Авторская программа "Воспитание доброты"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


1. Пояснительная записка

Самой трудной и самой значимой деятельностью учителя я считаю воспитательную. Поэтому, ещё во время подготовительных занятий с будущими первоклассниками я внимательно знакомилась с детьми, присматривалась к ним. Совместно со школьным психологом провела анкетирование , индивидуальные беседы с детьми и с родителями.

Полученные результаты показали, что у детей присутствует чувство страха, недоброжелательность друг к другу. Я заметила, что дети не могут общаться, во время игр  и отдыха стараются перекричать друг друга, толкаются, не могут уступить, т.к. каждый хочет быть лидером. Во время бесед выяснилось, что «подготовишки» под добротой понимают лишь умение поделиться с другими чем-то: сладостями, игрушками, вещами, что-то отдать, выполнить просьбу.

Анализируя все эти факты, и, учитывая то, что сейчас всё чаще стал подниматься вопрос о необходимости извлечения из запасников старых добрых фильмов для детей, о выпуске новых добрых фильмов, чаще стали вспоминать добрые песни и стихи для детей, да и сами слова доброта, добрый, доброжелательность стали звучать всё чаще и чаще, я пришла к выводу, что в течение первого класса всю воспитательную работу направлю на воспитание доброты и составлю программу на первый год обучения. 

Я определила основные направления, по которым хочу развивать детские души, и наметила задачи для дальнейшей работы с первоклассниками.

Воспитанию доброго отношения к окружающим послужат специально организованные занятия (праздники, беседы, чтение книг, просмотры фильмов с последующим обсуждением, разучивание стихотворений и песен с добрым началом, проведение тестов на самооценку и т.п.).

Каждое такое занятие будет подводить школьников к необходимым знаниям о гуманизме (и доброте, как одном из его проявлений), о культуре поведения и общения. Знания, приобретенные учениками в процессе воспитательных занятий, смогут превратиться в убеждения, они будут подтверждаться, и подкрепляться наглядными примерами, в первую очередь примерами из опыта самих школьников, из повседневной жизни.

Реализация программы «Воспитание доброты» будет осуществляться в виде путешествия по станциям на уроках, на классных часах, во внеклассной деятельности и в ежедневной жизни детского коллектива.

Программа краткосрочная, рассчитана на один год.

2. Цель

Способствовать созданию в классном коллективе атмосферы сотрудничества, поддержки и условий для раскрытия творческой индивидуальности  личности младшего школьника.

3. Задачи:

  • помочь детям понять, что доброта – сложное чувство;
  • формировать умение войти в положение другого человека, сопереживать  вместе с ним;
  • способствовать формированию умения действовать сообща, поддерживать друг друга.

Основные направления программы.

  • «Вместе весело шагать …»  – 8 часов
  •  «Мы хотим, чтоб птицы пели…» – 8 часов
  •  «Край родной  навек любимый …» – 8 часов
  •  «Если хочешь быть здоров …»  – 9 часов

4. Участники программы:

– учащиеся 1 класса
– психолог
– педагоги
– родители
– администрация

5. Формы проведения:

– практические занятия
– беседы
– ролевые игры
– викторины
– конкурсы
– экскурсии
– праздники
– соревнования
– анкетирование

 6. Этапы реализации программы

Этапы

Дата

Содержание

Ответственные

Подготовительный Февраль – сентябрь Диагностика изучения характера детей.
Анкетирование родителей.
Классный руководитель, школьный психолог
Основной Сентябрь – май Реализация программы Классный руководитель, родители
Итоговый Май Подведение итогов Классный руководитель

7. Ожидаемые результаты

  • приобретение детьми положительного опыта общения с одноклассниками и взрослыми;
  • стремление детей укреплять свое здоровье;
  • приобретение детьми уверенности в собственной значимости.

8. Содержание программы

1.«Вместе весело шагать...»

Цели и направления работы.

  • Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
  • Учиться взаимопониманию с одноклассниками.
  • Беседа. Конкурс рисунков. Моя любимая мамочка.
  • Встреча с родителями. Где работают мои родители.
  • Беседа. Мои бабушка и дедушка.
  • Рассказы детей. Как образовалась моя семья.
  • Рассказы детей. Почему меня так назвали.
  • Практическое занятие. Мои ручки – не белоручки.
  • Беседа. Человек без друзей – что дерево без корней.
  • Ролевая игра. У меня зазвонил телефон.
  • Подведение итогов. Праздник «Не зависит доброта от роста».
  • Анкетирование «Социальный паспорт семьи».

2.«Мы хотим, чтоб птицы пели…».

Цели и направления работы.

Воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде: умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами. Охрана природной среды от загрязнения, разрушения. Место «Я» и «Мы» в реализации этой задачи.

  • Беседа.  Не ломайте веточку.
  • Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.
  • Наблюдение за птичьими столовыми.
  • Конкурс загадок. Вопросы деда Всеведа.
  • Викторина о растениях и животных леса. В гостях у Старичка-Лесовичка.
  • Конкурс. Лепка снеговиков.
  • Конкурс поделок. Чудеса из лесных материалов.
  • Экскурсия. В лес за здоровьем.
  • Анкетирование «Природа и мы» .

3. «Край родной  навек любимый …»

Цели и направления работы.

Расширить представления детей   о нашем городе, о Республике Татарстан. Ознакомить с профессиями людей, обеспечивающими функционирование городских систем.
Учить быть приветливыми горожанами.
Участвовать в благоустройстве города.

  • Экскурсия по микрорайону.
  • Экскурсия в городской парк.
  • Экскурсия в почтовое отделение.
  • Экскурсия в отделение милиции.
  • Игра по ПДД. Три чудесных цвета.
  • Беседа. Изучаем названия улиц (проспект Химиков, ул. Б.Урманче, ул. Корабельная).
  • Посещение станции скорой помощи. В гостях у Айболита.
  • Экологический практикум. Зеленый двор.
  • Анкетирование «Это должен знать каждый».

4. «Если хочешь быть здоров …»

Цели и направления.

Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
Учить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

  • Беседа. Твой режим дня.
  • Спортивные соревнования. День здоровья.
  • Конкурс красоты (Осанка, походка, внешний вид).
  • Спортивные соревнования. Шустрики и мямлики.
  • Внеклассное мероприятие. Веселые приключения зубной щеточки.
  • Лыжные прогулки. Стартуют все!
  • Чтение книги. Ошибки Федоры Егоровны.
  • Практическое занятие. В гостях у Мойдодыра.
  • Дискуссия о вреде курения. «Как медведь трубку нашел» С. Михалков.
  •  Анкетирование «Если хочешь быть здоров».

9. Календарный план реализации программы

Основные направления работы

Дата проведения

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1. «Вместе весело шагать…»       Беседа. Рассказы детей. Почему меня так назвали.
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»     Конкурс поделок.
Чудеса из природного материала
 
3. «Край родной  навек любимый …»   Экскурсия по микрорайону    
4. «Если хочешь быть здоров …» Беседа.
Твой режим дня
     

Октябрь

1. «Вместе весело шагать…» Конкурс рисунков. Моя любимая мамочка.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»       Конкурс загадок. Вопросы деда Всеведа.
3. «Край родной  навек любимый …»   Экскурсия в городской парк.    
4. «Если хочешь быть здоров …»     Спортивные соревнования. День здоровья.

 

 

 

 

Ноябрь

1. «Вместе весело шагать…» Практическое занятие. Мои ручки – не белоручки.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»       Викторина о растениях и животных леса. В гостях у Старичка-Лесовичка.
3. «Край родной  навек любимый …»   Экскурсия в почтовое отделение    
4. «Если хочешь быть здоров»     Дискуссия о вреде курения. «Как медведь трубку нашел» С. Михалков.  

Декабрь

1. «Вместе весело шагать…» Беседа. Как образовалась моя семья.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»   Практическое занятие. Изготовление и развешивание кормушек для птиц.    
3. «Край родной  навек любимый …»     Экскурсия в отделение милиции.  
4. «Если хочешь быть здоров …»       Внеклассное мероприятие. Веселое приключение зубной щеточки.

Январь

1. «Вместе весело шагать…» Ролевая игра. У меня зазвонил телефон.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»   Наблюдение за птичьими столовыми.    
3. «Край родной  навек любимый …»       Беседа. Изучаем названия улиц (ул. Б.Урманче, ул. Химиков, ул. Корабельная)
4. «Если хочешь быть здоров …»     Прогулка в лес на лыжах. Стартуем все!  

Февраль

1. «Вместе весело шагать…» Беседа. Где работают мои родители.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»   Конкурс. Лепим снеговиков.    
3. «Край родной  навек любимый …»     Игра по ПДД. Три чудесных цвета.  

Март

1. «Вместе весело шагать…» Беседа. Человек без друзей, что дерево без корней.      
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»     Конкурс стихов «Весна, весна на улице…»  
3. «Край родной  навек любимый …»       Экскурсия. В гостях у Айболита.
4. «Если хочешь быть здоров …»   Конкурс красоты. А ну-ка, девочки!    

Апрель

1. «Вместе весело шагать…»     Инсценирование. Дорогое слово.  
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…» Беседа. Не ломайте веточку.      
3. «Край родной  навек любимый …»       Беседа. Правила безопасности на воде.
4. «Если хочешь быть здоров …»   Чтение книги. Ошибки Федоры Егоровны.

 

   

Май

1. «Вместе весело шагать…» Беседа. Мои бабушка и дедушка.     Подведение итогов. Мониторинг
Праздник «Не зависит доброта от роста».
2. «Мы хотим, чтоб птицы пели…»     Экскурсия в лес за здоровьем.  
3. «Край родной  навек любимый …» Экологический практикум. Зеленый двор.      
4. «Если хочешь быть здоров …»   Практическое занятие. В гостях у Мойдодыра.    

10. Литература

  1. О.С.Богданова, В.И.Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах». М., 1975г.
  2. Журнал «Начальная школа», № 5 2008г.
  3. Казыханов В. Уроки нравственности. Наб. Челны, 2001г.
  4. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М., 1988г.
  5. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск, 1996г.
  6. Лихачев Д.С. Письма о добром. С-Пб., 2006г.
  7. «Азбука нравственного воспитания». М. Просвещение, 1997г.