Информационно-коммуникативные игры в развитии интереса на уроках математики

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Презентация.

Слайд 1. Введение в школу информационно-коммуникативных технологий позволило урок математики сделать современным и интересным. А увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Учащиеся проявляют больший интерес к теме, когда на уроке применяется интерактивная доска и презентации. Даже самые пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Дети с нетерпением ждут такие уроки. Дидактические игры на уроках математики с применением презентаций – современный и всеми признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитательной функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра – творчество. Игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Слайд 2. К.Д. Ушинский писал: “Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли”.

Учащимся 5–6-х классов свойственна подвижность, любознательность, непосредственность. Увлекшись игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В математике нет легких путей, поэтому учение с увлечением поможет ребятам найти притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Слайд 3. Реализация игровых приемов и моментов при урочной форме занятий с применением информационно-коммуникативных технологий происходит по следующим основным направлениям:
– цель урока – в форме игровой задачи;
– учебная деятельность подчиняется правилам игры;
– учебный материал используется в качестве средства игры;
– на уроке водится элемент соревнования,
– успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.

Слайд 4. С учащимися 5–6-х классов я применяю на уроках математики игры, игровые моменты, занимательные задания с использованием презентаций. Их можно классифицировать так:

1. Игры-упражнения.
2. Уроки-путешествия.
3. Уроки – соревнования.
4. Интерактивные игры.

Слайд 5. На уроках математики в 5–6-х классах я использую приемы:

1. Игры-упражнения, которые проводятся в течение 5–15 минут и являются хорошим средством для развития познавательных интересов, устного счета, закрепления нового материала.

1.1. “Волшебные цепочки” использую в устном счете. Волшебные цепочки помогают проверить навыки устного счета обыкновенных и десятичных дробей, целых чисел, действий с единицами измерения длин, площадей, объемов.

Слайд 6. 1.2 “Графический диктант” – 5–6 минут в начале урока математики, что помогает организации урока, дает детям возможность быстрее собраться. Обычно в двух вариантах. Достаточно посмотреть на рисунок, чтобы определить верно ли выполнено задание.

Слайд 7. 1.3 “Лучший счетчик”. Класс делится на три команды. Каждая выбирает “счетчика”, который будет защищать свою команду. Условие игры – отвечать на вопросы быстро. Примеры “счетчику” заданы на слайде. Затем его сменяет “счетчик” другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность.

Слайд 8. 1.4 “Зашифрованная записка”. На слайде задания решены, задача учащихся вычеркнуть неверные ответы. Из оставшихся букв составить ключевое слово. При работе с интерактивной доской неверные ответы закрываем фигурами, из оставшихся букв составляем слово.

Слайд 9. 1.5. “Учитель против класса”. Учитель предлагает учащимся задания от своего лица. Вызывает у ребят оживление, концентрацию внимания, желание соперничать!

Слайд 10. 1.6 “Апельсин”. На слайде дана таблица значений и под ней задания. При верном ответе постепенно появляется рисунок, который может быть ключевым словом темы урока.

Слайд 11. 1.7 “Кот в мешке”. Это задачи на смекалку, задачи с подвохом. Применяю, когда внимание ребят рассеивается. Чувствую, что необходимо сменить деятельность на уроке.

Слайд 12. 2. Игры-путешествия. Уроки-путешествия хороши для углубления и закрепления учебного материала, повторение больших тем и блоков.

2.1 “В царстве десятичных дробей”. Урок повторения математических действий с десятичными дробями со сказочным сюжетом.

2.2 “В замке обыкновенных дробей”. Урок обобщения и повторения действий со смешанными числами.

2.3 “В стране отрицательных чисел” Урок повторения и закрепления знаний по темам “Действия с целыми числами”.

2.4 “Путешествие по созвездиям”. Урок обобщения темы “Координатная плоскость”, построение точек по координатам, связь математики и астрономии.

2.5 Путешествие по стране “Математика”. Урок знакомства с учебником математики в 5 классе.

2.6 Вокруг света за 40 минут. Урок путешествия по странам и континентам.

Слайд 13. При составлении сценария урока – путешествия следует придерживаться условий : если путешествие в замке, то там залы, башни, галереи, комнаты, подвалы.

Слайд 14. Если путешествие по стране, то там карта с горами, пустынями, заповедниками, островами и морями.

Слайд 15. 3.Уроки-соревнования в одном классе. Это урок большой игры “По следам пропавшей запятой”, “Следствие ведут знатоки”, “Самый лучший математик”, “Крестики – нолики”, “Лото”, “Математическое кафе” и другие. Такие уроки хорошо проходят при делении класса на 3 или 4 группы. Это уроки обобщения и систематизации знаний при подготовке к контрольной работе или зачету. Интерес игры возрастает, если в жюри старшеклассники и педагоги.

Слайд 16. Уроки-соревнования в параллели проходят как внеклассные мероприятия. Для проведения таких игр привлекаются два класса или ребята всей параллели, формируются команды, названия, девизы, форма. Наличие соревновательной борьбы и сотрудничества важно так же, как и развитие познавательного интереса, расширение кругозора. На уроке – соревновании я использую не только материал занимательного характера, но и вопросы учебной программы, а также задания практического содержания.

3.1 “Воздушное путешествие на гору Эверест”. Путешествие 2 команд на воздушных шарах по станциям .

3.2 “Вперед, к острову сокровищ!” Морское путешествие 2 команд за сокровищами о причала до острова.

3.3 “Математическое кафе”. Заседание клуба знатоков математики. Количество команд неограниченно.

3.4 “Заседание “Детектив-шоу”. Организация поисков пропавшего корня уравнения. Поисковая работа трех команд.

3.5 “Посвящение в гимназисты”. Мероприятие с конкурсами для 5-6 классов.

Первые два мероприятия – это соревнования по станциям, где ребят встречают настоящие герои и проводят с ними испытания. Третье и четвертое мероприятия – это использование нескольких игр и приемов: “Счастливый случай”, “Крестики-нолики”, “Что? Где? Когда?”, “Своя игра”.

Слайды 17–20. “Посвящение в гимназисты”.

Большая интерактивная игра с конкурсами “Заморочки из бочки”, “Задачи с подвохом”, “Детектив”, “Буриме”.

Слайд 21. На уроке удобно проводить интерактивные игры как для всего класса, так и для отдельных учащихся. Учителю достаточно видеть результат игры, чтобы понять: верно ли ученик справился с заданием.

Слайд 22. Игра “Собери урожай” проводится на устном счете для проверки знаний учащихся по теме “Все действия с десятичными дробями”.При правильном ответе яблочко попадает в корзинку.

Слайд 23.

4. Игра “Аквариумные рыбки” рассчитана на урок по теме “Решение уравнений” в 5 классе. Задания для индивидуальной и коллективной работы.

Урок “Математическое лото” “Собери картинку”, “Открой картинку” проверка знаний учащихся в виде тестов с выбором ответа.

Знаменитый польский педагог Я.Корчак писал, что нам нужно “тянуться, вставать на цыпочки” для общения с ребенком. Чем больше наука будет проникать в скрытые процессы мышления и творчества, тем более умело и уверенно будет школа воспитывать в детях жажду знаний, стремление к открытиям, любовь к активному умственному труду. Творчески работающий учитель может сделать очень много, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств – радостью познания.

Приложение. Презентация.