Программа по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста дидактическими играми и упражнениями

Разделы: Логопедия


Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования являются достижения нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий.

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребёнка.

Уровень речевого развития детей младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад, в большинстве не соответствует возрастной норме. По данным анализа результатов психолого-педагогического обследования детей, поступающих в ДОУ, нарушения речевого развития наблюдаются у 90% дошкольников, относящихся к "группе риска" по возникновению тяжелых речевых нарушений: снижение качества и разборчивости речи в виде нечеткого, недифференцированного произношения как гласных, так и согласных звуков. У 84% дошкольников грубо нарушено звукопроизношение (17-20 несформированных звуков). Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза. Нарушения произносительной стороны речи затрагивают и процессы ее ритмико-мелодического оформления: дети плохо воспринимают ритмический размер и рифмы стихотворной формы речи, часто допуская передачу текста стихотворения своими словами. Несформированной оказывается и интонационная сторона речи: дети не могут воспроизвести восклицательную интонацию, заменяя ее повышением силы голоса, затрудняются составить вопросительное предложение без вопросительного слова.

Цель моей деятельности - обеспечение организации, логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений (рис.1).

Актуальностью проблемы является раннее выявление и профилактика нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организация своевременной коррекционно-развивающей помощи, используя потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

Вопрос о необходимости проведения профилактической работы в младшем дошкольном возрасте работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения звукопроизношения у 85-87% обследованных. С другой стороны, развитию звукопроизношения в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по Программе "От рождения до школы" - под редакцией Н.В.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой в ДОУ уделяется мало времени. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние звукопроизношения соответствовало возрастной норме. Для формирования правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною была разработана и апробирована инновационная

"Программа по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений", прошла внутреннюю экспертизу МДОАУ "Детский сад №6", утверждена на городском педагогическом сообществе учителей-логопедов. Так как учитель-логопед начинает коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения начиная со старшей группы, а профилактику звукопроизношения необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, то моя программа рассчитана на два возраста: с 3-4 и с 4-5 лет.

Новизной программы является разработанная мною система работы по профилактике звукопроизношения во вторых младших и средних группах. В ее основу положен комплексно-тематический подход к построению педагогического процесса и интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

Объект - формирование звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет - игры и упражнения для профилактики звукопроизношения.

Цель  - разработка системы игр и упражнений для профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Создать условия для организации воспитательной среды, способствующей созданию у детей младшего дошкольного возраста потребности в речи, стимуляции речевого развития.

Разработать систему игр и упражнений, включённых в систему профилактики для преодоления выявленных нарушений и формирования звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Повысить профессиональную компетентность педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

Разработать диагностический инструментарий по отслеживанию состояния звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Данная цель предполагает следующий ожидаемый результат:

воспитанник:

- с развитыми артикуляционной и мелкой моторикой;

- со сформированной просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция);

- с развитым слуховым восприятием, внимания, памяти речевым слухом;

- со сформированным фонематическим восприятием;

- способный ориентироваться в пространстве;

- с адекватной самооценкой;

- уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.

1. Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

 принцип развивающего образования;

 принцип единства воспитания и обучения;

 принцип комплексно-тематического планирования, для обеспечения интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, адекватности возрасту форм работы с детьми, решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 принцип уважения прав личности;

 принцип компетентностного подхода (формирование необходимых знаний и навыков, лично-ценностного отношения к деятельности и продуктам ее реализации, развитие самостоятельности, творчества, способности решать новые задачи в новых ситуациях);

 партнерство с родителями как полноценными участниками образовательного процесса;

 приоритет активных методов обучения;

 создание насыщенной развивающей среды, обеспечивающей познавательные и игровые потребности современного дошкольника.

2. Содержание деятельности учителя логопеда по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является совершенствование методов и приёмов, направленных на устранение речевых нарушений у детей.

Правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, имеющие нарушения звукопроизношения, являются потенциальными дисграфиками и дислаликами.

В последнее годы увеличивается количество воспитанников с нарушением звукопроизношения. Поэтому сегодня остается актуальна проблема профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Систему работы по профилактике речевых нарушений я выстраиваю по блокам:

1. Диагностический блок - организация комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи.

По результатам диагностики мною составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с воспитателями, родителями и детьми.

2. Профилактический блок - предусматривает оказание педагогической помощи воспитанникам в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении его полноценности.

Для профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста применяю комплексный подход, позволяющий обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата (рис.2).

Основные субъекты образовательного процесса, работающие во взаимодействии, организуют работу по профилактике звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста. Профилактика звукопроизношения у данной категории воспитанников включает в себя не только коррекционно-развивающую работу, но и работу по повышению компетентности родителей и педагогических работников дошкольного учреждения.

С внедрением в образовательный процесс личностно-ориентированного подхода разработала система отношений между всеми участниками образовательного процесса (рис.3).

2.1. Содержание деятельности по профилактике звукопроизношения у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, эмоциональной, выразительной и благозвучной. Нарушение звукопроизношения - наиболее заметный речевой дефект.

Поиски новых форм и методов работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, привели к необходимости планирования и организации, работы по профилактике звукопроизношения.

Работу по профилактике звукопроизношения, я провожу по нескольким направлениям:

1. Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.

2. Развитие просодической стороны речи.

3. Развитие артикуляционного аппарата.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

5. Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

6. Развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.

В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом. Любая игра многофункциональна и реализует разные цели. С целью профилактики звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста мною был разработан перспективный план игр и упражнений состоящий из 4 блоков. Каждый блок направлен на решение нескольких задач (Приложение №1).

1 блок - игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится несовершенство движений артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.

2 блок - игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция).

Следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

3 блок - игры и упражнения на развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

4 блок - игры и упражнения на развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти.

Недостаточно развитые умения и навыки пространственного различения являются одной из причин нарушений письма и чтения у школьников в обучении. В основе формирования базисных учебных навыков (чтение, письмо, счет) находятся зрительно -, акустико-, тактильно-, и кинестетико-пространственный и временные представления, а также зрительно- и слухомоторные координации.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.

В процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, воспитанник хорошо ориентируется в пространстве.

Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством, как стимуляции, так и мотивации детской речи.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.

Занятия с картинками "Мои первые слова", "Мои первые предложения", "Занимаемся вместе", рассматривание тематических альбомов "Игрушки", "Посуда", стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений звукопроизношения служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр - драматизаций и развлечений.

Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

2.2. Содержание деятельности с педагогическими работниками по профилактике звукопроизношения у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Качественная реализация задач по профилактике звукопроизношения детей младшего дошкольного возраста возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.

Решая эту задачу, повышения профессиональной компетентности педагогов в эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста, осуществляю формирование у педагогов знаний:

  • о возрастных закономерностях речевого развития;
  • типичных нарушениях звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
  • о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;

А также умений:

  • наблюдать за ходом речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
  • распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
  • обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
  • методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.

Наиболее эффективными формами организации помощи педагогическим работникам являются: мастер-классы, мини-лекции, семинары-практикумы, смотры-конкурсы игрового оборудования, выставки учебных пособий, дидактических игр. (рис.4)

2.3. Содержание деятельности с родителями по профилактике звукопроизношения у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Вовлечение родителей в работу профилактике звукопроизношения, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе необходимо для развития их собственного ребенка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо "впустить" в него. Руководствуясь этим принципом, я выстраиваю свою работу под девизом: "Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ".

Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:

  • знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
  • реализация индивидуального подхода, выработка мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
  • совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.

На первом этапе сотрудничества использую диагностико - проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

На втором - консультативно - методические: выступления на родительских собраниях, в клубе для родителей "Речевичок": "Игры и упражнения для формирования фонематического восприятия", "Игры и упражнения для формирования просодической стороны речи", "Как правильно организовать логопедические занятия дома" и т.д., дают возможность родителям активно пообщаться, задать любые интересующие их вопросы.

Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: "Почему малыш не говорит?", "Что происходит, когда дети занимаются пальчиковой гимнастикой?", информационные стенды: "Играя, лечим", "Тра-ля-ля для язычка" и т.д., консультациями на темы: "Развитие речевого дыхания", "Развитие речи ребенка третьего года жизни", "Как разговорить молчуна?", "Развитие слухового восприятия у детей 3 лет" и др.

Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.

На третьем этапе используем практические формы сотрудничества: выставки игр и пособий по развитию речи, мастер-классы, консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор - врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК) и т.д.

Реализация программы по профилактике звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте выявила значительные положительные изменения у детей в течение двух лет с 2009-2011г. (2-я младшая группа, средняя группа) пребывания в ДОУ. Комплексное обследование проведенное в начале 2011-2012 учебного года с экспериментальной группой при наборе детей старших групп выявило следующие результаты:

  • снизилось количество воспитанников с ФФНР на 10%;
  • снизилось количество воспитанников с ФНР на 3%;
  • увеличилось количество воспитанников с правильным звукопроизношением на 13%

Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности проведения профилактической работы с детьми младшего дошкольного возраста, базисом которого служит четкое функционирование всех участников образовательного и воспитательного процесса. Такое сотрудничество - основа планирования совместной диагностико-профилактической и коррекционно-речевой работы, направленной на обеспечение всесторонней и наиболее полной помощи детям с первых дней их пребывания в ДОУ.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста возраста, значительно сокращает и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5