Самостоятельные и контрольные работы по геометрии. 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


I часть. Геометрические фигуры.

4 часа. Наука Геометрия. Геометрические фигуры. Обозначение фигур буквами.

1 урок

1) Наука геометрия. Евклид. Планиметрия.

Геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок.

Обозначение фигур буквами латинского алфавита.

Чертежные инструменты.

2) Практическая работа по вычерчиванию геометрических фигур и обозначению их буквами.

3) Задания из учебника.

2 урок

1) Геометрические фигуры: треугольник, окружность, четырехугольник, многоугольник. Обозначение геометрических

фигур буквами (правило обозначения и чтение фигур).

2) Практическая работа по вычерчиванию геометрических фигур. Обозначение их буквами.

3) Задания из учебника.

3 урок Обобщение и закрепление знаний теоретического и практического материала.

4 урок

1) Повторение изученного.

2) Самостоятельная работа №1.

Оборудование.

  • Плакаты "Латинский алфавит", "Геометрические фигуры".
  • Портрет Евклида.
  • Набор геометрических фигур
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Чертежные инструменты.

4 часа. Отрезки. Вычерчивание и измерение отрезков. Единицы измерения длины, их взаимосвязь.

1 урок

1) Отрезок. Обозначение отрезков буквами.

Чтение отрезков на чертеже (плакате).

Сравнение отрезков наложением.

2) Распознавание отрезков на чертеже, чтение и запись отрезков, запись сравнений отрезков.

Вычерчивание отрезков и обозначение их буквами.

3) Повторение.

4) Задания из учебника.

2 урок

1) Длина отрезка. Измерение длины отрезков и вычерчивание отрезков по заданной длине.

Единицы измерения длины и их взаимосвязь.

2) Практическая работа по вычерчиванию отрезков заданной длины.

Взаимосвязь единиц длины, перевод единиц длины.

3) Повторение.

4) Задания из учебника.

3 урок

1) Повторение изученного.

2) Решение задач.

4 урок

1) Обобщение знаний.

2) Самостоятельная работа №2.

Оборудование.

  • Плакаты "Отрезки", "Единицы длины".
  • Набор чертежных инструментов.
  • Наборы разноцветных полос разной длины.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.

3 часа. Углы. Виды углов. Сравнение углов.

1 урок

1) Понятие угла. Вершина угла, стороны угла.

Обозначение угла буквами. Чертежный треугольник.

2) Вычерчивание углов. Обозначение углов буквами.

Нахождение углов на чертеже (плакате).

Чтение углов.

3) Повторение.

4) Задания из учебника.

2 урок

1) Углы острые, тупые, прямые. Величина угла.

Сравнение величин углов наложением (моделей).

2) Вычерчивание различных углов по заданию учителя.

Упражнения на сравнение. Обозначение углов буквами, чтение углов.

3) Повторение.

4) Задания из учебника.

3 урок

1) Обобщение теоретических знаний.

2) Самостоятельная работа №3.

Оборудование.

  • Плакат "Углы".
  • Наборы моделей углов (демонстрационный и индивидуальные).
  • Чертежные инструменты.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.

5 часов. Многоугольники, их виды.

1 урок

1) Многоугольники: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, многоугольник.

Треугольник. Определение. Вершины, стороны, углы треугольника. Виды треугольников. Обозначение буквами.

2) Вычерчивание треугольников. Нахождение треугольников на чертеже (плакате), вершин, сторон, углов треугольника.

Измерение сторон треугольника.

3) Задания из учебника.

2 урок

1) Прямоугольник. Определение. Стороны, углы.

Равенство углов и сторон прямоугольника. Длина.

Ширина. Обозначение буквами. Сходство и различие треугольника, квадрата и прямоугольника.

2) Вычерчивание произвольных прямоугольников, измерение сторон. Вычерчивание прямоугольников по заданной длине и ширине. Обозначение буквами.

Нахождение на чертеже (плакате).

3) Повторение о треугольниках.

4) Задания из учебника.

3 урок

1) Квадрат. Определение. Стороны, углы квадрата.

Равенство сторон и углов. Обозначение буквами.

Сходство и различие треугольника и квадрата, квадрата и прямоугольника.

2) Вычерчивание квадратов. Измерение сторон. Вычерчивание квадратов по заданной стороне. Нахождение квадратов на чертеже (плакате).

3) Повторение о треугольниках.

4) Задания из учебника.

4 урок

1) Обобщение знаний о многоугольниках.

Определение квадрата через четырёхугольник и через прямоугольник.

2) Вычерчивание произвольных прямоугольников и прямоугольников по заданным сторонам. Нахождение многоугольников на чертеже (плакате) по заданию учителя.

3) Занимательные задания.

4) Задания из учебника.

5 урок

1) Закрепление теоретических знаний.

2) Самостоятельная работа №4.

Оборудование.

  • Плакаты "Треугольники", "Прямоугольники".
  • Наборы моделей многоугольников.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Чертежные инструменты.

1 час. Контрольная работа №1.

II часть. Периметр. Площадь.

4 часа. Периметр. Полупериметр.

1 урок

1) Повторение о многоугольниках. Понятие периметра.

Периметр многоугольника. Периметр треугольника.

Формула периметра.

2) Вычерчивание произвольных треугольников и многоугольников, нахождение их периметра. Нахождение периметра заданных фигур.

3) Задания из учебника.

2 урок

1) Повторение о многоугольниках. Периметр. Периметр квадрата.

Формула периметра.

2) Закрепление навыков нахождения периметра треугольников и квадратов.

3) Задания из учебника.

3 урок

1) Повторение о многоугольниках. Периметр. Периметр прямоугольника. Формулы периметра прямоугольника.

2) Нахождение периметра произвольных и заданных прямоугольников.

3) Задания из учебника.

4 урок

1) Периметр. Формулы периметра фигур. Понятие полупериметра.

Нахождение периметра прямоугольника через полупериметр.

2) Самостоятельная работа №5.

Оборудование.

  • Плакаты "Треугольники", "Квадраты", "Прямоугольники".
  • Чертежные инструменты.
  • Наборы многоугольников.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.

4 часа. Площадь. Связь площади и периметра.

1 урок

1) Многоугольники. Понятие площади. Измерение площади с помощью палетки. Измерение площади треугольника и произвольного многоугольника.

Единицы измерения площади.

2) Практическая работа по вычерчиванию треугольников, многоугольников и нахождению их площади.

3) Задания из учебника.

2 урок

1) Площадь. Вывод площади прямоугольника. Единицы измерения площади. Взаимосвязь величин.

2) Вычерчивание произвольных и заданных прямоугольников и вычисление их площади.

3) Задания из учебника.

3 урок

1) Площадь. Вывод площади квадрата. Единицы измерения площади, их взаимосвязь.

2) Практическая работа по вычислению периметра и площади Многоугольника.

3) Самостоятельная работа №6.

4 урок

1) Связь периметра и площади фигур. Единицы измерения площади.

2) Разбор решения задач с использованием формул периметра и площади.

3) Задания из учебника.

*4) Олимпиадные задания.

Оборудование.

  • Плакаты "Площадь", "Единицы измерения площади".
  • Наборы многоугольников.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Палетки.
  • Чертежные инструменты.

3 часа. Решение задач.

1 урок

1) Повторение теоретического материала.

2) Решение задач по заданию учителя.

3) Задания из учебника.

2 урок

1) Повторение теоретического материала.

2) Самостоятельная работа №7.

3 урок

Работа над ошибками.

Подготовка к контрольной работе.

1 час. Контрольная работа №2.

Оборудование.

  • Плакаты "Измерение площади палеткой", "Многоугольники",
  • "Периметр", "Площадь", "Единицы измерения площади".
  • Палетки
  • Модели многоугольников.
  • Чертежные инструменты.
  • Карточки с индивидуальными заданиями.

5 часов. Резервные уроки.

Тексты самостоятельных и контрольных работ по геометрии.

Самостоятельные работы Контрольные работы
Самостоятельная работа №1

1. Отметь в тетради произвольно 3 точки.

Обозначь их буквами.

2. Начерти 2 произвольные прямые.

Обозначь их буквами (2 способа).

3. Начерти 2 отрезка: АВ = 3см, СD = 4см 2мм.

4. Начерти произвольный треугольник АВС.

5. Начерти прямоугольник АВСD, если известно а = 5см, b = 2см.

Контрольная работа №1.

1. Начерти все известные тебе геометрические фигуры, обозначь их буквами.

2. По данному чертежу (карточка) выпиши все:

острые углы . . .

прямые углы . . .

тупые углы . . .

3. Начерти прямоугольник АВСD со сторонами а = 8см, b = 4см.

Раздели его по длине на две равные фигуры отрезком МК.

Какие получились фигуры? Запиши их буквами.

4. Начерти треугольник с прямым углом. Обозначь треугольник буквами. Отметь прямой угол. Могут ли быть в треугольнике 2 или 3 прямых угла?

5. Из данных фигур сложи квадрат. Зарисуй, что у тебя получилось.

(Фигуры даны в конвертах)

Самостоятельная работа №2

1. Начерти отрезок МК = 73мм. Вырази его длину см и мм.

2. Начерти отрезок ОР = 1дм 2см 6мм.

Вырази его длину в мм.

3. Длина отрезка АВ = 8см, отрезок СD на 3см короче, а отрезок МК в 2 раза длиннее.

Вычисли длину второго и третьего отрезков. Начерти эти 3 отрезка.

Самостоятельная работа №3

1. Начерти углы: прямой, острый, тупой.

Подпиши названия.

2. Начерти острый угол. Обозначь его буквами.

Запиши: вершина . . .

стороны . . .

3. Сравни углы по данному чертежу (карточки)

ВАС*МКD

POR*EFN

Самостоятельная работа №4

1. По чертежу выпиши:

треугольники . . .

квадраты . . .

прямоугольники . . .

многоугольники . . .

2. Начерти квадрат со стороной а = 5см.

3. Начерти прямоугольник, если а = 6см, b =4см.

4. Начерти треугольник с тупым углом.

Обозначь дугой тупой угол.

Контрольная работа №2

1. Вычисли периметр и площадь фигур данных на чертеже (по карточкам).

2. Начерти прямоугольник а = 5см, b = 3см. Раздели его на 2 треугольника. Найди площадь каждого треугольника.

3. Найди длину дорожки вокруг прямоугольной клумбы, если длина ее 8 м, а ширина 5 м. Найди площадь клумбы.

*4. Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить забор вокруг участка, если высота забора 1м, а длина участка 15м. (на 1м2 требуется 100г краски)

Самостоятельная работа №5

1. Найти периметр фигур на чертеже (по карточкам).

2. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами а = 5см, b = 3см.

*3. Сколько различных прямоугольников с периметром 10см можно начертить? Обоснуй.

Самостоятельная работа №6

1. Найти площади фигур (на карточке).

*2. Сколько различных прямоугольников с площадью 12см2 можно начертить? Обоснуй.

Самостоятельная работа №7

1. Начерти прямоугольник со сторонами а = 6см, b короче в 2 раза. Найди его периметр и площадь.

2. Найди площадь квадрата, если его периметр равен 12см.