Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 кБ)


Цель:

1) знать, что изучает данный раздел науки; закрепить основные правила;

2) уметь составлять и разбирать предложения, находить словосочетания, расставлять знаки препинания;

3) воспитание нравственных качеств: вежливости в обращении друг с другом, стремления честно трудиться.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Мы изучили большую тему, а чтобы уточнить, какую именно, немного поиграем.

Задание 1. Вам необходимо правильно ответить на все вопросы, чтобы вписать в окошки это слово.

  1. Первая буква в названии части речи, обозначающей предмет.
  2. С какой буквы пишется название падежа, отвечающего на вопрос кто?
  3. С какой буквы пишется название неизменяемой части речи (один из вопросов к ней - как?)?
  4. Первая буква в названии падежа, отвечающего на вопрос кем?
  5. Третья буква в названии части речи, обозначающей действие.
  6. Буква, стоящая последней в названии изучаемого нами предмета.
  7. Первая буква в названии части слова, стояще между корнем и окончанием.
  8. Эта буква-самый распространённый союз.
  9. Звук, который мы слышим на конце слова груз.

- Молодцы! Вы верно ответили на все вопросы, и у нас получилось слово “синтаксис”.

- А что изучает синтаксис? (Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.)

- У Синтаксиса есть помощница Пунктуация, и они неразлучны.

3. - Только вот беда! Она горько плачет: “Я растеряла все знаки препинания, помогите, ребята”.

- Поможем ей? Но сначала запишем предложение, которое она произнесла.

- Посмотрите, тут уже знаки появились! Какие? И с чем это связано? (Двоеточие, кавычки, точка. Это предложение с прямой речью, а прямую речь мы выделяем кавычками.)

- О каких ещё знаках препинания мы говорили на уроках и изучали их постановку в предложении? (Это запятая при однородных членах, при обращении, в сложном предложении; тире между подлежащим и сказуемым; тире после прямой речи перед словами автора, а также знаки препинания в конце предложения.)

- Вот мы и будем повторять правила их постановки.

4. Задание 2. Переписать текст с доски, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Сергий Радонежский великий русский св…той.

В 1830 г..ду он благосл…вил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву такими сл…вами Иди Господин не бойся Бог тебе п…может.

5. - Теперь, ребята, у нас словарный диктант. И это не просто слова, а слова с глубоким смыслом. Почему? Давайте ответим на этот вопрос позже.

С.Д. Не выкрикивай, не рви, не бей, не говори, не оскорбляй, не лги, не рисуй, не обижай, не перебивай; спасибо, пожалуйста, благодарю, здравствуйте, до свидания.

- Какими правилами вы пользовались при написании этих слов?

- Каково их значение? О чём они говорят?

6. - Наш друг Синтаксис с помощницей Пунктуацией оставили письмо с заданием. Они хотят убедиться, что вы хорошо изучали правила.

Задание 3 (по вариантам):

1в. Составить предложения восклицательные по интонации.

2в. Составить побудительные и повествовательные по цели высказывания.

3в. Составить предложения с однородными членами предложения.

4в. Составить предложения с прямой речью и обращением.

(Учащиеся составляют по два предложения. На эту работу отводится 2-3 минуты. Затем учащиеся зачитывают свои предложения.)

7. - Вы очень хорошо работали. Умницы! Прослушайте, пожалуйста, текст:

Земле, чтоб быть землёй, нужна вода.
Без дождика земля - сухая пыль.
А человек, живущий без труда,
Похож на увядающий ковыль.

- О чем эти строки? В чём их смысл?

Задание 4. Учащиеся сформулированную мысль самостоятельно записывают в тетрадях.

8. - А теперь вспомните, что вам известно о сложном предложении.

(Ученики работают по таблице, вспоминают виды сложных предложений, их особенности.)

Задание 5. Переписать предложение, подчеркнуть грамматические основы, дать характеристику предложению.

Мы должны знать, что доброта, незлобие, милосердие свойственны только детям.

9. Подведение итогов урока.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Что было полезного для души?