С.Есенин "Зима". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Предмет: литературное чтение, урок изучения нового материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Класс: 2 А (система Л.В. Занкова)

Технологии: технология развивающего обучения, ИКТ: компьютерная презентация, демонстрация видеофрагмента.

Аннотация: представленный урок является вторым в теме «Кульминация! Вершина воображения».  Для достижения  цели урока – учить детей находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы – использована  компьютерная презентация с видеороликом. Форма представления информации (слайды, видеофрагмент)  способствовали эмоциональному настрою обучающихся при знакомстве с новым произведением. Для развития познавательной активности использовался частично-поисковый метод (анализ текста и самостоятельное заполнение таблицы)

Техническое и программно-методическое оснащение кабинета обусловили выбор технологии проведения урока  литературного чтения во втором классе. Урок разработан с использованием компьютерной презентации и демонстрации видеоролика.

Во время фронтальной работы с классом использовался демонстрационный экран, который представлял собой электронную доску. Слайды включали текстовую информацию, картинки, фотографии, таблицы и схемы.

Компьютерная презентация, включающая зрительный и звуковой способы подачи информации, позволила активизировать восприятие учебного материала обучающимися, воздействовать на их эмоциональное состояние.

Компьютер на уроке использовался как источник информации (биографические данные поэта) и как наглядное пособие более качественного уровня при демонстрации фотографий, картинок.

На первом этапе урока компьютер использовался как средство повышения познавательной активности обучающихся (разгадывание кроссворда).

На этапах изучения нового материала – как средство демонстрации фотографий, портрета, видеоролика.

При анализе произведения организована  индивидуальная работа обучающихся: заполнение карточек (Приложение 1) и работа над соотнесением отрывка стихотворения с литературным приёмом. Наличие слайдов с выполненными заданиями позволило сэкономить время проверки их выполнения обучающимися.

Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные – беседа,  компьютерный текст; наглядные – слайды с картинками, фотографиями; практические – заполнение таблицы, схемы, работа с учебником)  способствовало  включению в работу обучающихся с различными способами восприятия.

На уроке осуществлялась работа по формированию адекватной самооценки через сравнение своих результатов с образцами выполненных заданий на слайдах.

Компьютерная презентация решала на уроке следующие задачи: обеспечение красочности и наглядности информации, эстетичности подачи материала, разнообразия подачи информации. Кроме этого, наличие компьютера и печатающего устройства у учителя позволило размножить раздаточный материал для обучающихся, пополнить банк дидактических материалов в электронном портфолио учителя.

Презентация  выполнена на основе программы  «PowerPoint».  Смена и открытие слайда осуществлялась по щелчку. Просмотр видеоролика поддерживался программой «KMPLAYER», который открывался со слайда  с помощью гиперссылки.

Практическая реализация: отзывы коллег и обучающихся.

Руководитель методического объединения Ненашева М.А.

Учитель  Гашкова И. В.  В системе проводит уроки с использованием ИКТ. Представленный урок  грамотно продуман учителем. Компьютерная презентация способствовала повышению активности обучающихся, что не всегда удаётся при организации фронтальной работы. Правильному эмоциональному восприятию литературного произведения способствовал видеофрагмент.

Клименко Г.П. , учитель начальных классов

Представленный урок  является одним из многих уроков учителя с использованием ИКТ. При  создании  уроков учитель пользуется целым комплексом информационных источников. Ярким  моментом урока следует признать видеофрагмент, который не мог не повлиять на эмоциональное состояние детей. Презентация составлена в соответствии с темой и целями урока.  Кроме фронтальной работы учитель использовал компьютер для индивидуальной работы обучающихся. Детям были предложены таблицы и схемы для заполнения, составленные учителем. Правильность выполнения заданий обучающиеся могли проверить также с использованием компьютера.

Штинников Иван, обучающийся 2 А класса.

Сегодня на уроке мы изучали стихотворение Сергея Есенина «Зима». Мне очень понравился урок, потому что я даже смог увидеть, какие сны снились бедным воробышкам. Мне захотелось, чтобы поскорее наступила весна, ведь воробышкам очень холодно.

Шабанас Алина, обучающаяся 2 А класса

На сегодняшнем уроке  я чуть не заплакала, потому что мне очень жалко стало маленьких пташек. Но я смогла понять,  что мне надо сделать. Я сегодня хочу попросить родителей помочь мне сделать кормушку для воробышков. У нас ведь тоже сейчас  холодная зима. Я буду насыпать туда корм птицам. Многие люди тоже могут это сделать.  И тогда птичкам станет полегче зимой.

Петри Константин, обучающийся 2 А класса

А я сегодня понял, что Есенин тоже любил животных. Он написал такое стихотворение, потому что ему очень жалко воробышков. А ещё он написал про весну. Она придёт, и воробышки опять будут весело чирикать.

Цели урока:

  • Образовательные: формирование умения анализировать художественное произведение, находить в авторском поэтическом тексте литературные приёмы, при помощи которых поэт создаёт образы; формирование навыка выразительного чтения;
  • Развивающие: развитие мышления, речи обучающихся, умения грамотно формулировать свои ответы, обогащение словарного запаса обучающихся, любознательности;
  • Воспитательные: воспитание любви к чтению, к природе, формирование  активной жизненной позиции обучающихся – способствовать появлению желания оказывать посильную помощь нуждающимся в ней.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, учебник литературы, таблицы для сравнения художественных образов, карточки для соотнесения текста и литературных приёмов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

За окном зима, снежок,
Он летает и кружится.
Школьный прозвенел звонок –
Нам, дружок, пора учиться.

II. Подготовка к восприятию нового материала

– Шерлок Холмс и Доктор Ватсон  (Cлайд №2) как обычно не захотели оставаться на страничках нашего учебника литературы. Они  приготовили для вас задание, выполнив его, вы узнаете тему нашего урока.

(Cлайд  №3 – работа с кроссвордом)

– Послушайте и отгадайте загадки.

Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.

(Метель)

Нет колес у меня –
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всё кругом  замету.

(Вьюга)

Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я ... (зима)

II. Сообщение темы и цели урока

Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром…
– Все вы знаете строчки этого стихотворения. Их написал Сергей Есенин. Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало…    
–  Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Зима».   Но сначала  мне хотелось бы немного вам рассказать об авторе (Слайд №4 – портрет и краткая биография С.Есенина).
–  Работая над стихотворением «Зима», нам необходимо понять, как Сергею Александровичу Есенину удалось создать её образ.  Посмотрите на экран (слайды № 5,6,7). Представленные картинки помогут вам в этом.

III. Работа по теме урока

1. Первичное восприятие произведения. Чтение стихотворения учителем.
2. Беседа по первым впечатлениям.
–  Поделитесь своими впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?
3. Просмотр видеоролика.
–  А сейчас вы не только услышите, но и увидите то, о чём рассказал нам Есенин в
своём стихотворении.
–  Что вам особенно понравилось? Расскажите.
4. Словарная работа.
–  Просмотрите текст в учебнике и скажите,  какие слова отмечены «звездочкой».
– Какие ещё  слова для вас непонятны? (Cлайд №  8 – объяснение значения слов, трудных для понимания обучающихся).                                                                                                                                                                                               
V. Анализ произведения

1. Чтение  стихотворения обучающимися.

– Прочитайте стихотворение и подумайте, какие картины-образы рисует в нём С. Есенин?  (Зима в лесу, метелица во дворе,  воробышки, зимняя вьюга, сон воробышков – весна).

2. Самостоятельная работа (Cлайд № 9).

– У вас на столах лежат таблицы. Предлагаю вам заполнить их.

3. Проверка самостоятельной работы.

Зима Метелица Воробышки Вьюга Весна
поёт стелется ковром пташки малые стучит прекрасная
аукает холодна голодные злится ясная
баюкает   усталые   красавица
    нежные    

  – Прочитайте, какие слова вы записали для образа зимы, метелицы, воробышков, вьюги, весны (слайд № 10).

VI. Физминутка

Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос (дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (прыжки на месте).
Вьюга злится, снег кружится (дети кружатся),
Заметая всё кругом белоснежным серебром (круговые движения руками).

1. Выявление литературных приёмов, используемых поэтом.

– Вы уже знаете ряд литературных приёмов. Попробуйте догадаться, о каком из них  идёт речь: белый как снег (сравнение),  зима нарядила деревья в тёплые шубы и шапки (олицетворение),  снег белый, а уголь – чёрный,  зима холодная, а лето тёплое (контраст).
– Верно, а теперь возьмите вторую карточку и соедините карандашом отрывок из стихотворения Сергея Александровича Есенина с литературным приёмом (слайд №  11)

VII. Работа над выразительным чтением стихотворения

2. Определение выразительных средств.

– Вспомните, какие средства помогут нам прочитать это замечательное стихотворение выразительно (интонация, логическое ударение, паузы, темп, громкость голоса)?
– Как вы думаете, как автор относится к воробышкам? Как нужно читать строки о них? А о вьюге?
– Какими строчками из стихотворения можно подписать иллюстрации в учебнике?

3. Выразительное чтение стихотворения.

VIII. Итог урока

– Как вы думаете, ребята, удалось ли нам раскрыть образы, которые нарисовал в своём
стихотворении С. Есенин?
– Почему стихотворение называется «Зима», а не «Воробышки»?
– Вы сегодня замечательно работали. Вы – молодцы! (слайд № 12)

IX. Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.

Используемые источники информации и ресурсы

  1. Литературное чтение. В.Ю. Свиридова. Учебная литература, 2009 г.
  2. Поурочные разработки по литературному чтению. В.В. Захарова, М.В. Серова. Москва «ВАКО», 2008 г.
  3. Метель http://go.mail.ru/search_images
  4. Вьюга  http://go.mail.ru/search_images
  5. Воробышки http://go.mail.ru/search_images
  6. Портрет С.Есенина http://www.hrono.ru/biograf/bio_ye/esenin_sa.php
  7. Видеоролик «Зимушка» http://go.mail.ru/search_video?q=С. Есенин Зима&fr=img
  8. Тексты загадок  http://www.photosight.ru http://detkam.e-papa.ru/zagadki/5/