая , медленная)

Музыкально- ритмические движения “Прыгаем - ходим” (“Полли” Акгл. Нар. Мелодия, “Адажио” муз. Д. Штейбельта)

Музыкальный Руководитель: Как расшалились ребятишки, а уже звёздочки в окно заглядывают, спать пора. Что же делать? Знаю, вы же мне рассказывали, что мамы вам вечером поют песенки, чтобы вы сладко спали. Давайте, попросим: подушка-подружка, шепни нам на ушко, как называются такие песенки. Кому подушечка шепнула? Да, это колыбельные. Садитесь тихонечко (дети садятся на ковёр) и мы с вами послушаем “колыбельную”, но петь её никто не будет, а будет звучать только музыка, такая музыка называется инструментальной, когда никто не поёт, а играют только музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель читает:

Ходит сказка по домам,
По высоким теремам,
жди её, глаза закрой,
Спи глазок, спи другой
Сказка добрая придёт,
Сердце доброе найдёт,
жди её глаза закрой,
Спи глазок, спи другой.
Н. Пикулева

Слушание: “Колыбельная” муз. С. Левидова

Музыкальный руководитель: Какая красивая музыка, вам понравилась? А как она звучала (тихо, ласково, нежно, спокойно). А мы слушали с вами песню или инструментальную музыку? (инструментальную). А ведь и у нас получится сыграть эту колыбельную, что бы она звучала ещё интересней. Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах мы можем сыграть эту музыку? (дети выбирают музыкальные инструменты- колокольчики) Подушечки ваши пусть пока полежат вот здесь на стульчиках.

Игра на детских музыкальных инструментах; “Колыбельная” муз. С. Левидова.

Музыкальный руководитель: Молодцы, как хорошо вы играли, Такая волшебная получилась колыбельная, что все кругом уснули. И начались чудеса.… Ой, чьи это зонтики? (Дети отвечают: “Оле-лукойе” так, как эта игра им хорошо знакома).

Музыкальный руководитель. Ребятки, я забыла какой зонтик Оле- Лукое раскрывает над послушными детьми?

Дети: Яркий, с картинками.

Музыкальный руководитель: А над непослушными?

Дети: Серый, без картинок.

Музыкальный руководитель: Берите зонтики, будем, как Оле-Лукойе, их раскрывать (Дети берут карточки с нарисованными зонтиками )

Муз. Дидактическая игра “Зонтики Оле-Лукойе” (когда звучит мажорная музыка- дети поднимают карточки с яркими зонтиками, на минорную- карточки с серыми зонтиками).

Музыкальный руководитель: Но мы-то послушные дети и над нами раскрылся цветной зонтик с яркими картинками и снится нам замечательный сон. Оказались мы на лесной осенней полянке. Давайте, посидим на пенёчках (стульях, которые стоят около фортепиано). Какая красота кругом!

(начинает петь)

Распевка “Наступила осень” муз. и сл. И. Бодраченко

Музыкальный руководитель: (радостно). Наступила осень!..

Дети. Осень, осень!

Музыкальный руководитель: (грустно). Клен листочки сбросил.

Дети. Сбросил, сбросил.

Музыкальный руководитель: (удивленно). Заблестели лужи.

Дети. Лужи, лужи...

Музыкальный руководитель: (вопросительно). Дождик нам не нужен?

Дети (радостно). Нужен!

Музыкальный руководитель: Кто это там, в траве бежит, пыхтит?

Дети: Ёжик.

Музыкальный руководитель: А за ним рыжая белка. Это про них, наверное, мы песню знаем “На лесной опушке”. Давайте, споём, пусть они послушают.

Будем петь весело, слушая друг друга.

Пение: “На лесной опушке” муз. и сл. Т. Барбакуц. ( поют хором).

Музыкальный руководитель: Белочка с ёжиком тоже хотят с нами спеть. (Отдаёт игрушки детям- солистом), Ой, сколько разноцветных листочков у нас под ногами (листья лежат под стульями) возьмите их и у нас получится песня- сказка

(инсценируется песня, стоя возле стульчиков)

Музыкальный руководитель: Подул ветер, начался листопад. (Дети подбрасывают листья вверх). А где же белочка с ёжиком? Куда они убежали? Пойдём их поищем. (Дети выходят на середину зала). А здесь ещё зверюшки: заяц, медведь, лиса (называя зверей, надевает шапочки на головы детей). Они с нами тоже хотят поиграть.

Игра- хоровод “Спляшем нашу полечку” муз. и сл. Т. Бокач

(Дети движениями передают образы зайца, лисы, медведя)

Воспитатель: Какой нам сон интересный приснился, что мы даже не заметили, как ночь прошла, выглянуло солнышко, только лучики у солнышка осенью стали короче, чем были летом. Давайте поможем солнышку засиять ярче. (Дети режут из жёлтой бумаги полоски и наклеивают).

Итог:

Под какую музыку мы сегодня шалили, прыгали? (весёлую, быструю, громкую), а под какую ходили тихонько, обняв подушечку? (тихую, спокойную, медленную). Какие песни поёт вам мама перед сном? (колыбельные). Как называется музыка, когда звучат только музыкальные инструменты? (инструментальная). В следующий раз мы ещё послушаем красивую музыку и узнаем много интересного.

А теперь, давайте, возьмём любимые подушечки и попрощаемся с ними до новых снов (Дети уносят подушечки и кладут в спальню, на свою кровать, рядом с большой подушкой.)