Организация деятельностного социально-педагогического и медико-психологического центра на основе народных традиций

Разделы: Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Настоящий проект определяет создание социально-педагогического и медико-психологического центра на основе народных традиций.

Использование методов народных традиций в работе СПМПЦ является новшеством.

В истории народа Саха использовались методы похожие на современную возрастную и классическую психологию. На наш взгляд эти разработки весьма интересны, являются неким источником для изучения и использования для учащихся национальных школ.

Используя опыт народной педагогики, учащиеся и взрослые смогут освоить азы самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития.

Основное направление программы

Система образования России переживает непростые времена. Образование сегодня, как указывается в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской федерации, одобренных на заседаниях Государственной Думы и Правительства, должно быть непрерывным, иметь инновационный характер и решать задачи территориальной, социальной и академической мобильности. Все эти требования предьявляют создание новой службы социально-психологического направления в образовании.

Учитывая все эти требования нами разработана модель создания новой психолого-медико-социальной службы. В основы создания службы входят не традиционные методы. Основной акцент работы направлен на учитывание психологии якутов, национальной концепции, генной предрасположенности, традициях и истории.

Целями службы являются:

Психолого-медико-социальное сопровождение образовательно-воспитательной, общественно-педагогической деятельности на основе этнокультурных традиций в условиях активизации деятельности семейных союзов.

Задачи службы:

  1. В результате изучения перспективы психолого-медико-социального сопровождения на основе этнокультурных традиций, определить направления развития психологической культуры семейных союзов.
  2. Определить технологии и методы работы ПМСЦ на основе этнокультурных традиций.
  3. Разработать и реализовать программы работы ПМСЦ.

Теоретические аспекты создания проекта

Из литературы и научных трудов исследователей нами известны, что древние якуты имеют свое начало от тюркской нации. (Г.В.Ксенофонтов “Ураанхай сахалар”), но современные ученые опровергли эти данные и доказали, что древние якуты, народ Саха имеют свои корни от Индоиранских арийцев, от древнего племени “сака”, “Саха” (А.И.Гоголев, Ф.И.Страленберг, Н.А.Аристов, В.В.Радлов ).

Проблема происхождения якутов и расследования путей их пересечения является спорным вопросом. Изучением о происхождении якутов занимались несколько ученых, путешественников, литературоведов Эверт Исбрант Идес, Филипп Страленберг, Ирар Миллер и другие.

Большой и общепризнанный авторитет по изучению исторического прошлого якутского народа имеет В. Л. Серошевский. Им созданы большие этнографические труды “Якуты”, глава “О южном происхождении якутов” содержит самые блестящие страницы из всего того, что написано им о якутах. У него имеется ссылка на автора Германа Вишбери с утверждением, что этот автор сближает якутов “По простому созвучию племенного имени Саха с древними Саками”.

По изданиям Серошевского якуты жили раньше где-то в пределах Южной Сибири, в степенных местах, но только не около озера Байкала, и попали на Лену вниз по реке Енисей.

Древние якуты имели двойное этническое название, а именно “Ураанхай Саха” употребляющихся в торжественных оборотах речи, в сказках, песнях и молитвах. Употребление имени “Ураанхай” встречается у якутов, монголов и урянхайцев.

В заключении мы позволим остановиться на одном факте, на котором опираются историки, при поисках путей древних переселений якутов на Север “Путь имеет за себя то, что в окрестностях Туруханска, в Шорохине и южнее по Енисею в нескольких деревнях, существовали небольшие колонии якутов”.

Фактически недалеко от старого Туруханска существует только одна деревня Сорокино (или Шолохино) которое среди старожилов края еще под вторым названием “Якуты”.

По данным исследований этих ученых Индоиранские Саха по уровню развития достигли немалых вершин, как писал древний ученый из Греции Геродот нация Саха была родом с Ирана имела сильные корни, мужчины племен были сильными, воинствующими и темпераментными. По данным монографии эта нация использовала какие-то приемы позволяющие успокаивать людей, настраивать на благое, (танцы, алгыс, оьуокай, кырыыс). Но со временем великая нация распалась на племена, которые воинами и кочеванием заселились в Азии и Сибири.

Этнопсихологические традиции якутов

Древняя нация Саха не утратила свои генные данные, учитывает и использует свои традиции и обычаи, придерживается духовной культуры “Айыы уорэ5э”.

Многие ученые пытались изучить этнопсихологические традиции якутского народа, но так и до конца эта проблема не изучена и не исследована.

Рассмотрим некоторые методы этнопсихологических традиций народа Саха.

В якутской этнологии центральное место занимает героический эпос олонхо, считающийся главным родом поэзии, по характеру использующий ролевые игры, позволяющие людям отдохнуть, рефлексировать.

Глубоки и разнообразны по содержанию малые жанры: чабыр5ах (поговорки). Позволяющие делать успехи в развитии языка и речи.

Основной музыкальный инструмент хомус – дуговой металлический варган. Согласно традиции, на нем играли преимущественно женщины, артикулируя (выговаривая) речевые высказывания или известные мелодии.

Различают песни культовые, обрядовые, необрядовые и лирические. На всех семейных праздниках и племенных праздниках звучали песни – гимны, масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания, позволяющие развивать воображение, творчество.

Самым распространенным танцем у якутов является осуохай, сопровождаемый хоровой песней под запев импровизатора. Он исполняется любым числом участников, иногда в кругу собираются до 200 и более человек. Организаторы танца нередко бывают незакомплексованными, свободные люди. В песне отражаются, как бы аккомпанирующей веселье, воспевают пробуждение природы, встречу с солнцем, радость труда, отношение людей в обществе, семье, те или иные знаменательные события.

Все эти данные и изучения народных традиций позволяют сделать предположение, что в древние века в столь тяжелые времена народ Саха сумел обеспечить себя духовным миром, психологическим богатством, сумел укрепить свое моральное, душевное состояние.

Методом использования народных традиций якутов будет работать социально-педагогический и медико-психологический центр. (СПМПЦ).

Модель работы социально-педагогического и медико-психологического центра вы можете увидеть по схеме 1.

Основными отделами центра являются медицинский отдел, психологическая и социально педагогические службы. На первый взгляд создание такой службы ничем не отличается от других служб. Но отличие данного центра заключается в форме работы, в использовании народных традиций якутов, что будет плодотворным и легко воспринимаемым для учащихся и социума.

Методы используемые в работе социально-педагогического и медико-психологического центра

Якутские игры

Издавна якутские дети привыкли к играм. Летом до позднего вечера проводились различные игры, зимой до стемнения, вечерами у котелька.

Взрослые с утра до вечера вынуждены были работать, смотреть за скотом, заниматься добычей и приготовлением пищи. Дети в основном работали по дому и смотрели за младшими детьми.

Игры помогали детям развиваться физически, духовно и развивали мышление.

Настольные игры:

  1. “Хаамыска” – материалом для игры служит дерево. В свободное от работы время старики, отцы семейства делали кубики для игры хаамыска. Хаамыска развивает ловкость рук, позволяет координировать движения, развивает умение концентрирования и настройки.
  2. “Тыксаан” – напоминает русскую игру домино. Развивает мышление, быстроту реакций.
  3. “Хабылык” – играют 2 или несколько человек. Изготовляются тонкие прутики и выбрасываются. Развивает ловкость рук.
  4. “Тырыынка” – тырыынканан остуолга уура Уруьуй таьаарыы. Развивает логическое мышление, воображение.
  5. “Бэрбээкэйинэн оонньуу” – Эта игра напоминает игру “Городки”. Но вместо деревянных колышек, якуты использовали шкурки стопы животных (коровы). А в место палки использовался “Бэрбээкэй” со свинцом, или наполненный землей. Игра развивает пространственное мышление, силу рук.
  6. “Имнэнсиьэ оонньуу” – выбирается ведущий, который подмигивает. Остальные угадывают кому. Развивает внимательность.
  7. “Маамыктааьы” – игра на спор. На каждый вопрос поспоривший должен ответить “маамык” затем проговорить остальное. Игра развивает память и концентрацию внимания.

Якутские скороговорки (чабыр5ах)

Чабыр5ах – является одним из самых развитых, острых, сатирических элементов народной словесности. Чабыр5ах по слаганию похож на стих, но различается скоростью и стилем напевания.

Чабыр5ах в литературе других национальностей особо не развит и является большим отличием по продвижению данного направления.

Основной функцией якутских скороговорок является: скрытый смысл, его угадывания т. е. развитие логики и развитие речи говорящих.

Другие скороговорки развивают артистичность, коммуникабельность. Позволяют имитировать различных животных или смешных людей.

Якутские поговорки (ос хоьооно)

Ос хоьооно – смысл якутских поговорок. Они показывают и дают возможность осмысления о жизни, о житье, бытье, о плохом, хорошем качествах.

Стиль якутских поговорок напоминает традиционные русские поговорки. У народов Севера было особое, почитаемое отношение к слову.

Хомус – Саха хомуьа

Основной музыкальный инструмент якутов музыкальный инструмент хомус.

Этот национальный инструмент уникален по своему строению, развивает артикуляционный аппарат, регулирует дыхание, речевые высказывания и мелодичность исполнителя.

Каждый звук этого инструмента по своей сути имеет огромное рефлексивное разгружающее, очищающее психику человека свойство. Эти звуки особенно органичны с природой, имеют глубокую философию.

Якутские народные сказки

Сказки – один из основных видов устного творчества якутов. В них отражена повседневная жизнь и борьба народа, его отношение к действительности идеалы, горе, печаль и радости, мечты о лучшей жизни и социальной справедливости. Сказки живут и в настоящее время, как в устном исполнении, так и в книгах.

Сказка по-якутски называется “Кэпсээн” или “Остуоруйа”. Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Э. К. Пекарского “Кэпсээн” – это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а “Остуоруйа” – искаженное русское слово “История”. Он же подметил некоторые особенности стиля и языка “Кэпсээн”, в котором много архаических выражений и своеобразных оборотов, которые нужно обязательно выучивать наизусть, тогда как “Остуоруйа” можно просто пересказывать своими словами.

Якутские загадки

В древности загадки у многих народов Крайнего Севера имели магическое значение и входили в трудное задание для испытания героя.

Но существовали также и определенные сроки, и запреты загадывания в неположенное время.

У якутов загадки по сей день остаются любимым видом устного народного творчества. Они бытуют на всем крае передаваясь от поколения к поколению и отражая окружающие якутян с детских лет природу, быт и среду.

Загадки тренируют сообразительность; их начинали загадывать детям, когда они осваивали стрельбу из игрушечного лука. Считалось, что охотник, убивший впервые копытного зверя, должен быстро отгадывать любую загадку.

Олонхо

Одним из особенностей развития якутского народа является олонхо. Олонхо – это эпос. Олонхо отличается своей яркостью, своеобразностью.

Это отчетливые и литературно украшенные по содержанию произведения, которые создавались в течении тысячелетий и бережно передавались из поколения в поколение в устной и письменной традиции.

Все эти фантастические и сюжетные рассказы описывают нам о далеком прошлом, о длительности походах богатырях, о жизни в трех мирах, о битве добра со злом

Олонхо развивает в человеке память, мышление, свойство рассуждения и анализа. Развивает устную речь.

Тыл уорэ5э

Многие народы Крайнего Севера, в том числе и Якуты верили в магическое слово. У якутов было особое, почитаемое отношение к Слову. Например, во время охоты охотник отгонял от себя мысль, что они будут убивать зверей, так как, по их представлениям, мысль могла выйти из головы человека через рот и предупредить животных об опасности.

Основное направление деятельности психологического отдела центра:

Основной вид деятельности традиционный, но с использованием народных методов и традиций. Разделяем виды деятельности психологической службы на: психопрофилактику, психодиагностику, психокоррекцию (развитие личности),

психологическое консультирование и психологическое просвещение.

Все перечисленные виды работы существуют во взаимодействии.

1.Психопрофилактика один из труднейший элементов в деятельности психологических служб. Особенно затруднено работа с психопрофилактикой со взрослыми. Используя работающие в системе семейные союзы можно вовлечь семьи в традиционные занятия проводимые 1 раз в месяц. Место психопрофилактических занятий напоминает “Туьулгэ” придерживается неформальная обстановка. Используем метод “туьулгэ тула кэпсэтиилэр”, что способствует общению и более облегченному восприятию информации.

2.Психодиагностика дает информацию, об индивидуально-психических особенностей личности, класса, коллектива, социума. Психодиагностика сама по себе бессмысленна: ее данные необходимы для того, чтобы:

1) дать возможность психологу, учителю, родителям определить дальнейшую программу для развития или коррекции.
2) проверить, насколько эффективным оказались психопрофилактические меры.
3) дать правильное направление консультативному процессу.
4) выбрать наиболее актуальную тематику психологического просвещения.

3. Психокоррекцияодно из наиболее сложных направлений работы. Процедура работы сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана. В своей работе мы использовали следующие методы:

– Игротерапия (использование национальных игр, направленных на развитие тех, или иных способностей).
– Музыкотерапия (тойук,Саха ырыалара)
– Развитие произвольности в двигательной сфере (Оьуохай,ункуу)
– Логотерапия (чабыр5ах этии)
– Куклотерапия (куукулалар, муостан, мастан ооньуурдар)
– Психологический массаж
– Развитие позитивного общения (туьулгэ кэпсэтиилэрэ)
– Релаксация (алгыс этии, дьайар тыллар,ырааьырдар тыллар)
– Семейная терапия (ыал буолуу сахалаа сиэрэ-туома)

4. Психологическое консультирование – очень существенное направление деятельности. Консультации проводятся для, учителей, учащихся, родителей; они могут быть индивидуальными или групповыми. Психологический смысл консультации, состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Важнейшим компонентом консультирования является место. Мы предлагаем обустроить кабинет консультаций в соответствии с национальной концепцией. Обустроить кабинет в духе природы, лета, с использованием картин берез. Береза является национальным символом снятия стресса, напряжения.

5. Психологическое просвещение (субэ). Основные формы работы: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы. Важным элементом является метод “Туьулгэ”, наглядные образцы, использование “Айыы уорэ5э”,сахалар иитэр ньымаларын туьаныы.(кыыс,уол), Ыал буолуу сиэрэ-туома.

Основное направление деятельности социального отдела центра:

.Организация работы по сотрудничеству общеобразовательного учреждения и семейных союзов.

– создание клуба семейных союзов (организация деятельности, составление годовых, перспективных планов).
– создание клубов по интересам: – “ Клуб молодых семей”;
– “ Клуб молодых матерей”;
– “ Клуб бабушек”;
– “Совет отцов”;
– оказание социальной и психологической помощи нуждающимся семьям, ребенку;
– организация встреч и вечеров с целью укрепления связей между общеобразовательным учреждением и семейными союзами.

Задачи работ клубов:

  1. Формирование самосознания, своей ценности в жизни, на Родине (туолбэ, среди родственников).
  2. Сотрудничество с общеобразовательным учреждением и социумом.
  3. Обучение детей осозновать понятие “мой телбэ”, “мой улус”, “моя республика”, “я – человек орто дойду”.
  4. Формирование воспитания уважительного отношения к старшим и милосердии
  5. Формирование этнического самосознания
  6. Формирование в мальчиках готовности быть мужчинами,в девочках-женщинами.
  7. Развитие умений и навыков планирования собственной жизнедеятельности.

Основное направление деятельности медицинского отдела центра:

Организация работы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди туолбэ,семейных союзов и в общеобразовательном учреждении.

Формы работ:

  1. Создание обьединенного медицинского кабинета.Осмотр врача, фельшера,услуги мед.сестры.
  2. Пункт продажи аптечных изделий. Фитотерапия сбор лекарственных растений (лагерь семейных союзов)
  3. Медико профилактическая работа.(занятия, элективные курсы для учащихся “укрепи свой организм”, “здоровье девушек”и др.)
  4. Создание клуба “Юный медик”.

Список литературы:

  1. Г.В. Ксенофонтов “ Ураанхай – Сахалар” томм 1; стр 24-204-210 Якутск 1992
  2. Ларионов “Саха Айыы киьитэ”
  3. П.К. Васильев,М.К. Охлопков “Сахалыы оонньуулар” г.Якутск 1985.
  4. А.П. Оконешникова “Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга” г.Пермь 1999
  5. А.П.Оконешникова “Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей” г.Пермь 1996
  6. М.А. Попова Обугэлэрбит угэстэрэ, сиэрдэрэ-туомнара с.Чурапча 1991
  7. Т.И.Петрова Сахалыы сана г.Якутск 1994
  8. И.И.Стручкова Саха бэргэн тыла – оьо 1997
  9. М.А. Попова Саха торут культурата 1994

Приложение 1. Модель психолого-медико-социального центра на основе национальных традиций психологии Якутов (Саха)