Различные способы решения иррациональных уравнений. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Ход урока

Этап Содержание этапа Деятельность педагога Деятельность детей Время
(мин.)
Мультимедийное сопровождение
I Организация начала урока. Физкультминутка. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания всех учащихся, через упражнения на снятие напряжения с позвоночника и шейного отдела позвоночника Вслед за учителем делают соответствующие упражнения 1 Музыкальное сопровождение
Информация о домашнем задании. Комментирование домашнего задания (д/з носит поисково-дифференцируемый характер), провести инструктаж по его выполнению (30.1-30.3 (в, г) – 1 уровень, 30.6-30.7 (в, г), 30.11 (в, г) – 2 уровень, 3 уровень – 30.9(в, г), 30.16 (в, г), 30.20 (в, г))-запись на доске.

– Откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Как вы помните, домашнее задание является уровневым, напомните, пожалуйста, уровень I на какую оценку, а уровень II и уровень III?

А можно переходить от одного уровня к другому? Посмотрите есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?(если вопросы возникают учитель рассматривает подобный пример)

– Молодцы, а теперь отложим дневники на край стола.

Запись домашнего задания в дневники.

Отвечают на поставленные вопросы учителя (уровень I на оценку 3, уровень II на оценку 4, уровень

III на оценку 5, можно переходить от одного уровня к другому).

Постановка вопросов по содержанию и выполнению домашнего задания

1–2  
ІІ Мотивационное начало урока. Целеполагание. Работа в парах Ребята, сегодня мы работаем последний урок над темой «Различные способы решения иррациональных уравнений». Определите цель нашего урока. Мне очень интересно, с какой целью вы пришли ко мне на урок? (учитель подводит итог целей, которые поставили учащиеся)

Итак, я попрошу вас открыть тетради, записать сегодняшнее число и тему урока.

Самостоятельная постановка целей урока в парах

(– повторить определения квадратного корня, иррационального уравнения; – повторить понятие посторонний корень уравнения; – повторить способы решения иррациональных уравнений – узнать что-то новое по теме; – разобрать то, что осталось непонятным).

Записывают в тетрадях число и тему урока.

2 Приложение 1
Слайд 1
ІІІ Этап всесторонней проверки знаний (работа в парах). Предлагает ученикам задание, которое создаёт общую картину: как усвоена тема, какова подготовленность отдельных учеников, насколько технично учащиеся умеют различать какие из уравнений являются иррациональными и умеют пояснить почему. Работают в парах высказывая свои утверждения или предположения, отстаивая свою точку зрения. 3 Слайд 3
Подводит итог, спрашивая выборочно учеников класса предлагая ответить по желанию, проверяя согласие или не согласие всего класса поднятием руки (поднятая рука ладошкой к учителю – согласен, ладошкой от учителя не согласен) Сигнализируют поднятием руки – согласие с отвечающим или не согласие, пояснив почему – дав определение иррационального уравнения (2-3 не является иррациональным).

Внимательно слушают.

  Слайд 4
Я бы хотела продолжить наш урок словами древнего мыслителя и философа Китая Конфуция «Три пути ведут к знанию:
  • путь размышления – это путь самый благородный,
  • путь подражания – это путь самый легкий,
  • и путь опыта – это путь самый горький». Как вы думаете, что означает данное высказывание и почему я взяла именно эти слова на этот урок?
     
Прошлое задание заставило вас размышлять о том, какое уравнение является иррациональным – этот путь самый благородный, в следующем задании, я надеюсь, вы не пойдете легким путем, а продолжите благородное дело. Рассуждают и высказывают свою точку зрения. 2  
IV «Найдите ошибки и заполните лист самоконтроля» Следующее задание называется «Найдите ошибки». В этом задании вы повторите способ решения простейших иррациональных уравнений. Будьте внимательны и попробуйте ответить на вопрос:

как вы считаете, все ли уравнения решены правильно, если да, то поставьте в лист самоконтроля, напротив этого задания +, если нет: решите и найдите корень данного уравнения.

Работают в парах с последующей самопроверкой по ключам 4 Слайд 5
Слайд 6
Работа устно Молодцы вы справились с заданием. Давайте с вами немного отдохнем и поработаем устно. Как вы считаете, является ли данное число корнем уравнения? Объясните почему.

Подведение итога работы.

Работа в парах. Обсуждение.

Предлагают своё решение данного задания, поясняя почему (1 – нет, 2 – да – метод подстановки, определение арифметического квадратного корня).

2 Слайд 7
Повторение основных способов решения иррациональных уравнений Я предлагаю вам следующий этап это путь опыта, как вы помните, по словам китайского философа Конфуция – это путь самый горький. Чтобы сделать этот путь более сладким мы повторим на примерах основные способы решения иррациональных уравнений изученных на прошлых уроках.

Перед нами уравнения, как вы думаете, каким способом вы бы решили (постановка проблемы)

Разбор решения каждого уравнения.

Предлагают способы решения.

Просматривают слайды, повторяя вместе с учителем технический способ решения иррационального уравнения, через нахождение ОДЗ, и переход к равносильной системе.

10 Слайд 8-11
V Изучение нового материала Постановка проблемы.

Решение иррациональных уравнений является важной темой в курсе алгебры и основу мы закладываем с вами именно в 8 классе. Иррациональные уравнения всегда были в экзаменационном материале выпускных и вступительных экзаменах. Поэтому очень важно переосмыслить общие идеи и методы решения таких уравнений, а также расширить круг своих знаний по данной теме.

  6 Слайд 12
Сегодня мы повторили основные способы решения простейших иррациональных уравнений, как вы думаете каким способом можно решить уравнение, если обе части этого уравнения составляют иррациональные выражения.

Я предлагаю решить данное уравнение по схеме.

Предлагают ранее изученные способы, решают и осознают, что технический способ занимает большой объем времени.

На основе схемы решения слайда 12 ученики решают самостоятельно данное уравнение.

Затем проверяем решение Слайд 13

  Слайд 13
Рассмотрим ещё один способ решения иррациональных уравнений – метод введения новой переменной. Рассматриваем решение уравнения. Внимательно слушают, задают вопросы   Слайд 14
Проверочная работа А теперь приготовьте ручки и тетради. Мы проведем небольшую проверочную работу. В конце урока я попрошу сдать тетради на проверку. На каждой парте лежит подробный алгоритм решения уравнений различными способами. Используя этот алгоритм, учащиеся выполняют проверочную работу.

В конце урока сдают тетради на проверку.

8 Слайд 15
VI Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения новыми знаниями и способами деятельности Организация обобщения для самостоятельного подведения итогов, оценка активности работы на уроке учащихся, анализ листа самоконтроля Вместе повторяют «Мы выбираем жизнь»

Анализ работы на уроке:

«Мы узнали…», «Мы повторили…», «У нас не получилось, или осталось не понятным…»

Определение успешности:

«Понравилось, потому что…», «Не понравилось, потому что…», «Было легко, потому что…»

2 Слайд 16