Повышение познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики

Разделы: Общепедагогические технологии


«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и действовать и благородство чувств − необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».
Н.Г.Чернышевский

Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики, вычислительной техники. Развитие мышления и формирование навыка «действия» учащихся при обучении математике, способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие учащиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами.

Основной задачей обучения математике в школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых и достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. И тут возникает вопрос: а как этого добиться, когда, как мы с вами считаем, дети приходят всё с менее сформированной мотивацией к учению. Достижение необходимого эффекта обучения математике возможно на базе применения и таких подходов, которые направлены на развитие каждого ученика, на формирование и поддержание индивидуальных способностей учащихся, а также развитие навыка действовать самостоятельно, действовать в коллективе, действовать в группе. То есть возникает необходимость научить школьников самостоятельно и творчески учиться, значит нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»), чтобы достигнуть намеченной цели. А для этого необходимо пытаться включать учащихся в педагогику сотрудничества, основанную не на принципе «делай, как я» со стороны педагога, а на «пытайся делать, советуйся, спрашивай, консультируйся, делись» и технологию проблемного обучения, где проблема – это всегда препятствие, а преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Но проблемы на уроке математики бывают разными, и решение различных проблем приводят к различным видам развития. Поэтому, на уроках у учащихся развивается способность решать возникающие проблемы.

С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной или консультативной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

При применении используемых технологий в обучении, прежде чем учащемуся выучить определённый учебный материал, требуется осмыслить и понять сложившуюся ситуацию, где всё принимает характер открытий: надо искать, находить теоремы самому или в совместной работе, осмысливать правила, советоваться с выводами друг друга, делиться предложениями в решении ряда вопросов. Такая учебная деятельность в конечном итоге приводит к изменению в структуре мыслительной деятельности, спецификой которой становится решение учебной проблемы путем рассуждения, выдвижения гипотезы, догадки или же сочетания аналитического и эвристического путей решения представленных проблем.

Цель применения современных технологий в конструировании современного урока математики – усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его творческих способностей.

В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя сочетание технологий сотрудничества и проблемного обучения, организуем определённые ситуации, формулируем проблемы, при этом в случае необходимости оказываем ученикам необходимую помощь в решении проблем и осуществляем проверку этих решений, при этом даём возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения. Для реализации технологий на уроках математики ставим следующие цели:

  • развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;
  • усвоение учащимися знаний, умений и добытых в ходе активного поиска самостоятельного и коллективного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении;
  • воспитание активной, творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;
  • развитие профессионального проблемного мышления.
  • Проблема, поставленная перед учащимися на уроках, выглядит и как теоретическая, и как практическая. При постановке практической проблемы учащиеся сталкиваются с некоторым «интеллектуальным» препятствием, которое необходимо преодолеть для выполнения известного ему действия. При этом возникает необходимость найти новый способ, соответствующий заданным условиям выполнения задания. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия, решение проблемы включает творческое мышление. Проблемная ситуация возникает на основе противоречия между необходимостью применять общие законы развития к объяснению конкретных явлений и уровнем умений учащихся обобщать и конкретизировать; путь решения проблем – под руководством учителя коллективный анализ результатов выполнения работ.

    Необходимо отметить, что, как и технология проблемного обучения, педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. В применении данной педагогики учитель несёт ответственность за то, что ребёнок должен сохранить свою индивидуальность, что многим из нас поддержать очень трудно в силу определённых обстоятельств и индивидуальных качеств педагога. Современному обществу нужны эрудированные, компетентные, коммуникабельные люди, умеющие общаться. При использовании педагогики сотрудничества очень важно живое общение учеников друг с другом и с учителем, потому что характер взаимоотношений между учителем и детьми, между самими детьми в обучении во многом определяет его результативность. В таком общении складываются гибкость мышления, преодолеваются инертность и стереотипы, что необходимо для ориентации молодого человека в современном быстро меняющемся мире. Чтобы эффективно организовать общение, учитель и его воспитанник должны быть равны, а ученик имеет право требовать к себе уважительного отношения со стороны учителя, право высказывать замечания и несогласие с педагогом без страха осуждения и наказания, иметь и защищать любую точку зрения на проблему. Ведь иногда умение отстаивать свое мнение важнее, чем получение правильного ответа в готовом виде.

    Применение данных технологий учит детей слушать не только педагога, но и своих одноклассников, слышать и критиковать себя. Учитель планирует место и время, чтобы дети могли обсуждать друг с другом свои мысли по решению возникших проблем, приучает к тому, что каждый имеет право на свою гипотезу и право критиковать или поддерживать мысль другого. В данных ситуациях учитель не только ставит перед ребятами учебную проблему, но и является активным участником диалога, мудрым помощником. Смысл работы педагога заключается не только в том, чтобы получить правильный ответ от ученика, но и сделать эмоционально значимым и ценным для ребенка сам путь поиска этого ответа.

    Учитель создает атмосферу доброжелательности даже в случае неудачи решения проблем, пытается уделять внимание каждому ребенку, особенно слабому и часто ошибающемуся, а ученик в классе не должен бояться совершить ошибку, не опасаться насмешек класса и плохой оценки учителя, так как современное общество требует развивать мышление каждого ребенка. Ученик в диалоге, развертывающемся на уроке, не потребитель знаний, а активный участник их приобретения.

    Педагогика сотрудничества и проблемное обучение формируют самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления школьников, но урок был и остаётся самой распространённой формой массового обучения математике в современной школе, и очень радует, что его роль и место в организации образовательного процесса претерпевают изменения. Складывающаяся ситуация во многом обусловлена предоставленным ныне общеобразовательным учреждениям правом самостоятельно выбирать как методы и средства, так и формы, ориентированные и на развивающее личность обучение. Это стимулирует также процесс поиска и других, отличных от урочной способов организации обучения математике. Вместе с тем структурные элементы различных форм организации обучения всё чаще используются учителями при конструировании уроков. Поэтому современный урок математики, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

    Всем известно, что успех обучения математике в основном зависит от того, будет ли каждый ученик на каждом этапе урока работать активно и увлечённо. Поэтому приходиться задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность, самостоятельность, откровенность, т.е. искать такие приёмы, которые активизировали бы познавательные интересы учащихся, их творческую деятельность.

    Применяя современные технологии, непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора мероприятия, которое начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого необязательно возлагать на учителя. Само мероприятие после информативной части может быть предложено постановкой проблемных заданий, они непосредственно подключают к активной работе на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, ещё в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценки, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам. Отметим, что следует запланировать достаточно времени для проведения заключительного этапа урока, не подводить итоги в спешке.

    Как известно, всякое начало трудно. Не составляет исключения в этом смысле и организация творческих уроков с применением технологий проблемного обучения и сотрудничества, где с первой минуты должны создаваться необходимые условия для успешной совместной деятельности учителя и учащихся по достижению намеченных целей.

    Литература

    1. Антонова Л.Н. Педагогика поддержки: смысл, специфика, предназначение// Мир психологии.– М.; Воронеж,2005.- №1.-С.178-184.
    2. Инновационные процессы в образовании. Авторские школы//Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений.-3-е изд..испр.-М.: Издательский центр «Академия»,2006.-С.12-19.
    3. Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л. Ильин// Управление ДОУ.-М.,2006.-№3.-С.38-42.
    4. Карпов А.О. Педагогика научного поиска: истоки//Школьные технологии.-2005.-№4.-С.20-21.
    5. Князев А.М. Роль педагогической науки в формировании гражданских качеств как условия самоопределения и самореализации личности//Мир психологии.-2006.-№2.-С.205-216.