Программа "Я исследователь"

Разделы: Школьная психологическая служба


Образовательная программа “Я – исследователь” направлена на развитие исследовательской мотивации и исследовательских способностей детей младшего и среднего школьного возраста.

Программа реализуется в рамках социально-педагогического направления деятельности ОУ, составлена для интеллектуального и творческого развития детей.

Программа является сочетанием ориентационной и прикладной направленности.

Цель: создание условий для повышения исследовательской мотивации и развития исследовательских способностей, творческой направленности личности, приобретению школьниками глубокого и целостного восприятия мира.

Задачи:

- развивать у школьников способности к исследованиям: видению проблем, выдвижению гипотез, постановке вопросов и т.д.;

- создать условия для понимания детьми своих ролевых позиций в исследовательской деятельности и расширению спектра этих позиций;

- развивать понятийное мышление и способствовать расширению понятий;

- развивать способность понимания метафор;

- развивать способность к анализу, планированию и целеполаганию;

- развивать способность к удивлению.

Актуальность и целесообразность

Актуальность и целесообразность развития исследовательской и творческой мотивации у детей подтверждается направленностью Новых стандартов образования и Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, которыми определяется как одно из наиболее важных направлений – поддержка талантливых детей, развитие одаренности и творчества школьников. Именно на это направлена данная программа.

Кроме того, способность к исследовательской деятельности является главной предпосылкой успешности человека в сложных условиях быстро меняющегося мира. Развить в детях исследовательские способности - значит дать им возможность успешной адаптивности и эффективной деятельности в любой области знаний.

Новизна и отличительная особенность

Новизна и отличительная особенность от существующих программ исследовательской деятельности заключается в её непосредственной направленности на взращивание юных исследователей, причём на уровне развития способностей детей, а не простым научением приёмам написания исследовательских работ. В этом смысле программа является пропедевтической.

Преемственность

За основу первой части программы для детей младшего звена взяты “Сценарии тренинга по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста” Ольги Липуновой. Для продолжения ведения курса для второго и последующих лет обучения (для детей 3,4 классов и среднего звена) были использованы методические рекомендации А.И. Савенкова “Развитие исследовательских умений школьников”. Таким образом, сохранив целостность разворачивания тематик программы с помощью игры-оболочки, была создана единая программа по развитию творческих способностей школьников, которая начинается в младшем звене и продолжается на средней ступени обучения.

Такой подход к проведению программы обусловлен тем важным фактором, что учебная и познавательная активность детей в младшем звене и на переходном периоде является весьма неустойчивой. Так в младшем звене её необходимо сформировать и закрепить, а в среднем звене учебная мотивация имеет тенденцию к снижению, а значит, - её необходимо в этот период поддержать.

Программа имеет 4 блока, которые могут проводиться как отдельно друг от друга, таки и последовательно. Наибольшего развивающего эффекта можно достичь при последовательном разворачивании тематик каждого блока. Таким образом, в программе осуществляется преемственность между составляющими частями, разворачивающимися во времени.

Сроки реализации, формы и режим занятий

Срок реализации программы – 3 года.

Форма проведения - развивающее занятие, включающее в себя игры (ролевые, деловые, развивающие), соревнования, турниры, психо-гимнастику и др.

Занятия могут проводиться в параллелях: 1–2 кл. – по программе 1-го года обучения; 3-4 кл. (возможны разновозрастные группы) – по программе 2-го года обучения; 5-6 кл. – по программе 3-го года обучения. Условия проведения: по 1 или 2 раза в неделю в каждой параллели (группе). Продолжительность каждого занятия 45 минут. Всего 34 -68 часов в год.

Адресат

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста и разбита на 2 блока: для детей 7(8) лет и детей 9-12 лет.

Содержание и формы проведения программы соответствуют возрастным особенностям этих контингентов детей.

Характеристика возраста.

На возрастном этапе 7 лет познавательная активность сильна, но неустойчива. Психологические характеристики слабо или неодинаково сформированы: внимание неустойчиво, память преимущественно кратковременная, мышление наглядно образное и частично наглядно-действенное. В связи с этим для данного контингента детей занятия по развитию исследовательских способностей больше опираются на наглядные образы, устные и частично письменные навыки. Основное внимание уделяется развитию воображения, образного и творческого мышления, развитие речи.

На возрастном этапе 9(8)-10 лет еще очень сильна познавательная активность, однако недостаточен уровень понимания процесса познания и исследования, что может сказаться на снижении познавательной и исследовательской мотивации.

На этапе 11-12 лет познавательная активность снижается, но уже есть возможности для перехода ребенка на новый, осознанный познавательный уровень. Для поддержания и развития внутренней познавательной и исследовательской мотивации ребенка реализуется данная программа.

Рекомендуемая численность группы – 8-12 человек, что способствует эффективности проработки каждого этапа деятельности детей, групповой и индивидуальной работы.

Ожидаемые результаты

Реализация программы позволит детям младшего и среднего школьного возраста развить способности, необходимые для успешной исследовательской деятельности:

- развить воображение и образное мышление;

- развить творческие способности;

- развивать речь;

- развить понятийное мышление, расширить объём понятий;

- научиться давать определения понятиям;

- развить метафорическое мышление (понимание смысла метафор);

- развить анализ, целеполагание, планирование, рефлексию, саморегуляцию,

- развить коммуникативную и эмоциональную сферы.

Для диагностики эффективности программы автором разработан диагностический инструментарий.

В ходе реализации программы используются следующие виды деятельности: познавательная, исполнительская и творческая, присутствующие на каждом занятии.

Содержание программы

Технология и результаты

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, исследовательских умений и исследовательской мотивации.

Для реализации такого сочетания всех трех необходимых способностей программой предусматривается введение основных направлений деятельности педагога:

  • Предложение детям заданий дивергентного характера.
  • Создание условий для развития монологической речи.
  • Работа с метафорой (пословицами, поговорками и сказками) для развития воображения, образного мышления.
  • Укрепление ролевых позиций детей в процессе исследования.;
  • Расширение репертуара ролевых позиций исследователя.
  • Работа с понятиями, развитие понятийного мышления.
  • Развитие способности удивляться обыденному в окружающем мире.
  • Развитие рефлексии, целеполагания и планирования.

В ходе углубленного изучения и анализа содержания программы, были выделены основные ее единицы и направления развития.

Развиваемые параметры:

  • Творческое мышление.
  • Воображение.
  • Речь.
  • Понятийное мышление.
  • Понимание метафоры.
  • Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.
  • Анализ.
  • Планирование.
  • Целеполагание.
  • Эмоциональная сфера.
  • Саморегуляция.
  • Коммуникативные умения: сотрудничество, принятие групповых решений

Для реализации выделенных параметров имеются соответствующие задания и методики в определенных блоках занятий, которые повторяются и закрепляются в ходе проведения всей программы.

Организация образовательного процесса

Программа предусматривает обязательное адаптационное вводное занятие, на котором происходит знакомство детей с новыми членами коллектива и с педагогом, раскрываются основные направления работы по программе и формы, в которых будут проводиться занятия.

Основная форма проведения занятий – игра-оболочка, которая представляет собой сказку, разворачивающуюся постепенно на каждом занятии и содержание которой зависит от темы занятия.

В программе 1-го года обучения используется авторская сказка составителя программы. Сказка помогает детям лучше адаптироваться к учебной деятельности, в метафорической форме воспринимать исследовательские действия и роли. Это даёт детям возможность лучше понимать себя и других (развитие самопознания), сопереживать друг другу (развитие эмпатии) и управлять своими желаниями и эмоциональными состояниями (развитие саморегуляции).

Во второй части программы используется сказка-оболочка О.Липуновой о птицах-путешественниках, которые изучают мир в разных его проявлениях. Вместе со сказочными птицами, дети исследуют свои желания и мечты, свой внутренний мир, его особенности и отличия от других, свои имена их значения и истоки (актуальный материал).

Основное внимание уделяется развитию понятийного мышления и метафоричности мышления. Оставаясь в рамках сказки, дети учатся правильно давать определения понятиям, используя следующие мыслительные операции: обобщение, анализ, синтез, классификацию и логику. Детям предлагается материал пословиц, поговорок, загадок и др. для развития способностей понимания метафор на новом уровне, видения разных смыслов. При этом инструментом для познания нового служит приём задавания вопросов себе и другим.

Всего дети осваивают семь способов познания и исследования мира, используют их в практической деятельности, анализируют результаты и сами оценивают их. Так происходит системное развитие рефлексии и всех выше перечисленных умений и способностей.

Освоение программы третьего года обучения также проводится в форме игры-оболочки, сказка для которой разработана автором-составителем программы и направлена на объединение всех тематических блоков воедино.

Основные осваиваемые блоки 2-го года обучения рекомендованы А.И.Савенковым для развития исследовательских способностей детей:

Блок 1. Развитие умения видеть проблемы.

Блок 2. Развитие умения выдвигать гипотезы.

Блок 3. Развитие понятийного мышления.

При этом развитие понятийного мышления происходит на более высоком уровне, чем в первый год обучения, с использованием абстрактных понятий.

Формы и методы контроля

Диагностический инструментарий.

В ходе углубленного изучения и анализа содержания программы, были выделены основные ее единицы и направления развития.

Развиваемые параметры (для двух возрастных блоков программы):

  • Творческое мышление и речь.
  • Образное мышление и воображение.
  • Понятийное мышление.
  • Рефлексия: самопознание, нахождение ресурсов, самоанализ.
  • Анализ.
  • Планирование.
  • Целеполагание.
  • Эмоциональная сфера.
  • Саморегуляция.
  • Коммуникативная сфера: сотрудничество, принятие групповых решений

Выделенные параметры являются надпредметными.

Диагностика составлялась таким образом, чтобы отслеживать выделенные параметры в процесс е реализации программы. Для этого был выбран метод наблюдения и составлена карта наблюдений, в которую входят все перечисленные критерии (карты для детей 7 и 9-12 лет различны по набору параметров). (см. Таблицу 1, 2 в приложениях)

Кроме того, разработана уровневая оценка каждого параметра по пяти уровням: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Каждый параметр оценивается ведущим программы дважды: в начале и после окончания ее проведения (начало и конец учебного года)

1 этап диагностики

По результатам наблюдений и фиксирования их в карте в начале и в конце года, делается анализ динамики развития каждого ребенка в течение обучения. Определяется актуальный уровень развития по каждому из надпредметных параметров. Имеется возможность построения графика развития каждого ученика.

2 этап диагностики

Обобщение результатов проведения программы проводится по принципу подсчета в процентах каждого уровня развития по группе. Результаты сводятся в таблицу, и строится график (диаграмма) общего состояния развития надпредметных параметров в группе.

3 этап диагностики

На промежуточном этапе обучения и в рамках мониторинга ОУ проводится методика “Турнир”. Она касается предметных единиц проводимой программы.

Задания методики составляются ведущим педагогом и затрагивают все основные тематические блоки, пройденные на момент проведения методики “Турнир”.

Критериальная база оценки результатов составляет три уровня состояния знаний воспитанников: высокий, средний, низкий.

По результатам определяется уровень усвоения знаний и развитие способностей каждого ребёнка, а также всей группы (по состоянию уровней в процентах). Строится диаграмма состояния развития предметных параметров в группе.

Показатели успешности образовательной деятельности.

Показатели успешности отслеживаются постоянно методом наблюдения с заполнением диагностической карты на начальном и окончательном этапе освоения программы. На промежуточном этапе освоения программы может проводиться диагностическая методика “Турнир”, задания для которой разрабатываются ведущим программы по темам и материалам программы и имеют надпредметный характер.

Условия реализации программы

Материально-технические условия проведения программы: учебное помещение должно быть оборудовано рабочими местами для детей (столами, партами), столом для педагога, доской (в т.ч. магнитной), мягкими, удобными стульями, пригодными для проведения релаксационных техник, местом для групповых подвижных игр и соревнований, ковром для сбора группы, интерактивными средствами обучения.

Дети работают в тетрадях, имея ручки, карандаши, фломастеры. Для группового рисования необходимы большие листы ватмана, писчая бумага, краски, мелки, карандаши и т.п.

Особенности методики и методическое обеспечение

Основные используемые технологии: игровая и проблемно-поисковая, что позволяет гармонично погрузить детей и подростков в исследовательскую деятельность, расширить границы занятий, использовать метафоры, создавать необычную обстановку, повысить мотивацию к творчеству.

Игра в виде сказки разрабатывается автором, содержание сказки меняется в соответствии с тематикой занятий.

Применяемые методики: игра-оболочка, ролевая игра, деловая игра, групповая дискуссия, мягкое соревнование, психо-гимнастика и др. Такой выбор методик позволяет тренировать и отрабатывать навыки, высветить социальные проблемы, способствует самовыражению, самораскрытию, принятию себя и мира, пониманию других людей.

Также в ходе занятий используются арт-терапевтические методы деятельности.

Форма проведения – развивающие занятия. Эта форма способствует усилению выше перечисленных эффектов, позволяют использовать игровые методики, сказки, включает в себя самопознание и самоанализ, рефлексию деятельности.

Организуется фронтальная, индивидуальная и групповая работа (в том числе работа в малых группах).

Список литературы для педагога

  1. Бронислав Зельцерман, Наталья Рогалёва. Учись! Твори! Развивайся! - 1, 2, 3 (игры для развития мышления, речи, общения, творчества). Методическая разработка. Рига.:педагогический центр “Эксперимент”, 1994 г.
  2. Вообрази себе. Поиграем- помечтаем. М.: Издательство “Эйдос”, 1994.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб,: Союз, 1997.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб,: Питер, 2000.
  5. Зинкувич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
  6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб,: Питер, 2000.
  7. Липунова О. Сценарий тренинга по развитию исследовательской мотивации у детей младшего школьного возраста. Методическая копилка газеты “Школьный психолог // №27- 2007 г.
  8. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие// Психология сегодня. Т.2,Вып.1 М.,1996.
  9. Одаренные дети. Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
  10. Одаренный ребенок. Под ред. О.М.Дьяченко, М.:Международный образовательный и психологический колледж, 1997.
  11. Штерн В. Умственная одаренность. Санкт-Петербург: Союз, 1997.
  12. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников, Методическая копилка газеты “Школьный психолог // №18- 2008 г.
  13. Савенков А.И Развитие исследовательских способностей М.: Прогресс, 2003.

Список литературы для детей и родителей

  1. Зорин В.А. Мастерим бумажный мир. Волшебный квадрат - СПб.: ТТО”Диамант”, ЗАО “Валери СПб”, 1998. – 160 с.
  2. Золотая коллекция “Афоризмы”- Минск.: ХАРВЕТ, М.: АСТ, 2000.
  3. Вообрази себе. Серия “Поиграес-помечтаем”/ М.: Изд. “Эйдос”, 1994
  4. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. – СПб.: Дельта, 1998, - 208 с
  5. Розе Т.В. Р 64 Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 224 с., ил.
  6. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник Куров В.Н. – Ярославль: “Академия развития”, 1997, - 240 с.

Приложение 1

Приложение 2