Формирование лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с задержкой психического развития

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем. Лексика есть особым образом организованная система. Слово – единица лексического состава языка – обладает тремя относительно самостоятельными системами: эпидигматикой (структурой значения единицы), парадигматикой (связями родственных значений разных единиц), и синтагматикой (линейной, или последовательной, связью единиц в словосочетании или предложении). Организация лексической системности у маленьких детей и взрослых происходит по-разному. При задержке психического развития, нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно; Все психические процессы у ребенка - восприятие, память, мышление, внимание, воображение, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи. Принципы логопедической работы, анализ теоретической и методической литературы, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили систематизировать и разработать модель формирования лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ЗПР. (Приложение 1.)

При проведении логопедической работы с детьми с ЗПР я учитывала современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией, принципы логопедической работы, анализ теоретической и методической литературы, а также результаты констатирующего эксперимента. Все это мне дало возможность систематизировать и разработать модель формирования лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ЗПР.

Более подробно рассмотрим один из наиболее сложных разделов лексики – синонимии, на методике работы со словами синонимами.

На конкретном методическом материале я придерживалась положения Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии ребенка через механизм создания "зоны ближайшего развития", которая возникает в совместной деятельности ребенка и взрослого. В своей работе со старшими дошкольниками направляла деятельность ребенка в намеченное русло, подчиняяеё дидактическим задачам. В начале работы очень важно было наладить сотворчество с ребенком, заинтересовать его поисковой деятельностью в сфере языка и речи, вовлечь в речевое и словесное творчество.

Систематические речевые занятия приучали дошкольников к работе с языковой информацией, воспитывали интерес к решению речевых проблемных задач . Учитывая все особенности дошкольников с ЗПР, сначала речевые игры по обучению синонимам включались в индивидуальные коррекционные занятия, практически в течение всей старшей группы, а затем вводились в подгрупповые и фронтальные занятия уже только в подготовительной группе.

Синонимы к некоторым лексическим темам мы рассматривали на примере различных частей речи, значение которых легко было представить наглядным образом (Например: Выбери лишний предмет: Конь - собака - лошадь. Дом - улица - здание. Мама - тётя - матушка.). (Приложение 2). Уже позже, в подготовительной группе я для себя составила синонимические ряды почти к каждой лексической теме и активно стала использовать их в работе. Много слов мы не подбирали, большим достижением становились даже два подобранных слова-синонима. Самым сложным был подбор прилагательных, немного проще работали с существительными и глаголами. Поскольку у детей с задержкой психического развития перевод зрительных впечатлений в словесную форму нарушен, то каждый раз обращала внимание на словесный отчет о выполнении заданий. Сначала я делала такой отчет сама, а ребенок слушал. Потом проделанная работа оречевлялась совместно. Только после такого подготовительного этапа ребенок самостоятельно рассказывал о том, что он увидел и сделал.

Первоначально, чтобы донести до понимания понятие «слова – синонима», я объясняла, что это «слова – близнецы», предлагая рассмотреть две одинаковые куклы Олю и Таню. Куклы выглядят одинаково, а имена у них разные. Затем каждый раз, особенно в старшей группе, детям я рассказывала, что есть слова-друзья, которые об одном и том же говорят по-разному. Например, доктор врач. Иногда слов-друзей бывает немного, например, только два: луна месяц, летчик пилот, богатырь силач. А может быть слов-друзей целая группа. Вот борются два мальчика, кто-то победил, как можно по-другому сказать? Осилил, одолел, поборол, сладил, справился.

К каждой лексической теме был подобран словарь синонимов. (Приложение 4.)

Помимо подбора синонимических рядов по лексическим темам, подбирала несложные игры, которые использовала в занятиях, давала на закрепление воспитателям в коррекционный час. Простые игры на подбор синонимичных рядов предлагала дома родителям проговорить и закрепить. Чтобы привлечь родителей к правильному выполнению заданиям, на родительском собрании провела мастер-класс по обучению синонимам. Очень интересная была реакция - удивление родителей, что выполнение предложенных упражнений было затруднительно, ставило иногда «в тупик». Решение находили сообща. Для воспитателей группы провела консультации «Особенности речевого развития детей с ЗПР », «Обогащение словарного запаса дошкольников словами-синонимами».

С целью развития лексических средств языка мы вместе с воспитателями коррекционной группы широко использовали совместную деятельность, общение как с самим ребенком, так и с другими детьми. Учитывая индивидуальное развитие детей меняли формы общения.

Словарный запас детей с ЗПР существенно пополнялся в ходе коррекционных занятий, поэтому мы сочетали работу по развитию познавательной деятельности с занятиями по развитию речи, используя игры и упражнения для обучения детей синонимам. Параллельно проводилась работа по другим направлениям:

  • расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, и др.)
  • уточнение значений слов.
  • активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный.

На одном из подгрупповых занятий по усвоению синонимов предложила детям небольшую историю о Незнайке и его друзьях. (Приложение 3, рассказ №22).

Просила детей найти в рассказе и назвать сходные по смыслу слова, которыми пользовались герои Незнайка, Сиропчик и Пончик, а затем объяснить веселым человечкам, в чем же их особенность. Рассказ перечитывала несколько раз, чтобы ребята находили в нем те синонимы, которые сразу они не заметили. Рассказ был очень интересен детям и они охотно вслушивались в слова, находя правильно слова – синонимы.

В последующей работе использовала подобные речевые упражнения:

1. «Поищите слова-друзья в стихотворениях»:

«Бураны, вьюги и метели
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!» —
Так проворчал Мороз угрюмый.

2. « Найдите слова-друзья в рассказе»:

Лес не шевелится. Вода в реке не колышется. Пес у двери не шелохнется. Все словно вымерли. Такая тишина кругом в этот жаркий летний полдень.

3. «Отыщите слова-друзья в пословицах и поговорках, объясните их смысл»:

Спеши не спеши, а поторапливайся.
Приятелей много, да друга нет.
Переливает из пустого в порожнее.

Уяснив особенность слов-друзей, дети учились подбирать синонимический ряд сами. Для этой цели можно использовала такие задания:

1. Прочитав Незнайкины стихотворения, подберите слово-друга к последнему слову стихотворения так, чтобы оно звучало «складно».

С веселой звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не путает нас холод. (Мороз)

Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла.
Хлеб вкуснее от работы. (Труда)

2. «Подберите к выделенному слову дружащее с ним слово (сравните словосочетания по смыслу)»:

самолет сел

(приземлился)

солнце село

(зашло, закатилось)

мальчик бежит

(мчится, несется)

ручеек бежит

(течет, струится)

свежий ветер

 (прохладный)

свежая рыба

 (неиспортившаяся)

свежий хлеб

 (мягкий)

свежая рубашка

 (чистая, выстиранная)

свежие краски

 (яркие, незасохшие)

свежая газета

 (новая)

3. «Подберите несколько сходных слов (друзей) к словам, которые даны. Так вы узнаете, каким должен быть хороший человек. Человек должен быть:

  • аккуратным (чистоплотным, опрятным);
  • работящим (трудолюбивым, активным, энергичным);
  • вежливым (учтивым, обходительным, предупредительным, приветливым);
  • внимательным (чутким, сердечным, добрым);
  • верным (надежным, преданным);
  • жизнерадостным (веселым);
  • чистосердечным (правдивым, честным, искренним, откровенным);
  • выносливым (стойким, закаленным, крепким).

Из всех предложенных игр и упражнений наиболее затруднительными для детей были слова-синонимы о временах года и в пословицах и поговорках, поэтому работая над синонимами, нельзя было не уделить внимания многозначности слова. Ребенку следовало показать, что, кроме собственного, прямого значения, слово может иметь переносный смысл. Чтобы понять переносное значение того или иного словосочетания, необходимо было подобрать синоним. Так, прочитав стихотворение В.Коркина:

Золотые руки — руки не из золота.
Золотые руки не боятся холода.
В ссадинах, в мозолях руки эти.
Самые нужные руки на свете!

 Мы спрашивали детей:

- Как вы понимаете слова «золотые руки»? Как можно сказать иначе? (Умелые, трудолюбивые, работящие.)

- Какие еще другие выражения есть со словом золотые? Послушайте и постарайтесь объяснить их:

  • золотая голова (умная, рассудительная);
  • золотое сердце (доброе, справедливое);
  • золотая рожь (спелая, созревшая);
  • золотые волосы (цвета золота).

Повторяя времена года, мы предлагали найти в паре предложений одинаковые слова. Например, в данном упражнении «Что означает одно и то же слово в каждом предложении?»

а) На улице сегодня пасмурная погода (серая, мрачная, хмурая).

Дима сегодня целый день ходит с пасмурнымвидом.

Только после такой определенной подготовки можно переходить к подбору синонимов в текстах (в связной речи): при пересказе, составлении рассказов. Сначала обязательно провела обучающее занятие. (Приложение 3, конспект № 20). На этом этапе работы, нацеливала детей и говорила о том, что рассказ (пересказ) будет составлен удачно, если из ряда слов-друзей выбрано точное слово.

Далее весь систематизированный лексический материал старалась изложить в занимательной форме, например – в виде сказки, что позволяло все активнее заинтересовать дошкольников. Внимание детей во время чтения сказки сосредотачивалось на движениях сюжета, которые тесно связаны с лексическими понятиями и грамматическими правилами. Те слова, на усвоение которых направлено задание, неоднократно повторялись на протяжении сказки и активно включались в сюжетные ситуации, что облегчало их восприятие и запоминание. (Приложение 3.)

Перед началом чтения сказки напоминали детям о «словах-близнецах» и приводили в пример синонимические группы (например, грустный — печальный, тоскливый , унылый, мрачный; умный — сообразительный, находчивый, понятливый, догадливый и т. п.) Предварительно предлагала дошкольникам самостоятельно продолжить синонимический ряд, например: «Если книжка очень хорошая, то мы можем сказать, что она замечательная, отличная. А как еще можно сказать?», не всегда попытки были удачными, если ребенок отказывался, предлагала выполнить вместе.

При чтении сказки старались привлекать особое внимание ребенка к словам-синонимам, показывая, по возможности, соответствующие иллюстрации. Если ребенок подготовительной группы уже знал все буквы и бегло читал, мы предлагали ребенку подобрать другие синонимы к выделенным словам. Таких детей из экспериментальной группы было двое.

После прочтения сказки выполняли с детьми упражнения с усложненным заданием, также рекомендовала выполнить ряд упражнений воспитателям и выборочно родителям, которые помогали закрепить усвоенную лексику. Например: в упражнении № 1 использовалась лексика из сказки к настоящей части. В упражнении № 2 брала расширенную лексику, ребенку надо было выбрать подходящие варианты из предложенных слов. В упражнениях № 3 и № 4 задание усложнялось — ребенок должен был уже сам придумывать синонимы. В упражнении № 5 для подбора синонимов использовались более сложные тексты и сказки (приложение 3) . Наиболее сложные виды синонимии рассматривали в упражнении № 6 — синонимия предлогов и приставок.

Активно сочетая работу по развитию познавательной деятельности с занятиями по развитию речи, использование речевых игры и упражнения для обучения детей словам-синонимам ,систематические речевые занятия приучали дошкольников к работе с языковой информацией, воспитывали интерес к решению речевых проблемных задач. Учитывая все особенности дошкольников с ЗПР, речевые игры сначала включались в индивидуальные коррекционные занятия, а затем вводились в подгрупповые и фронтальные занятия. Многие игры по обучению дошкольников синонимам на индивидуальных занятиях проводились в старшей группе, закреплялись в подготовительной группе и дополнялись более усложненными упражнениями и текстами. (Приложение 3.)

Слаженная работа над словами-синонимами всех участников образовательного процесса (учителя-дефектолога, воспитателей группы и родителей воспитанников), принесла успехи.

Полученный положительный результат свидетельствует об эффективности проведенной работы по формированию и совершенствованию лексико-грамматических средств языка через усвоение синонимии у дошкольников с ЗПР.

Важно отметить, что выполнение подобных упражнений, речевых игр развивает у ребенка представление о синонимических отношениях, помогает усвоить необходимую лексику, расширяет словарный запас, следовательно, является решением одной из наших задач – развития системной лексики, что создает основу для спонтанного развития речи дошкольника в целом. И чем раньше мы начнем развивать у ребенка чувство языка, тем легче ему будет соотнести слово с понятием, заключенным в нем. Использование синонимов, с их разнообразием смысловых оттенков, в дельнейшей работе, сделает речь ребенка выразительнее и богаче.