Эффективные формы выполнения домашнего задания как средство повышения качества образования

Разделы: История и обществознание


Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если вы любите детей. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, сталевара, даже если у вас есть талант. Что для этого нужно? Прежде всего, знать предмет. Физик знает физику, литератор – литературу, историк – историю. Но этого мало. Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приемами преподавания: методам объяснения, спрашивания, организации самостоятельной работы учащихся. Но и этого мало. Учитель воспитывает. И хотя каждый человек от природы – воспитатель, учителю необходимо овладеть методами педагогического воздействия, приемами работы с коллективом и отдельными учащимися, отлично знать психологию.

Особую трудность представляет самостоятельная учебно-воспитательная работа учащихся после уроков: дома, в библиотеке, во время экскурсий. Учитель, как правило, не может регулировать сам процесс, но он обязан давать задание и учить рациональным методам самостоятельной работы на уроке. Как готовить уроки? Как читать и конспектировать книгу? Как выполнять те или иные операции? Как наблюдать, воспринимать и вычленять главное и записывать, оформлять результаты наблюдений и действий. Опыт показывает, что многие ученики не умеют выполнять домашние задания, правильно читать, разбирать прочитанное, делать выписки, учить устные предметы.

Учитель не всегда правильно учитывает резерв времени. Ему кажется, что задание выполнить можно просто и быстро. На самом деле это далеко не всегда так. Однажды, пишет П.И.Пидкасистый, мы опросили учителей выполнить те задания, которые они задали ученикам. Учитель литературы два часа сидел за чтением, составлением плана и выпиской цитат. Учитель географии более часа работал над контурной картой, раскрашивал и наносил разные данные. Нужно быть реалистом и учитывать все обстоятельства.

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности.

Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом. Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся.

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени. Таким образом, домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Как следует из этого определения, домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем,и самостоятельной работой учащихся по его выполнению.

Одним из важнейших дискуссионных вопросов современного урока остается вопрос домашнего задания. Как бы увлекательно ни был раскрыт учителем новый исторический материал, как бы активно ни работали учащиеся в классе, внимание их по тем или иным причинам может быть отвлечено в ущерб восприятию содержа­ния урока. Не всегда учитель и сам раскрывает на уроке новый материал во всем его объ­еме. Иногда по разным причинам он вынужден остановиться более подробно лишь на ведущих, основных, наиболее трудных вопросах, а остальное излагает кратко, или предлагает учащимся самостоятельно освоить материал, не требующий разъяс­нения учителя. Некоторые учителя используют вредный прием – наказание домашним зада­нием повышенного объема и сложности. Психологическое основание этого в том, что иные взрослые подсознательно или сознательно убеждены: школьное образова­ние – необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать на дом или нет? Каковы допустимые объемы и время на выпол­нение домашнего задания? Как оно влияет на успеваемость?

Что призвано давать до­машнее задание, и не может дать урок? Возможность трудиться спокойно, без спеш­ки, не ожидая оценок учителя и товарищей; работать не с максимальным, но опти­мальным для того или иного ученика напряжением; самостоятельно планировать очередность видов деятельности, ход предпринятой работы; привлекать по своему желанию дополнительную литературу; привести все знания в систему.

Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, … наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности.

Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Содержание, характер, функции домашнего задания нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока.

Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашнего задания. Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашнего задания: проверка домашнего задания, задавание уроков на дом, самостоятельная работа учеников на уроке, непосредственно связанная с содержанием домашнего задания.

Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке в школе ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.

Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы.

Нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Способствовать творческому отношению к делу – одна из задач домашней учебной работы.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования.

Действительно, овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.

Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функций обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

Домашнее задание строится в порядке постепенного усложнения. Например, после того как учащиеся овладеют умениями и навыками составления хронологиче­ских таблиц (дата – событие; дата – событие – итоги, значение; дата – событие – со­держание – значение), можно переходить к составлению более сложных видов таб­лиц: синхронистическим (например, «Россия и её соседи в XIII в.»: год – западные страны – русские земли – Монголия) и генеалогическим (например, «Правление династии Рюриковичей»). Аналогично организуется работа с другими средствами обучения: картами, схемами, изобразительной наглядностью и т. д.

Задания, которые получает ученик на дом, не должны быть тягостными, а, на­оборот, вызывать радость и удовлетворение от выполненного, сделанного. Вот по­чему оно должно быть необычным (элемент интереса), посильным и обязательно оцененным. В связи с этим, следует выделить некоторые приемы при организации домашнего задания по истории.
Многие учителя практикуют сегодня опережающее домашнее задание. Пред­варительное чтение параграфов учебника или других материалов является наиболее распространенным видом опережающих заданий. Предварительное чтение будет эффективнее, если использовать приемы т. н. «активного чтения»: инсерт (марки­ровка текста с помощью условных обозначений), ведение различных записей (бор­товые журналы, двойные дневники) и др.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Хотелось бы, опираясь на научные исследования и прогрессивный опыт выделить советы, которые указывали бы, каким образом может совершенствоваться работа с домашним заданием. Цель данных советов – привлечь учителей к творческому поиску. Необходимо по-новому взглянуть на привычные вещи, критически пересмотреть собственный опыт и устранить обнаруженные недостатки. Я считаю, что косность и формализм обитают там,

  • где объем и время, требующиеся для выполнения домашнего задания, его целесообразность не продуманы достаточно основательно;
  • где учитель в ходе урока не проверяет, поняли ли ученики задание и все ли могут самостоятельно с ним справиться;
  • где выполнение домашнего задания проверяется непоследовательно и не используется в дальнейшей работе на уроке;
  • где не применяются разнообразные формы домашнего задания и методы его контроля.

Стремясь к повышению качества и эффективности урока, не следует задавать на дом то, что достигнуто на уроке, тем не менее, домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь единение урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося.

Совет 1. Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей.

Совет 2. При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.

Совет 3. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.

Совет 4. На уроке используйте любую возможность для самостоятельной деятельности школьников, если при выполнении домашнего задания от них требуется применение знаний и умений в изменившихся условий. Удостоверьтесь, все ли учащиеся поняли, в чем заключается их домашнее задание. Никогда не давайте задание на дом по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.

Совет 5. На уроках учите школьников методам и технике учения. На дом давайте задания, при выполнении которых учащиеся сознательно применяют эти методы.

Совет 6. Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося и их применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одаренных детей.

Совет 7. С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже

Основные недостатки домашней учебной работы школьников. Школьная практика показывает, что в домашней учебной работе учащихся имеются существенные недостатки.

Во-первых, многие учащиеся при подготовке домашних заданий по учебнику сбиваются на полумеханическое чтение изучаемого материала, не умеют расчленять его на отдельные смысловые части и не осуществляют самоконтроль за усвоением знаний.

Во-вторых, недочетом домашней работы многих учащихся является неумение организовать свое рабочее время, отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий. Это приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала.

В-третьих, выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого учащиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях. Отрицательно сказывается и перегрузка учащихся домашними заданиями. Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.

Поэтому подробная, но сжатая инструкция по выполнению домашнего зада­ния обязательна.

В инструкции необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, чи­тать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Заключение

Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге так писал об этом: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, … наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики».

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности.
В заключении отметим, что мы затронули лишь некоторые аспекты такой ак­туальной проблемы как методика организации домашнего задания по истории. От­дельного рассмотрения заслуживают вопросы обучения способам выполнения до­машнего задания, особенности использования современного УМК для домашней работы. Важность и перспективность разговора очевидна, поскольку организация домашнего задания является одним из ключевых звеньев в процессе постижения учащимися истории.

Список используемой литературы

1. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах.– М.:Просвещение,1981.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.– М.:Педагогика,1987.
3. Пидкасистый П.И. Искусство преподавания.– Москва, 1998.
4. Пидкасистый П.И. «Педагогика», Учебное пособие, Москва, 1998
5. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Минск,1975.

Приложение 1

Приложение 2