Урок математики "Геометрическое домино"

Разделы: Математика


Класс 10

Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока Урок-состязание

Задачи занятия:

  • Образовательные - овладение учащимися определенной системой знаний, умений, способов познания и оперирования этими знаниями, умениями;
  • Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;
  • Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками.

Учебно-методическое обеспечение - Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 10-11 классы», М.: 2009 год.

Время реализации занятия - 45 минут.

Авторский медиапродукт – Презентация, 15 слайдов (среда Microsoft PowerPoint) – Приложение 1.

  1. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
  2. Схема взаимосвязи кадров презентации: линейная.
  3. Содержание кадров:
    1. Титульный лист.
    2. Если одна из двух прямых лежит в некоторой плоскости, а другая прямая пересекает эту плоскость в точке, не лежащей на первой прямой, то эти прямые скрещивающиеся.
    3. Если через каждую из двух параллельных прямых проведена плоскость, причем эти плоскости пересекаются, то их линия пересечения параллельна каждой из данных прямых.
    4. Аксиома 3.Если две плоскости имеют общую точку, то они имеют общую прямую, которой принадлежат все общие точки этих плоскостей.
    5. Если плоскость проходит через прямую, параллельную другой плоскости и пересекает эту плоскость, то линия пересечения параллельна первой прямой.
    6. Аксиома 1.Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна.
    7. Аксиома 2.Если две точки прямой лежат в плоскости, то все точки данной прямой лежат в этой плоскости.
    8. Следствие 1.Через прямую и не лежащую на ней точку проходит плоскость и притом только одна.
    9. Следствие 2.Через две пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна.
    10. Две прямые, параллельные третьей прямой, параллельны.
    11. Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, расположенной в этой плоскости , то она параллельна самой плоскости.
    12. Если одна из двух параллельных прямых параллельна данной плоскости, то другая прямая либо также параллельна данной плоскости, либо лежит в этой плоскости.
    13. Если две параллельные плоскости пересекаются третьей плоскостью, то линии пересечения параллельны.
    14. Отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями, равны.
    15. Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
  4. Стиль презентации: В качестве основной цветовой палитры презентации выбран белый цвет. Появление слайда и текста на нем организовано в едином стиле анимации.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях;
  2. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся на данном этапе урока;
  3. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, уменьшение времени подачи материала);

4.повышение эффективности усвоения учебного материала за счет задействования двух видов памяти: визуальной (подача материала в наглядной форме в виде слайдов), слуховой (проговаривание учеником всех основных сведений).

Необходимое оборудование и материалы для занятия – ноутбук, проектор, настенный экран, карточки домино, разрезные карточки с задачами.

Ход работы

1. Организационный момент. (1 минута).

Учитель создаёт в классе рабочую атмосферу, настраивает учеников на урок. Учитель начинает воспроизведение презентации.

2.Организация игры «Геометрическое домино».

Учитель обозначает тему урока (слайд №1, приложение 1), объясняет правила игры, формирует команды, раздает карточки домино так, чтобы в процессе игры команды отвечали по очереди.

Всего карточек 8, на каждой карточке изображены два рисунка. На разных карточках представлены рисунки к основным аксиомам и теоремам по теме «Параллельность в пространстве», изученным к данному уроку. Начинает первая команда, она выкладывает карточку, которая крепится на доске, и формулирует правило, к которому относиться рисунок. На рисунке содержатся лишние элементы для того, чтобы один и тот же рисунок можно было использовать для разных правил. Задача участников команды - увидеть на рисунке требуемое условие, сформулировать правило. При этом один участник команды имеет право отвечать только один раз. Следующую карточку прикладывает другая команда и формулирует правила. Схему раскладки и содержание карточек домино смотрите в приложении 2 и приложении 3.

Учитель с помощью слайдов презентации акцентирует внимание на основные элементы рисунка. После ответа ученика появляется слайд с правильным ответом. Сопоставляются ответы учеников и содержание слайда.

Подводятся итоги игры. Правильно ответившие ученики получают по 1 баллу за ответ.

3.Организация самостоятельной работы в командах.

Каждой команде выдается одинаковый блок задач. Каждый ученик должен решить и оформить одну задачу из блока. Взаимопомощь в процессе решения разрешается.

4. Защита ответов.

Поскольку у команд задачи одинаковые, то проводится выборочная проверка наиболее сложных задач, по одной задаче от команды.

Каждый ученик сдает решение на проверку. Если он давал ответ в процессе игры, то его оценка может быть повышена на один бал.

5. Рефлексия.

Анализ учителем допущенных ошибок. Самоанализ работ учениками.

 Запись домашнего задания: подготовиться к контрольной работе.

Список литературы:

  1. Л. С. Атанасян и другие, учебник для общеобразовательных учреждений «Геометрия, 10-11 классы», М.: 2009 год.
  2. Дидактический материал по геометрии для 10-11 классов. Разрезные карточки по стереометрии/ Сост. Г.И.Ковалева - Волгоград: Учитель, 2003. – 128с.