Автоматизация звука [л] в слогах и словах

Разделы: Логопедия


Цели урока:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление навыка правильного произношения звука Л в слогах, словах;
  • автоматизация звука Л в словах в начальной позиции;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • расширение словаря названиями цветов;

Коррекционно-развивающие:

  • развитие артикуляционной моторики языка;
  • совершенствование мелкой моторики, переключаемости движений;
  • развитие силы и направленности воздушной струи;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие памяти, внимания, мышления;

Воспитывающие:

  • воспитание усидчивости;
  • умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: игрушка Лунтик, предметные картинки с изображением цветов и клумбы, картинка с изображением луны, звуковая дорожка “полет на луну”, картинки для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас в гостях наш любимый мультипликационный герой Лунтик.

Как ты думаешь, почему он пришел сегодня к нам? (так как мы учимся произносить звук “Л”, а его имя начинается с этого звука). Лунтик очень хочет научиться выполнять правильно артикуляционные упражнения, которые ты знаешь. Давай покажем ему их.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для языка “Маляр”, “Парус”, “Вкусное варенье”, “Индюк” (упражнения сопровождаются показом карточек с изображением артикуляции и предметным рисунком, логопед контролирует правильность выполнения упражнений) (см. рисунок 1).

На носик Лунтику опустилась пушинка. Лунтик поднял язычок вверх и сдул ее. Это упражнение ему показалось волшебным, и он назвал его “Фокус”. Давай тоже будем сдувать с кончика носа пушинки (показ правильности выполнения упражнения “Фокусник” логопедом).

3. Фонематический слух.

Лунтик очень любит ухаживать за цветами. На его клумбе растут цветы, в названии которых есть звук “Л”. Найди среди цветов те, в названии которых есть звук “Л” (см. рисунок 2).

Логопед называет слова: ландыш, ромашка, кактус, фиалка, гладиолус, колокольчик. Ребенок “сажает” на клумбу те, в названии которых есть звук “Л”.

4. Вызывание звука “Л”.

Незнайка предложил Лунтику вместе с ним полететь на луну на ракете. Давай поможем им управлять ракетой. Как гудит ракета? ( Л-Л-Л-Л…). Уточнение артикуляции (язык за верхними зубками, воздушная струя теплая) (см. рисунок 3).

Ребенок ведет пальцем по курсу полета ракеты и произносит длительно звук “Л”.

5. Автоматизация звука “Л” в открытых слогах.

Лунтик приземлился на луне. На луне очень много лунок. Давай вместе с Лунтиком погуляем по ним (см. рисунок 4).

Произносим слоги и одновременно указательным и средним пальцами правой руки “шагаем” по лункам.

Лунтик по лунным лункам гулял

Слоги со звуком “Л” повторял.

ЛА – ЛА – ЛА (по красным лункам)

ЛО – ЛО – ЛО (по зеленым лункам)

ЛУ – ЛУ – ЛУ (по синим лункам)

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ (по белым).

6. Автоматизация звука “Л” в начале слов.

Лунтик решил взять с собой на лунунесколько предметов, которые будут ему необходимы в его путешествии.

  1. Отраженное произношение со зрительным контролем.
  2. ЛА – ЛА – ЛА – лампа, лапша;
    ЛО – ЛО – ЛО – ложка, лом, лодка, лоб;
    ЛУ – ЛУ – ЛУ – лупа, лук, лужа;
    ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – лыжи.

  3. Самостоятельное произношение слов с использованием зрительной опоры при назывании картинок.
  4. Лампа, лапша, ложка, лом, лодка, лоб, лупа, лук, лужа, лыжи.

  5. Самостоятельное произношение слов (зрительный контроль при необходимости).

– Какие предметы Лунтик не мог положить в багаж? (лоб, локоть, лужа)

– Назови съедобные предметы (лапша, лук)

– Какой предмет самый большой? (лодка)

– Какой столовый прибор взял Лунтик? (ложку)

– Какой спортивный инвентарь берет Лунтик? (лыжи)

7. Итог

– Что мы сегодня делали на занятии?

– Что тебе больше всего понравилось?