Элективный курс "Духовная музыка" для 8–9-х классов

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Еще в 70-е годы 20 века величайший человек, музыкант, композитор и педагог Д.Б.Кабалевский сформулировал цель музыкального образования в школе, которая легла в основу предмета "Музыка" и является основополагающей в работе каждого учителя музыки в школе и в наши дни. Это "воспитание музыкальной культуры школьников как части духовной". Сегодня, в 21 веке, эта цель звучит как нельзя актуально. Засилье рекламы по радио и телевидению, компьютерные игры, огромный поток информации мешают маленькому человеку найти правильные ориентиры в жизни, подавляют его творческое мышление и эмоциональную культуру, все дальше и дальше отдаляют от нравственных идеалов, этических и эстетических ценностей. Вот почему родилась идея создания элективного курса "Духовная музыка" для детей 8-9 классов. Ведь так важно, а главное необходимо помочь детям сформировать те нравственные ориентиры, которые способствовали бы становлению и ценностному развитию личности подростка, обогатить их эмоциональную сферу новыми музыкальными впечатлениями, расширить и углубить музыкальные знания и умения.

К 14-15 годам у учащихся уже сформированы основные навыки восприятия музыкального и художественного искусства, развиты умение понимать то или иное произведение искусства, переживать его содержание. На уроках истории дети получили определенный багаж исторических знаний. На все это и будет опираться учитель при освоении с учащимися данного курса. Это - отправная точка, стержень, на который интегративно (музыкальное и изобразительное искусство, история и литература) будет нанизываться новый материал для слушания и восприятия, понимания и изучения.

В данной программе ведущую цель приобретает воспитание духовно обогащенной личности, понимание учащимися духовно-содержательных, жизненно-ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах духовной музыки, ознакомление детей с многообразием мировой духовной музыки и особенностями христианской церковной музыки. Основной акцент делается на осознание учащимися понятия духовности через средства музыки, ее проблематики и новаторству. Духовная музыка рассматривается как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально-ценностным опытом и приближающая к ее истокам. Новаторство трактуется как художественное открытие новых идей, форм произведений, индивидуального своеобразия и исторической роли духовной музыки в развитии общества. Такой подход обогатит внутренний мир растущего человека, утвердит его жизненные позиции, расширит границы культурного кругозора и исторического сознания учащихся, разовьет чувство сопричастности к музыкальным культурам других государств, сформирует толерантное отношение к художественному сознанию, языку выражения мыслей, чувств и переживаний разных народов. По окончании курса учащиеся не только получат знания о церковной и духовной музыке, но и, в первую очередь, научатся понимать ее, чувствовать, рассуждать, возродят утерянную когда-то связь времен. Ведь вооружая молодых людей опытом поколений, мы помогаем им открыть в себе человека, который, в конечном итоге, будет гордиться своей державой. А великая держава сильна своей духовностью.

Весь материал программы рассчитан на 18 часов и строится по принципу пирамиды, где на знакомство, понимание, ощущение и восприятие одного относительно простого, наслаивается знакомство, понимание, ощущение и восприятие другого, более сложного.

Так, изучение курса начинается со знакомства с понятием "церковная музыка". Первые занятия вводят ребят в мир христианства. Они начнут рассуждать о вере, выделят основные черты православия, католицизма, протестантизма. А на примерах церковной музыки христиан попытаются разобраться в сути, значении и роли церковной музыки в жизни людей и развитии европейского музыкального искусства. Ведь вплоть до 17 века церковь оставалась центром музыкального профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы величайшие художественные ценности, сформированы важнейшие музыкальные жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи и даже педагогики.

Следующий раздел курса вводит учащихся в мир "Духовной музыки". В процессе эволюции церковная музыка слилась с музыкой народной, композиторской и родился уникальный по своей самобытности и силе выражения синтез. В этой музыке отразились и национальный характер народов, их миросозерцание, природа, нелегкая судьба и его удивительно поэтичная душа. Может быть, поэтому в этой музыке иной характер движения. Это скорее движение внутреннее, чем внешнее. Именно об этом внутреннем и предстоит задуматься учащимся в процессе знакомства с примерами мировой духовной музыки.

Очень важно провести черту от духовной музыки к современности. И в третьем разделе данного курса как раз поднимаются основные проблемы нравственности, морали, человечности, духовности, высказанные музыкой современных композиторов.

Большое место в программе отводится художественно-творческой деятельности учащихся. Она предполагает различные дифференцированные индивидуальные и групповые виды работ. Некоторые из них помогут более глубокому осмыслению материала (экскурсии в храмы, посещение концертов хоровой духовной и светской музыки), в некоторых дети проявят свое творческое начало и применят имеющиеся навыки и умения (разучивание и исполнение духовных произведений, организация лекториев для младших классов, статьи в школьную газету, выставка рисунков и т.п.). А исследовательский проект на предложенные учителем или выбранные самостоятельно темы, к выполнению которого учащиеся готовятся по группам, позволит оценить успехи в освоении данного курса. А в качестве главного критерия оценивания работы ученика по данной программе может являться обязательное индивидуальное творческое задание (выступить на классном часе по теме исследовательского проекта или придумать название современному хоровому коллективу, в репертуар которого включены светские и духовные произведения, или в письменной форме попытаться объяснить инопланетянину что такое духовная музыка и т.п. по выбору учителя и учеников), выполнение которого и является оценкой успешного освоения курса и отображается в портфолио ученика баллами или в качестве отзыва.

Содержание программы

Раздел 1. Христианская церковная музыка (8 часов)

1. Вера. Понятие " религия".

Зачем людям вера. Религии мира. Специфика и черты православной, католической, протестантской веры. Христианская символика. Церковная музыка. Роль музыки в церковном богослужении.

2. Возникновение и развитие русской церковной музыки.

а) Хоровое искусство - одно из древнейших искусств. Становление профессионального хорового искусства на Руси. Типы и виды хоров. Виды одноголосного и многоголосного пения (кондакарное пение, знаменный распев, канты, партесное пение)

б) Церковная музыка в православии.

Понятие "богослужение". Виды православного богослужения. Особенности церковной православной музыки.

3. Католическая церковная музыка.

Виды богослужений. Особенности звучания. Органная музыка.

4. Протестантская вера и церковная музыка.

Жанры протестантской церковной музыки. Особенности исполнения.

Музыкальный материал:

1, 2. Колокольные звоны России

"Придите ублажим Иосифа" знаменный распев

"Многолетие" канты

Чтение нараспев

"Сначала днесь поутру рано" партесный концерт

"Литургия", "Всенощное бдение" С.Рахманинов

3. "Ave Maria" Ф.Шуберт

"Реквием" В.Моцарт

"Месса" И.Бах

Органная музыка

4. хоралы И.Бах

Художественно-творческая деятельность учащихся:

  • Экскурсия в один из храмов города с целью ознакомления с музыкальной точки зрения.
  • Разучивание и исполнение церковных песнопений.
  • Проблемное задание: "Чем вызвано различие между исполнением церковной музыки у разных народов?"

Требования к уровню подготовки учащихся:

Понимать: место и роль церковной музыки в жизни людей, значение церковной музыки в развитии европейского музыкального искусства, что такое церковная музыка,что такое вера, её присутствие в жизни человека.

Уметь: распознавать на слух основные виды и жанры церковной музыки, уметь исполнять песнопения.

Знать: отличительные черты православной, католической, протестантской веры и особенности звучания их церковной музыки;

Раздел 2. Духовная музыка (4 часа)

Понятие "духовная музыка". Характерные черты в сравнении с церковной. Мотивы обращения композиторов к духовной тематике в своих произведениях. Нравственные проблемы в их произведениях. Духовная музыка и духовная поэзия. Духовная направленность в светской музыке.

Музыкальный материал:

  • "Да воскреснет Бог" Бортнянский
  • "Не отвержи мене во время старости" Березовский
  • "Христос воскрес" романс С.Рахманинова на стихи Мережковского
  • "Реквием" Б.Бриттен
  • "Торжественная месса" Л.Бетховен
  • "Литургия" П.Чайковский

Художественно-творческая деятельность учащихся:

  • Организация лектория для младших классов;
  • Посещение концертов хоровой духовной музыки
  • Разучивание и исполнение духовных песнопений
  • Дискуссии на проблемные вопросы "В чем великая сила духовной музыки?"

Требования к уровню подготовки учащихся:

Понимать: место и роль духовной музыки в жизни людей; что такое духовная музыка ;значение и роль духовной музыки в процессе становления и развития личности.

Уметь: понимать и переживать музыкальное содержание духовных произведений как художественное отображение действительности во время слушания и собственного исполнения.

Знать: фамилии композиторов, писавших духовную музыку; черты и особенности духовных произведений в сравнении с церковными.

Раздел 3. Христианство глазами современного музыкального искусства (6 часов)

Взаимосвязь между музыкальным искусством и церковью в наши дни. Эволюция в области духовной музыки. Христианство глазами современных композиторов мира. Современный взгляд на проблему духовности. Секты. Молодежь, духовность, вера.

Музыкальный материал:

  • Хоровой концерт А. Шнитке по "Книге скорбных песнопений"Нарекаци
  • Симфония №14 Д.Шостаковича (фрагменты)
  • Оратория Жанна Д Арк на костре" Онеггера
  • Рок-опера Иисус-Христос - Суперзвезда" Э.Уэббер
  • Рок-опера "Юнона и Авось" А.Рыбников

Художественно-творческая деятельность учащихся:

  • Дискуссии на проблемные вопросы
  1. "Великая держава сильна своей духовностью"
  2. "Можно ли возродить связь времен посредством   духовной музыки"
  • Концерт духовной музыки и духовной поэзии
  • Выставка рисунков

Требования к уровню подготовки учащихся:

Понимать:духовно-содержательный, ценностный смысл, заключенный в музыкальных образах духовной музыки; цели звучания и использования церковной и духовной музыки;

Уметь:

  • воспринимать духовную музыку как неотъемлемую часть музыкальной культуры;
  • чувствовать, понимать, рассуждать о языке выражения чувств, мыслей и переживаний разных народов в музыке;
  • разбираться в многообразии мировой духовной и светской музыки.

Знать: особенности звучания церковной и духовной музыки;

Задания по окончании освоения курса:

  • Исследовательские проекты на темы: "Нравственные проблемы прошлого и настоящего в духовной музыке", "Духовная музыка и духовная поэзия в жизни человека", "Сила духовной музыки" и др.
  • Конкурс на название современного хорового коллектива, исполняющего духовную музыку
  • Проведение классного часа по одной из тем исследовательского проекта

Приложение.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Белоцветов С.А. "Всенощное бдение", 1938.
  2. Библия в иллюстрациях. Издательство "Свет на Востоке", 1991.
  3. Божественная литургия, 1924.
  4. Дурасов Г.П. "Крещение Руси", М., 1990.
  5. Духовная поэзия. Выпуск Воронежской Епархии
  6. Журналы Московской Патриархии, Воронежской Епархии
  7. Ильин Д. "Древнерусская икона". Альбом для юношества. М., 1993.
  8. Мень А. Православное богослужение. Таинство, слово и образ", М., 1991.
  9. Мень А. "Радостная весть". Лекции. М., 1991.
  10. Серафим Роуз "Православие и религия будущего". Издательство "Православная книга", 1991.
  11. Словарь некоторых церковно-славянских слов. Издание Воронежской Епархии
  12. Основы православной веры
  13. Простые беседы о душе. Сборник бесед. Коломна, 1994.
  14. Попова О.А. "О жизни православных святых, иконах и праздниках"
  15. Романовский Н. "Русский регент" /легенды и были/. г.Лебедянь, 1991.
  16. Федотов Г. "Святые Древней Руси". "Московский рабочий", 1990.
  17. Шамаева С.Е. "Мировая литература: вначале было слово".
  18. Библия в школе. Воронеж, "Родная речь", 1994.