Элементы модульной технологии на уроках географии

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Новая парадигма образовательного процесса российской школы заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В этой связи традиционный малоэффективный объяснительно-иллюстративный процесс в современной школе заменяется новыми педагогическими технологиями. Технология-это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Эффективность процесса обучения будет намного выше, если ученик сможет учиться сам, а учитель будет управлять его учением – мотивировать, организовывать, консультировать, этому способствуют новые технологии.

В моей работе необходимость использования новых технологий ярко выразилась в рамках предпрофильного и профильного обучения, которое направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и выбранная мною технология модульного обучения поможет решить многие проблемы.

Модульное обучение – такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с программой, составленной из модулей.

Основными мотивами внедрения в практику своей педагогической деятельности технологии модульного обучения считаю: гарантированность результатов обучения; партнёрские отношения учителя и учеников; возможность работы учащихся в парах, группах; возможность общения с товарищами; раннее предъявление конечных результатов обучения; “мягкий” контроль в процессе усвоения учебного материала.

Ввиду того, что в течение двух лет мною была проведена апробация элементов модульной технологии (модульные уроки, контроль по “измерителям”, диагностика) в условиях деления класса на подгруппы, предполагающие изучение географии на базовом уровне всем классом и на профильном уровне для учащихся, выбравших географическое направление, целью эксперимента явилось доказательство результативности обучения посредством модульной технологии и дифференцированного подхода.

Задачи.

1. Технологизация учебного процесса.

2. Развитие навыков самообразования.

3. Создание условий для использования ИКТ.

В отличие от методической системы, которая направлена на решение задач: чему учить, как учить, технология модульного обучения решает задачу: как учить результативно.

Суть модульного обучения достаточно полно изложена в разных источниках. Поэтому моя задача не пересказывать известные истины, а проследить возможность использования данной технологии в условиях предпрофильного и профильного обучения. Технология включает следующие этапы: целевая установка и ведущие принципы технологии, проектирование содержания модулей, выбор методов, форм и средств обучения, конструирование учебных модулей и дидактических материалов, рейтинговая система контроля и оценки.

Модульная программа имеет структуру, отражающую основные элементы: технологическую программу для учащихся; технологическую карту учителя; технологические карты уроков; тест самооценки по модулю; “измеритель” уровня знаний, умений и навыков. [Приложение 1, Приложение 2]

Технологические карты уроков состоят из учебных элементов (УЭ), которые можно объединить в две группы:

1. По структуре модуля УЭ должно быть не более 7. Обязательно следующие: УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения; УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме ; задания по овладению новым материалом; УЭ – n – включает задания по овладению содержанием темы модуля.

Завершающий УЭ – подведение итогов: оценка степени достижения цели урока; выбор домашнего задания с учётом достижений на уроке и уровневых групп; оценка работы.

2. По источникам информации (носителями учебной информации): текстовый, картографический, табличный, иллюстративный, словесный, компьютерный, аудио-видео, натурный, игровой.

Использую разные формы работы с модулем: индивидуальную, парную и групповую.

Рассмотрим этапы подготовки и проведения модульных уроков.

При организации предпрофильной и профильной подготовки возникает проблема: как разрешить противоречие между большим объёмом материала и перегрузкой школьников? Наиболее целесообразным становится, на мой взгляд, применение разноуровнего обучения, поэтому в учебной программе на базовом уровне материал частично распределяю по модульным технологическим программам, а внутри модульных программ выделяю учебные модули для разных уровней.

Второй этап подготовки заключается в том, что прорабатываю содержание учебных тем и определяю дидактические цели.

Начинаю модульные уроки с целеполагания.

Следующий этап модульных уроков – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это может быть обсуждение эпиграфа к уроку, (например: “Люди, – писал Н.Н. Баранский, - не перелётные птицы, и их переселение объясняется не биологическими, а общественными законами”), использование входного теста с самопроверкой, заполнение схемы.

В информационном блоке использую учебные элементы с различными источниками информации.

Больше всего учащимся нравятся игровые УЭ. В ходе решения игровой ситуации для повышения эмоционального отклика учащиеся выполняют ролевую игровую деятельность. Пример УЭ. Ваша цель: закрепить представление о рекреационных ресурсах округа. Научиться практическому применению знаний.

Задание: представьте, что вы – директор туристической фирмы, занимающейся организацией отдыха туристов. Ваша фирма расширяется. Разработайте новые туристические маршруты. Результат учащиеся показывают на этом же уроке. Фрагмент выполненной работы учащимися:

“Юсьвинский район, расположенный близ р. Камы, имеющий хорошее транспортное сообщение с соседними регионами. Район получил наибольшее развитие, как в промышленном так и в историко-культурном отношении. Объекты культурного наследия, обладающие ценностью не только местного значения, но и регионального, встречаются, в основном, в крупных населенных пунктах – селах Юсьва, Архангельское, поселках Майкор, Пожва (в 1990 г. отнесен к категории исторических населенных мест России). [1]

Дамы и господа! Мы предлагаем вам увлекательную поездку по историческим местам родного округа, где вы узнаете больше об истории округа и поселениях исторической важности. [2]

Рис. 1. Свято-Никольская церковь

Рис. 2. Здание Окружного управления Строгановых

Рис. 3. Церковь Святой Троицы

Экскурсия начнется в столице Коми-Пермяцкого округа – г. Кудымкаре (от Свято-Никольской церкви (рис.1) и Окружного управления Строгановых (рис.2)), пройдет через село Юсьва, поселок Майкор и закончится в поселке Пожва (рис. 3). [3]

Века прошлого постройка -
Раньше князь здесь проживал.
А сейчас здесь санаторий -
Приезжай, кто не бывал.
Мы ждем вас в нашей турфирме!!!

Несомненно, полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Далее в модуле – отработка материала: практическая работа, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции. На этом этапе использую “мягкие” формы контроля – само- и взаимоконтроль. Чаще даю задания: составить схему, заполнить таблицу, ответить на вопросы, решить задачи.

Заканчиваю модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя), коррекции знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.

В конце темы дети получают контрольный тест (“измеритель”). Результаты “входных” и “выходных” контролей вписываются в оценочный лист и по нему делается вывод качества знаний по теме.

За многие годы работы в школе у меня сложилась определенная система в использовании разных технологий. В последние годы в рамках предпрофильного и профильного обучения модульной технологии.

Считаю использование элементов модульной технологии на уроках географии предполагает определенную эффективность учебного процесса, а именно:

1. При использовании данной технологии резко повышается мотивация обучения, так как, будут реализованы все компоненты его человеческого "Само: -осознание, -определение, -выражение, -утверждение, -реализация, -регуляция".

2. Экономит время, отведенное на изучение курса без ущерба полноте изложения и глубине усвоения материала.

3. Обеспечивает глубину и прочность усвоения материала.

4. Позволяет учащимся осуществлять саморегуляцию своих учебных достижений.

5. Повышает качество обучения. Это подтверждается результатами государственных экзаменов, олимпиад, учебных конференций и в показателях продолжения профессиональной подготовки

За три года апробации “Модульной технологии” мной выделены следующие преимущества: учащиеся каждого уровня точно знают, что они должны усвоить; могут самостоятельно планировать своё рабочее время; учебный процесс сконцентрирован на учащихся, а не на учителе. Сравнивая теоретические основы данной технологии и практический опыт, выделились основные трудности: учащиеся должны владеть самодисциплиной, выполнять большой объём самостоятельной работы; сами нести ответственность за своё обучение.

Следует отметить и то, что внедрение разных технологий обучения не означает, что они полностью заменяют традиционные (технология тестов, формирования учебной деятельности школьников, дифференцированного обучения, технология проектной деятельности). Новые технологии применяются не вместо традиционных, а наряду с ними, так как они являются составной частью моей методики преподавания.

Литература

1. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2000. С. 271-273.

2. Кудымкар – город Кудым-Оша. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2007. С. 11-15.

3. Наш край. Выпуск 9. – Пермь: Алекс-Пресс. 2005. С. 83-89.