Педагогическая и управленческая деятельность МОУ ДОУ "Дворец творчества детей и молодежи"

Разделы: Администрирование школы


О педагогической и управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дворец творчества детей и молодежи”

В работе педагогический коллектив муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дворец творчества детей и молодежи” руководствуется Проектом Закона РФ “Об образовании”, Стратегией развития образования в РТ на 2010–2015 годы “Килэчэк”, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Уставом учреждения, программой развития учреждения, письмами и рекомендациями, внутренними приказами, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Программа развития учреждения является нормативно-организационной основой.

Цель программы: стратегическая цель программы – обеспечение условий для развития всех участников образовательного процесса, обеспечение качества обученности учащихся, развитие фундаментальности и практической направленности образовательной программы, формирование системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения.

Задачи программы:
– внедрение новых образовательных стандартов и требований;
– повышение результатов на всех 4 ступенях обучения;
– поддержка инноваций педагогов дополнительного образования учреждения;
– создание в учреждении атмосферы межнационального мира, воспитания юных Чистопольцев в духе взаимоуважения, взаимопонимания и стремления к диалогу культур;
– повышение роли ученического самоуправления;
– обновление материально-технической базы учреждения;
– равный доступ к получению дополнительного образования.

Ожидаемые результаты программы:
– удовлетворенность жизнедеятельностью учреждения всех участников ОП, сохранение их здоровья;
– дифференциация и индивидуализация обучения на основе использования деятельностного метода обучения и личностно-ориентированного подхода;
– создание системы выявления одаренности детей и обеспечение условий, способствующих их раскрытию и развитию;
– развитие воспитательной системы учреждения;
– гражданское воспитание как основное направление воспитывающей деятельности;
– наличие органов самоуправления.
– достижение всеми обучающимися уровня общекультурной компетентности, воспитанности, наличие ценностных ориентиров, готовность к обучению в другой ступени обучения;
– рейтинг учреждения в Чистопольском муниципальном районе и Республике Татарстан.

На основании программы развития учреждения на 2011–2015 г.г. разработаны подпрограммы:

  • Программа “Развития воспитания в системе образования” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “ Кадры в системе образования” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “Безопасность” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “Оздоровление” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “Одаренные дети” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “Дети инвалиды” на 2011–2015 г.г.
  • Программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних” на 2011–2015 г.г.

Администрацией учреждения, методическим советом разрабатывается план по учебно-воспитательной работе на очередной учебный год.

В план по учебно-воспитательной работе входят разделы:

  • Организационно – управленческая деятельность образовательного учреждения:
  • Образовательная деятельность учреждения;
  • Организация воспитательной работы;
  • Мониторинг воспитательного процесса;
  • Работа с педагогическими кадрами;
  • Обобщение и распространение педагогического опыта;
  • Организация методической работы;
  • Взаимодействие и сотрудничество в местном сообществе.

Важнейшим средством педагогического мастерства педагогов, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является хорошо организованная методическая служба. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем.

Работа методической службы направлена на повышение профессионального мастерства педагогов.

Основными формами методической работы являются:

  • педагогические и методические советы;
  • открытые занятия;
  • семинары;
  • работа с молодыми специалистами;
  • обобщение передового опыта педагогов;
  • разработка планов и образовательных программ;
  • текущая координационная деятельность;
  • повышение квалификационного уровня педагогов дополнительного
  • образования; организация и контроль курсовой подготовки;
  • участие в городских, зональных и республиканских конкурсах и соревнованиях.

Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями (информационными, здоровьесберегающими, личностно – ориентированными, социальной направленности) педагоги получают в структурных подразделениях.

В образовательном учреждении функционируют четыре отдела:

  • научно-технический;
  • социально-педагогический;
  • художественно – эстетический;
  • физкультурно-спортивный.

Ежегодно каждый отдел разрабатывает план работы на новый учебный год, выбирает темы, определяет цели и задачи, продумывается тематика совещаний внутри каждого отдела, составляются мероприятия.

Все руководители отделов входят в состав методического совета МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи”

Основная цель методического совета – повышение качества и результативности образовательного процесса путем совершенствования программно-методического обеспечения, направленного на обновление содержания и повышение результативности их освоения.

Методическая тема совета: Активизация индивидуальной методической деятельности педагогов дополнительного образования, их творческой инициативы.

Основные задачи методического совета:

  • Развитие мотивации педагогов на личностно – профессиональное саморазвитие.
  • Определение конкретных проблем и направлений развития профессиональной компетенции каждого педагога.
  • Внедрение практическую деятельность педагогических работников современных психолого-педагогических знаний.
  • Развитие творческой самостоятельности педагогических работников, формирование у них самостоятельного педагогического мышления, стимулирование осознания ими необходимости содержательных и методических перемен в образовательном процессе.
  • Оказание методической помощи при подготовке и проведении различного рода инновационной деятельности.

Для координации деятельности учебных объединений, реализации единых требований в обучении, интеграции знаний во всех областях постоянно действует методический совет.

В 2010–2011 году на заседаниях методического совета были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Самоанализ деятельности методического совета;
  2. Утверждение плана методической работы на 2010 –2011 учебный год;
  3. Приоритетные задачи методической работы в 2010–2011 учебном году и отражение их в планах методических отделов;
  4. Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов;
  5. Реализация проблемно-ресурсного подхода в организации методической службы;
  6. Методическая работа по внедрению инноваций в образовательный процесс;
  7. Аттестация педагогов дополнительного образования как средство формирования личных ценностей и ценностей образовательной среды

В 2010–2011 году методический совет проделал большую плодотворную работу по организации мониторинга образовательного учреждения. Цель мониторинга образовательного учреждения – это получение объективной картины состояния учебного процесса с последующей корректировкой учебно-воспитательного процесса и учебно-методического обеспечения. Педагоги дополнительного образования приняли активное участие в проводимом мониторинге.

Педагоги дополнительного образования демонстрировали на открытых занятиях, в течение учебного года, свое педагогическое мастерство. 17 открытых уроков по различным направлениям деятельности было проведено в течение учебного года, 112 воспитательных мероприятий с детьми Чистопольского муниципального района, с охватом 13720 детей.

В течение учебного года методической службой велась работа по консультированию и собеседованию с педагогами дополнительного образования, оформлен лист регистрации консультаций по корректировке дополнительных образовательных программ.

В связи с переходом на новую систему оплаты труда были внесены изменения в контроль процесса воспитания и мотивации воспитательной деятельности педагогов была внедрена методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. Были разработаны карты самоконтроля и самоанализа, критерии оценки результативности педагогов дополнительного образования.

Контроль процесса воспитания осуществляется систематически согласно разработанным критериям.

Созданы электронные каталоги:
образовательных программ дополнительного образования детей;
периодической печати;
сценариев досуговых мероприятий;
методических разработок;
обобщение опыта работы педагогов;
методических рекомендаций.

Развитие образовательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией ряда приоритетных задач. В их числе – обобщение передового педагогического опыта. Методистами учреждения было проведено обобщение опыта работы педагогов дополнительного образования. Работы были отправлены на Всероссийский фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2011 год Издательский дом “Первое сентября” Москва

Педагоги дополнительного образования Сунгатуллина Л.Н, Фатхуллина С.И., Кононова Л.Е. получили дипломы Фестиваля педагогических идей “Открытый урок” за предоставление педагогического опыта на Всероссийском фестивале “Открытый урок”.

Организация деятельности педагогических советов занимает особенное место в вопросах организационно – исполнительной деятельности администрации, способствует реализации демократических принципов в управлении учреждением и формировании педагогического коллектива, решению педагогических проблем, связанных с функционированием и совершенствованием учебно-воспитательного процесса.

За 2010–2011 учебный год МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” было проведено четыре педагогических совета.

  1. Анализ результатов педагогической и управленческой деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дворец творчества детей и молодежи”.
  2. Утверждение плана учебно-воспитательной работы на 2010–2011 учебный год.
  3. Утверждение программ на 2010–2011 учебный год.
  4. Утверждена методическая тема учреждения на 2010–2011 учебный год “Мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.
  5. Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей в процессе образовательной деятельности.
  6. Утверждение расписания на 2010–2011 учебный год.
  7. Утверждение учебного плана на 2010–2011 учебный год.
  8. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования.
  9. Проект федерального закона Об образовании в Российской Федерации “Развитие системы образования Республики Татарстан в условиях реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа””.

Тематика педагогических советов соответствует планам и особенностям работы учреждения и направлена на решение приоритетных направлений развития, целей и задач. Анализ материалов педсоветов дает основание сделать следующие выводы: тематика педагогических советов соответствует конкретным задачам, обеспечивающим не только традиционное функционирование, но и развитие учреждения.

Одним из важнейших направлений в методической деятельности учреждения является работа с кадрами.

Педагоги своевременно повышают и подтверждают свой квалификационный разряд в соответствии с планом. В 2010–2011 учебном году через процедуру аттестации прошло двенадцать педагогов дополнительного образования: высшая категория – 1, первая категория – 7, вторая категория – 5. Курсы повышения квалификации педагоги проходят в соответствии с перспективным планом повышения квалификации. Ежегодно, в сентябре месяце, с каждым педагогом дополнительного образования проводиться собеседования, тема этого года “Наличие учебно-методического обеспечения, знание образовательных программ, требований стандарта образования”. Целенаправленная работа позволяет педагогическому коллективу продвигаться по пути осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении. Педагоги посещают семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы в рамках методических мероприятий города и республики. В коллективе сложилась атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, добросердечных отношений. Администрация учреждения внедряет новый хозяйственный механизм в систему управления образованием. Он обеспечивает широкую инициативу, штатную и финансовую самостоятельность, условия для разумной предпринимательской деятельности педагогических коллективов, использования фонда производственного и социального развития в целях стимулирования труда творчески работающих педагогов, укрепляет материально-техническую базу учреждения дополнительного образования детей. Новые, более прогрессивные условия труда педагогов дополнительного образования, безусловно, способствуют качественному обновлению кадров, привлечению к работе с детьми высококвалифицированных специалистов. Таким образом, МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” реализует свою социально-педагогическую функцию в качестве важного компонента воспитательной системы. Приоритетными ориентирами в управлении учреждением дополнительного образования выступает: стимулирование творческого потенциала ребенка и педагога, преемственность различных видов образования с учетом развития всего многообразия форм жизнедеятельности детей. Наиболее значимыми в этом плане являются личностно-деятельностный характер образовательного процесса, оснащенность его развивающими программами, профориентационная направленность образования.

Администрация учреждения состоит из 8 человек: директор учреждения, один заместитель директора, три заведующих отделами, три методиста.

Учреждение налаживает партнерские связи с общественными организациями, учреждениями, обеспечивающими социально-педагогическую поддержку, реализующими программы профилактики и сопровождения, предприятиями, медицинскими учреждениями и т.д. Тем самым повышая социальный рейтинг среди взрослого и детского населения Чистопольского муниципального района

В 2010–2011 учебном году количество обучающихся учреждения составляло 2262, объединений – 157. Средняя наполняемость обучающихся в объединении – 15 человек, из них:

  • Объединений технического творчества – 42, обучающихся в них – 576 человека;
  • Объединений эколого-биологической направленности – 12, обучающихся– 199 чел.;
  • Объединений туристско-краеведческой направленности – 6, обучающихся– 90 чел;
  • Объединений спортивно-оздоровительной направленности – 26, обучающихся -344 чел;
  • Объединений художественно-эстетической направленности – 39,обучающихся в 598 чел;
  • Объединений культурологической направленности – 6, обучающихся – 76 чел;
  • Объединений военно-патриотической направленности 10, обучающихся – 139 чел;
  • Объединений социально педагогической и других видов деятельности– 16; обучающихся – 240 человек.

Согласно действующего Устава Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Дворец творчества детей и молодежи” возрастная категория обучающихся составляет от 6 лет и до 21 года.

Таким образом, количество обучающихся в объединениях учреждения в 2010–2011 учебном году дошкольного возраста составило 90 человек (4%), младшего школьного возраста – 426 человека (19%), среднего школьного возраста – 625 человек (28%), старшего школьного возраста – 1609 человек (71,1%). Из них мальчиков 12604 человек (55,7%), девочек – 1002 человек (44,2%).

Сравнительная характеристика возрастного состава воспитанников в 2008–2011 уч году:

Учебный год 2008–2009 2009–2010 2010–2011 уч.г.
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Дошкольники 35 1,3 17 0,7 90 4
Младшие школьники 1008 36,7 892 32,4 426 19
Средние школьники 1067 38,8 808 29,4 625 28
Старшие школьники 640 23,3 1033 37,6 1609 71,1
ВСЕГО 2750 100 2750 100 2262 100

Половозрастная характеристика обучающихся учреждения в 2008–2011 уч.году:

Характеристика детского контингента 2008–2009 2009–2010 2010–2011 уч. год
Кол-во детей % Кол-во детей % Кол-во детей %
Мальчики 1598 58,1 1394 50,7 1260 55,7
Девочки 1152 41,9 1356 49,3 1002 44,2
ВСЕГО 2750 100 2750 100 2262 100

Проведен мониторинг, который показал что, идет тенденция роста воспитанников старшего школьного возраста и дошкольников. В связи с открытием технических объединений увеличивается количество мальчиков в учреждении.

Коллектив учреждения считает важным определение ключевых компетентностей выпускников объединений в социальных системах отношений: человек как личность, человек – человек, человек – общество, человек – деятельность.в настоявшее время коллектив МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” определил следующие ключевые компетентности, которыми должны обладать воспитанники на каждой ступени обучения:

Человек как личность.

Компетентность в сфере самостоятельной деятельности.

Компетентность в бытовой сфере (здоровьесбережение).

Человек – общество.

Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности.

Человек – человек.

Компетентность в сфере продуктивного социального взаимодействия.

Человек – деятельность.

Компетентность в информационно-технологической сфере.

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Образовательный процесс строиться на основе свободного выбора обучающихся. В объединение принимаются все желающие, по заявлению родителей. При приеме в объединения предоставляется медицинское заключение о состояния здоровья воспитанников.

Воспитательные задачи реализуются в совместной учебной, опытно– экспериментальной, социокультурной, творческой деятельности обучающихся и педагогов.

Цели, задачи, содержание деятельности объединений определяются его руководителем с учетом утвержденных образовательных планов и программ. Педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские программы, утверждаются Педагогическим советом. Занятия в объединениях проводиться как по программам одной тематической направленности, так и по комплексным, интегрированным программам.

Численный состав объединения и продолжительность занятия определяется в соответствии с СанПиНами 2.4.4.1251–03, Стандартом качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям, муниципальным заказом.

комплектование объединений проводиться в сентябре месяце, занятия начинаются 10 сентября и заканчиваются 25 мая. Организация учебных занятий с обучающимися осуществляется в соответствии с расписанием.

При поступлении в МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” обучающимся выдается сертификат на бесплатное посещение объединений, при прохождении всех ступеней обучения выпускнику вручается свидетельство.

В течение последних лет педагогический коллектив МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” совершенствовал непрерывность процесса дополнительного образования и выстроил собственную модель непрерывного образования.

Структурная модель непрерывного образования имеет четыре ступени обучения:

1 ступень – подготовительная (6–7 лет).

2 ступень – ориентирующая (первый год обучения, 7–10 лет).

3 ступень – мотивационно – ориентирующая (второй-третий год обучения,10–14 лет).

4 ступень – профильно-ориентирующая (третий-четвертый и более года обучения, (14–18 лет).

МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” работает с каждым обучающимся в оптимальном для него режиме. Об этом свидетельствует то, что в коллективе воспитанников:

  • из многодетных семей – 132 человека;
  • опекаемых – 8 человек;
  • детей с ограниченными возможностями здоровья – 30 человек;
  • детей стоящих на учете в ПДН, КДН, ВШК – 423 человека.

По выводам социологического опроса населения города в 2007 году была создана школа раннего развития “Егоза” для детей от 3–6 лет, где реализуется экспериментальная образовательная программа, которая предусматривает овладение логическим мышлением, музыкальной и художественной культурой, физическим совершенствованием через усвоение содержания таких дисциплин, как: математика, риторика, английский язык, рисование, конструирование, музыка, хореография, лечебная физкультура.

На базе МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” в 2007 году создано объединение “Детская городская Дума”, где старшеклассники города учатся создавать социальные проекты, организовывать различные муниципальные конкурсы, благотворительные акции, создавать и выпускать молодежную газету, выступать на семинарах форумах различного уровня. Ребята занимаются по адаптированной образовательной программе, в которую включены разделы работы таких комитетов, как

  • комитет управления;
  • комитет социально-правовой защиты;
  • комитет образования;
  • комитет информации;
  • комитет спорта;
  • комитет культуры.

Объединение работает по структуре Республиканской Государственной Думы, куда на заседания выезжают представители “Детской городской Думы” с целью получения опыта в работе.

Воспитанники объединения “Детская городская Дума” выезжают и проходят обучение на семинарах по подготовке школьных бизнес – компаний РТ, на заседания Совета ОО “СПДО РТ” и Форум юных граждан, проводимых МО и Н РТ, на Республиканскую благотворительную ярмарку в г Казань.

В объединении “Детская городская Дума” МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” на протяжении нескольких лет сложились традиционные мероприятия:

  • Ежегодная благотворительная акция “Порадуй ребенка”.
  • Театрализованное представление для первоклассников “Путешествия в страну знаний”.
  • Торжественная линейка “День рождения СНТ”.
  • Акция “С любовью к Учителю”.
  • Ежегодная серия интеллектуальных игр “Эрудит-шоу”.
  • Культурно-развлекательные программы на различные праздничные даты.

Результаты работы учреждения, активная пропаганда педагогического опыта нашли свое отражение в отношении родителей обучающихся, местного сообщества к учреждению.

Родители удовлетворены образовательной программой учреждения, профессионализмом администрации.

Для родителей работает программа психологии общения “Школа для родителей” Целью данной программы является оказание помощи родителям для приобретения навыков эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми, подготовка ребенка к школе.

Задачи “Школы для родителей”:

  • дать знания по психологической готовности детей к обучению в школе и адаптации к ней;
  • представить практический материал, направленный на развитие речи, мышления, памяти, внимания.

МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” работает со всеми образовательными учреждениями города на основании заключенных договоров.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются не востребованными основным образованием.

Педагогический коллектив МОУ ДОД “Дворец творчества детей и молодежи” по итогам 2010–2011 года занял III место в Республиканском конкурсе учреждений дополнительного образования в номинации “Дворец”, приказ МО и Н РТ № 3841/11 от 25.07.2011 год

Приложение 1.

Приложение 2. Положение о I Всероссийском конкурсе.