Проблемы современного образования

Разделы: Физика


Несколько слов из истории вопроса.

В середине прошлого века по городам США прокатилась волна студенческих волнений: молодые люди выражали протест внедряемой системе образования. ":Выдача дипломов стала главной задачей высших учебных заведений ... Студенты первыми заметили перемены, заявляя, что им недодают образования". Все чаще для проверки знаний педагогами используются тесты, "всё большая их доля может выражаться вопросами "Правильно или неправильно?" или "Какой из представленных ответов верен?". Это годится для проверки роботов, но не является средством стимулирования и поощрения критического мышления и глубокого понимания", - заявляли недовольные. "Университетское образование превратилось в индустрию (:) Измерить увеличение количества выданных дипломов гораздо легче, чем число образованных выпускников. Количество торжествует над качеством". "Чем больше гонка за дипломами проявляла себя как растущее производство, тем более она довлела над обучением как с точки зрения преподавателей, так и с точки зрения студентов. (:) Студенты, жаждущие знаний или хотя бы способные их жаждать, существуют. Преподаватели, которые страстно любят свой предмет и готовы с охотой передавать свои знания, углубляя их при этом, тоже существуют. Однако под давлением множества нужд число учебных заведений, культивирующих почтение к этим потребностям (:), последовательно сокращается. Родители или деды и бабушки нынешних студентов в большинстве не осознают, насколько всё изменилось с их студенческих лет. Не осознают этого и студенты, поскольку они не сталкивались с чем-то иным. Только те педагоги, кто испытал горечь потери, осознают, что было утрачено. Президент Университета Карлтон в Оттаве указывал в интервью, опубликованном в Toronto Star 23 января 2003 года, что "родителям не следует думать, будто их дети получат образование того же качества, как получили они или их старшие дети. С начала 1990-х годов число студентов, которое приходится на одного преподавателя, выросло с 16 до 22: Культура, способная на корректирующие и стабилизирующие изменения, прежде всего зависит от образования людей. В особенности - от глубины их понимания и способности к критическому суждению. Большая часть Северной Америки уже существенно отстает: в разных инновационных областях : Эти проблемы также связаны с гонкой за дипломами за счет образования. Студенты 1960-х годов жаловались на то, что их лишили полноценного университетского образования, считая сырьем для производственного конвейера. Они дали ключ к пониманию цепи ошибок в обучении и образовании. Когда речь идет о воспитании человеческого существа, не работают категории эффективности и экономии за счет стандартизации массового производства. Для того чтобы помочь индивиду стать состоявшимся членом культуры, требуется щедрое индивидуальное внимание к каждому: Затем началась гонка дипломов. Перегруженные профессора обнаружили, что выпускников средней школы очень много, но обучили их очень скверно, и что необходимо заново учить студентов счету, пониманию прочитанного и грамотному письму": ( Д. Джекобс)

Я так подробно остановилась на этой статье потому, что, к сожалению, мы наступаем на те же грабли. Нет бы поучиться на чужих ошибках!

Чтобы минимизировать образовательные потери, нужно определить, что есть образование, в чем суть работы педагога.

Цель педагогической деятельности - дать знания, но при этом не мешать развитию личности. Школа, образование - это рождающееся будущее в уходящем настоящем, и этот "младенец" должен по сути своей осознанно подходить к процессу усвоения знаний, понимать необходимость наличия интеллектуального багажа. А для того, чтобы что-то понять требуется усилие: понимание по своей природе требует усилий, как мудро заметил известный советский философ М.К. Мамардашвили. Без усилий приходят только заблуждения. Образование во все времена противостояло дикости и варварству, нравственному убожеству и невежеству. Реальные результаты образования во многом зависят от той цели, которую ставит перед собой учитель, каждый день приходящий в класс и работающий с детьми. Подготовка к жизни как цель образования выглядит неубедительно, ибо будущее нам неведомо, а тогда и образовательные цели, мягко говоря, размыты. В свою очередь неопределенная цель не может систематизировать деятельность, и тогда процесс обучения и воспитания школьников распадается на разрозненные куски, не давая того эффекта, на который нацеливалась система образования и общество в целом. Однако вряд ли кто-то будет всерьез оспаривать тезис о том, что школа к жизни все-таки подготовить молодое поколение должна. Но тогда цель образования должна быть внятной, должна быть понятой и осмысленной.

Замечательный русский философ Н. Трубников сказал: "Ни сам по себе научный разум, ни само по себе положительное знание не являются самодостаточными, оно (знание) способно уживаться не только с самыми отсталыми нравственными нормами, но и с прямыми формами безнравственности и агуманизма". Это значит, что знание закона может привести не к торжеству закона, а к прямому беззаконию или, проще говоря, знание закона еще не гарант его соблюдения.

Суть и смысл педагогической деятельности - развитие личности ребенка. Но и тут возникает вопрос: что есть личность? Великий русский ученый П. Флоренский писал: "Дать понятие личности невозможно, : ибо она выходит за пределы всякого понятия". Как можно развивать то, чему и определения-то нет! Что и определить-то невозможно.

Может, суть воспитания заключается в развитии лучших человеческих качеств в юном гражданине? И снова - вопрос: какие качества достойны развития, а какие нет? Но, как показывает история развития общества, различные типы культур "выбирают" и развивают разные стороны человеческой личности. Общего критерия нет. Хотя: Когда я училась в средней школе, в холле первого этажа висел стенд "Моральный кодекс строителя коммунизма". Я честно старалась воспитывать саму себя в соответствии с этим кодексом: Ну, что сказать : изменилась эпоха, изменились требования общества к индивиду. Честность и добросовестность (увы!) не кормят, а в растиражированной "Памятке учителю" сказано: "не воспитывай скромных - их затопчут". И опять-таки развитие личности не есть развитие качеств этой личности: ошибочно смешивать сущность и явление, содержание и форму, объект и предикат.

Опять-таки, если я как учитель берусь развивать личность ребенка, то это означает, что ребенок еще не личность или еще недозрелая личность.

  • "Абсолютный нуль - это новорожденный младенец, не обладающий ни пороками, ни добродетелями. Общество и мораль формируют из этой психобиологической конструкции человека" (А. и Г. Вайнеры).
  • "Человек взрослеет не постепенно, просто в его жизни выдаются иногда такие дни, когда он сразу становится старше. Детство кончается в один день, и взрослым тоже становишься в течение одного дня" (В. Малов).

И с этим трудно поспорить, достаточно вспомнить наше недавнее прошлое: подвиги пионеров в годы Великой Отечественной войны, например.

Следовательно, педагог должен считаться с личностью воспитуемого, с его детским опытом. Ведь детство - это эпоха, в которой каждый живущий обладает огромным творческим потенциалом; ребенок - это творец по природе, для него творить все равно, что дышать. Конечно же, дети все разные, но даже самый угрюмый ребенок добрее и чище, чем многие взрослые. Великий знаток детской души Януш Корчак считал, что культурная педагогика начинается с ребенка, с вхождения взрослого в мир детства.

Детство и юность - время рождения самосознания, нравственного самоопределения. Знания можно обретать всегда. Как гласит русская народная пословица, век живи - век учись. Но нравственный потенциал формируется в детском возрасте. Безнравственная и бескультурная школа сегодня - это безнравственное и бескультурное общество завтра. Безусловно, человек - самосовершенствующаяся система, однако не может обойтись без посторонней помощи: как врач помогает рождению ребенка, так и учитель помогает рождению человека. Как биологическая особь человек рождается лишь однажды, как индивид - многократно и постоянно, совершая усилия для того, чтобы расти и совершенствоваться. Следовательно, личностью нельзя стать, а можно только становиться, и реальность растущей личности - есть единственная реальность, с которой имеет дело учитель.

А. Эйнштейн писал: "Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать его живой силой и помочь ясно осознать его значение - главная задача образования".

Особенности преподавания физики: технические дисциплины в гуманитарном образовательном учреждении.

Что скрывать, в наше учебное заведение дети приходят не из любви к физике, отнюдь. Но и расхожую фразу "Мне (ей, ему) это не дано" тоже принять не могу: от рождения мы все получаем одинаковый потенциал. Новорожденный умеет ходить, умеет дышать, видеть, слышать кожей, но со временем эти способности мы теряем: обнаруживаются более простые методы ориентирования в пространстве. И логическое мышление в нас заложено было поровну, но подрастеряли в силу разных причин и для собственного успокоения решили, что нет у нас к нему склонности. А ведь логическое мышление более объективно, нежели эмоциональное, значит, позволяет лучше ориентироваться в окружающем нас материальном мире. А какая наука изучает этот мир? Физика! Вот и получается: если хочешь преуспеть в жизни, достичь профессиональных высот, учи законы природы, то есть физику, и не важно, какую специальность ты выбрал.

Таким образом, цель моей профессиональной деятельности сводится к реализации следующих пошаговых действий: заинтересовать

  • познать
  • научить видеть
  • применить знания
  • предусматривать события на основе знания.

То есть, используя современную терминологию, моей задачей является использование компетентностного подхода в обучении.

В чем новизна этого пресловутого компетентностного подхода? Все научные дисциплины по своей сути философичны, основаны на рассуждении, размышлении. Эти рассуждения проверяются экспериментом и на-гора выдается результат, изложенный особым языком - языком математики.

Язык музыки - ноты, но если я не знаю нотной грамоты, это отнюдь не означает, что я не в состоянии постичь красоту музыкального произведения. Так же и с физикой: если ребенок по каким-либо причинам не "дружит" с языком логики, это не значит, что и физика ему не по зубам. Создатель специальной теории относительности А. Эйнштейн, будучи гимназистом, тоже не "ладил" с математикой, но это не помешало ему совершить переворот в фундаментальной науке. Значит, надо помочь ученику постичь суть физических явлений и законов, увидеть их проявление в повседневной жизни, в своей будущей профессии и найти иной способ выражения своего знания. В конце концов, то, что мы называем житейским опытом, и есть знание основ физики в отсутствии использования языка символов.

Знакомство с физикой у учащихся начинается в 7 классе. На каждом уроке они узнают что-то новое, и не всегда это новое сразу становится понятным, что уж там говорить о решении задач! Но, сразу оговорюсь, использование компетентностного подхода в обучении не отменяет овладения методикой решения задач, а дополняет возможности учителя дать ребенку знания по предмету, а последнему - получить их, избежав драматических ситуаций. Итак, параллельно изучению теоретического материала ученики получают задания: это могут быть простые в постановке, но убедительные по результату эксперименты или вопросы, ответы на которые проясняют суть физических явлений. Эти задания дети получают в течение всего времени обучения, то есть с 7 по 9 класс, и часть этих заданий, безусловно, связывается с будущей профессией наших обучающихся: это дает им возможность убедиться в том, что физика действительно изучает окружающий нас материальный мир во всех его проявлениях. Приведу примеры таких заданий и работы учащихся. Ввиду достаточно большого количества этих заданий, я их скомпоновала в рабочую тетрадь. Итак:

Тетрадь творческих работ.

ЛИТЕРАТУРА.

1 Д. Джекобс "Закат Америки. Впереди Средневековье".

2 В. Малов " Академия "Биссектриса".

3 Я. Корчак "Как любить ребенка"

4 Н. Вересов, А. Мельников " Образование и культура: нереальные цели и реальные ценности"

5 М. Мамардашвили " Как я понимаю философию".

6 М. Бударин "Тайна древних библиотек".