Повторительно-обобщающий урок обществознания "Своя игра". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • повторение и обобщение пройденного материала; (I раздел к уч. Кравченко А.И.Обществознание. - М.: Русское слово)
  • развитие логического мышления;
  • развитие самостоятельности;
  • развитие навыков публичной речи;
  • формирование навыков культуры общения в игровой деятельности;
  • развитие познавательного  интереса;

Оборудование: АРМ учителя, зонирование помещения на места для игроков и места для зрителей, раздаточный материал для состава жюри, Правила поведения во время игры (Приложение 3)

Эпиграф: “Кто уклоняется от игры, тот ее проигрывает” Ришелье

Ход занятия

1. Мотивация учащихся

Слайд 2

Учитель: я не ошибусь, если скажу, что все вы любите играть, потому что игра – это развлечение. Но вместе с тем, любая игра – это проявление самостоятельности, свободы выбора решений, творчества, азарта, предвкушение победы, но иногда и разочарование.

Игра ещё и может научить! Например, расширить наш кругозор, на практике использовать уже усвоенные знания, а также дать возможность испытать себя в качестве настоящего друга и товарища.

Игры бывают разные. Наверняка, у каждого из вас тоже есть любимые игры, скорее всего – это компьютерные, спортивные, игры развлекательного характера, но сегодня я предлагаю поиграть в интеллектуальную, всем известную телеигру - “Своя игра”. Но чтобы задействовано на уроке было как можно больше учеников, правила и условия игры мы изменим, но суть игры я, надеюсь, хуже не станет.

Слайд 3. озвучить цели и задачи урока.

Слайд 4-5

Прежде чем ознакомиться с правилами нашей интеллектуальной игры, я хочу обратить ваше внимание на другие правила, тоже очень важные и необходимые для того, чтобы сегодняшняя игра надолго запомнилась и оставила у всех приятное впечатление. (Приложение 1)

А теперь условия проведения “Своей игры” (Приложение 2)

2. Организационный момент. Озвучить эпиграф урока. Объяснить условий игры, выбрать членов жюри, провести отборочный тур.

Слайд 6

Вопросы отборочного тура

  1. Изделие из глины, обработанной специальным образом? (керамика)
  2. Основа женской одежды на Руси? (сорочка)
  3. Страна, в которой была изобретена бумага? (Китай)
  4. Материал, который чаще всего использовали для изготовления посуды в средневековой Европе? (дерево)
  5. Территория, где появилось земледелие? (Азия)
  6. Подношение богам и духам? (жертва)
  7. Изображение богов и духов из дерева, глины, камня? (идол)
  8. Материал, который использовали для письма в средние века? (пергамент)
  9. Продолжите пословицу: Сперва аз да буки, (а потом науки)

На 7 слайде изображено поле игры, в котором 5-разделов.игроки сами определяют раздел и цену вопроса.

1. Человек и человечество

10б. Что изучает предмет “Обществознание”?

(Обществознание – наука, изучающая человеческое общество и его законы, человека и его отношение с окружающим миром)

20 б Объединение людей для совместной деятельности – это…(Общество)

30 б Науки, которые изучают живую природу – это общественные науки или естественные науки?

40 б. Сумма людей живших и живущих на планете - человечество

50 б. Общественные науки изучают живую и неживую природу. Правильно?

(Неправильно живую и неживую природу изучают естественные науки)

II. Происхождение и развитие человека

10 б Расставьте по порядку основные периоды жизни человека: 1) Отрочество; 2) Детство; 3) Юность; 4) Зрелость; 5) Старость; 6) Младенчество; 7) Молодость; (6, 2, 1, 3, 7, 4, 5)

20 б. Группа людей, сформировавшихся в одних и тех же исторических условиях, обладают во многом похожим жизненным опытом – это (поколение)

30 б Вставьте пропущенные слова, данные в скобках

“________ мы оставляем всё культурное наследие, созданное __________, но сохранённое и приумноженное ___________: дворцы, дома, дороги, памятники, картины, легенды, книги и т.д.” (СОВРЕМЕННИКИ, ПОТОМКИ, ПРЕДКИ)

40 б. Часть культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и предающаяся следующим поколениям, как нечто ценное и почитаемое – это… (Культурное наследие)

50б. Совместите термины и их определения

1. Общее количество живших ранее, ныне живущих и будущих поколений людей 1. Культурное наследие
2. Сумма правил, норм поведения, законов, знаний, обычаев, традиций 2. Поколение
3. Всё созданное человеческими руками 3. Нематериальная культура
4. Группа людей примерно одного возраста, одинаково мыслящих и оценивающих происходящие события 4. Человечество
(14; 23; 31; 42)

III. Ускорение прогресса

10 б. Процесс – движение вперед – серьёзнейший процесс.Его зовут ученые понятием…(прогресс)

20 б. Продолжите фразу: “Мне не нравится в современном обществе…”

30 б. Что такое информационное общество? д\з параграф 10

40 б Расставьте в хронологической последовательности (что за чем) появление:

1. Появление религии и живописи;

2. Приручение огня;

3. Появление электричества;

4. Появление “человека разумного”;

5. Первый полет в космос

6. Появление самолетов и автомобиля;

7. Появление телевидения;

8. появление городов;

9. появление печатных книг

10. Появление “человека умелого” (10, 2, 4, 1, 8, 9, 3, 6, 7, 5)

50 б С чем ученые связывают ускорение исторического прогресса?

(Умением человека мыслить, накапливать и передавать знания, опыт, а также с развитием различных наук и техники)

IV Исторические ступеньки развития общества

10 б Знаем разные слова: Прогресс, этап, революция. Но развитие человека, мы точно знаем, - Учёные зовут…(эволюция)

20 б. Выберите верное продолжение предложения.

1. Земледелие появилось:

А) раньше огородничества;

Б) одновременно с огородничеством;

В) позже огородничества

2. Развитие земледелия и скотоводства способствовало:

А) уменьшению численности населения;

Б) появлению ранних государств;

В) увеличению численности населения (1 в; 2б,в)

30 б.

 40 б Каковы источники получения знаний современными людьми

(Устное народное творчество, письменность, книги, СМИ, телефон, TV, Интернет)

50 б. К каким переменам в жизни людей привело появление и развитие земледелия и скотоводства?

Деление родовой - общины на семьи - появление неравенства - образование государства

V. Возникновение государств

10 б Кто являются родоначальниками демократии? (Древние греки – жители Афин)

20 б Верно ли высказывание: “Государство возникает тогда, когда появляется неравенство” (верно)

30 б. Какие слова “спрятаны” внутри слова “ГОСУДАРСТВО”?

При помощи этих слов назовите функции государства?

(СУДАРЬ, УДАР, ДАР, СУД),

40 б. Назовите признаки государства:

(Наличие: правителя, законов, армии, казны, столицы, границ государства)

50 б. Расставьте в правильной последовательности основные этапы социальной и политической эволюции общества

1. родовая община

2. государство;

3. семья;

4. племя;

5. вождество;

6. стадо

(6 3 1 4 5 2)

По окончании игры по наибольшей сумме баллов определяются команда победитель, участники которой за урок получают отличную оценку (при наличии финансовых возможностей - призы)