Языковые игры на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я остановила свой выбор на игровых приемах.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Следует отметить, что как средство обучения, игра имеет большие потенциальные возможности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи.

По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, должна быть представлена в учебном процессе на ряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

  1. Деятельность;
  2. Мотивированность;
  3. Индивидуализированная деятельность;
  4. Обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  5. Учение с увлечением;
  6. Развитие психических функций и способностей.

Е.И.Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках английского языка:

1) Формирование определенных навыков, например:

- Отгадайте, куда мы идем.

- Вы пойдете в кино? - Нет.

- Вы пойдете в парк? – Нет.

- Вы пойдете …? - …

2) Формирование и развитие определенных речевых умений, например, после прохождения темы “Квартира” можно провести такую игру (на доске схема квартиры), поможем ему расставить мебель.

3) Обучение умению общаться:

- Конкурс на самого вежливого собеседника.

- Поздоровайтесь и сделайте комплимент.

- Выразите свое несогласие другу, маме.

- Какие выражения вы используете, чтобы привлечь к себе внимание?

4) Развитие необходимых способностей и психических функций.

Игра “Внимателен ли ты?”

Петю просили купить хлеб, масло, булку, сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл?

5) Познание в сфере страноведения и языка.

Для этой цели используются викторины, лото, путешествия и конкурсы.

6) Запоминание речевого материала.

а) Рифмовки;

б) Сопровождение слов мимикой и жестами.(“как всегда” - с упреком махнуть рукой; “кислый” - сморщиться);

в) Повторение одного и того же слова разными людьми (разных профессий, характеров).

Применяя языковые игры на уроках, учитель должен помнить следующее:

1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он проводит ту или иную игру.

2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

4. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности.

5. Среди многих видов упражнений есть такие, которые являются предметом педагогических дискуссий: корректировочные упражнения. Упражнения, включающие в себя поиск ошибок, полезных тем, что они дарят радость открытиям и стимулируют активность учащихся.

6. Игры должны базироваться на изученном.

7. Учитель должен применять их в меру, целесообразно, планово.

Формы работы и способы активизации деятельности учащихся должны применяться с учетом возрастных особенностей школьников. Так, специфика психических процессов детей младшего школьного возраста (неустойчивое внимание, приоритет непроизвольной памяти, наличие ближней мотивации изучения английского языка) указывает на необходимость в качестве ведущей игровой деятельности на уроке. Именно обучающая игра делает учебный процесс как осмысленным, так и интересным (но такая игра требует особого планирования и организации: выделения ведущего навыка для отработки в игре, формулирования правил игры). Кроме того, в процессе обучающей игры, в игровых ситуациях дети практикуются в общении на иностранном языке (это является одной из задач урока).

“Копилка ситуаций”, созданная учителем, вводит детей младшего школьного возраста в мир сказок, подкрепляя мотивы изучения английского языка. Вот пример игровой ситуации по теме “Мои любимые игрушки”:“Каждый из вас – продавец игрушек .Расскажите по очереди о своей игрушке так, чтобы ее сразу купили”.Во время обучающей игры для снятия утомляемости используются средства релаксации: зарядки, стихи, ребусы, рифмовки.

Предлагаю вашему вниманию следующие языковые игры.

Игры на знание алфавита.

На начальном этапе обучения языку важно, чтобы дети запомнили алфавит. Проверка его усвоения проводится с помощью диктанта. Этот необходимый, но не всегда интересный вид работы удается сделать увлекательным с помощью игры. На доске размещаю в ряд не по порядку большие буквы алфавита. Ребята должны выбрать на столе маленькие и поместить их под большими. В течение игры несколько раз меняю порядок расположения букв и добавляю новые. Выигрывает тот ученик, который сделал меньше ошибок.

При изучении алфавита мне очень помогает игра “Назови свою букву”. Я предлагаю ее детям тогда, когда они уже познакомились со всеми буквами алфавита, но не очень хорошо их запомнили. На доске записываю слова, которые знакомы школьникам. Все учащиеся получают по одной или несколько карточек с буквами английского алфавита (слабым ученикам дается большое количество карточек). Затем последовательно показываю отдельные буквы в словах, записанных на доске. Те ребята, у которых есть карточка с соответствующей буквой, поднимает карточку и называет букву. Затем дети меняются карточками, и игра продолжается. Она помогает учащимся прочно запомнить не только буквы, но и написание слов, устно введенных на предыдущих уроках.

Степень усвоения детьми алфавита можно проверить так же с помощью игры “Ты – мне, я - тебе”. Все карточки с буквами алфавита расположены на столе чистой стороной кверху. Вызываю двух учеников. Первый подходит к доске, второй – к разложенным на столе карточкам. Взяв одну из них, второй ученик называет написанную на ней букву, показывая карточку классу. Первый ученик пишет на доске букву, названную одноклассником, не видя ее. Затем школьники меняются ролями. Можно организовать игру, как соревнование по рядам.

Лексические игры

Игра 1. Have you got a pet?

На столе разложены игрушки – животные. Каждый ученик выбирает себе любимца и прячет его за спиной. Ведущий выходит к доске и начинает задавать вопросы (по одному каждому ученику):Is your pet a duck? Is your pet a hen? и т.д. если ведущий не угадал, какую игрушку держит за спиной ученик, последний отвечает: “No, it is not”.

Игра 2. What is your profession?

Цель игры: тренировка в употреблении лексики, обозначающей профессии.

Нужно раздать учащимся куклы или картинки, на которых изображены мальчики или девочки. Учитель предлагает детям дать имя своей кукле и придумать ей профессию. Каждый ученик представляет свою куклу, называя имя, профессию же держит в секрете. Класс делится на две команды. Представители каждой команды по очереди задают друг другу вопросы: Is Kate a doctor? Is Nick a pilot? Is Nike a driver? Выигрывает команда, угадавшая все профессии.

Игра 3. “Seasons”.

Цель игры: активизация лексики по теме “Времена года”.

Перед тем, как начать игру, следует повторить название времен года и их описание. Можно выучить стихотворение на эту тему, например:

Spring is green
Summer is bright
Autumn is yellow
Winter is white.

Затем можно предложить кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя, например: “It is cold. It is white. I ski/I skate. I make snowmen”. Учащиеся пытаются отгадать: “Is it winter?” выигрывает тот, кто правильно назвал время года.

Игры для обучения устной речи.

Задачей учителя на начальном этапе обучения английскому языку является не только формирование умений и навыков учащихся во всех видах речевой деятельности, но и развитие самостоятельной работы, расширение кругозора, воспитание интереса к предмету.

Наиболее эффективным на данном этапе считаю приемы, позволяющие интенсифицировать учебный процесс.

Приведу примеры некоторых из них. Например, при работе с глаголами to be и to have желательно использовать игрушки, предметы классного обихода. Детям очень нравится игра “Let’s boast!” (Давайте похвастаемся).

Приведу примеры высказываний учащихся:

P1: I have a dog.

P2: You have a dog, and I have a dog and a cat.

P3: He has a dog and a cat, and I have a dog, a cat and a mouse.

Дети хвастаются друг перед другом у кого больше игрушек, домашних животных ит.д.

Упражнение такого типа готовит школьников к составлению как монологических высказываний, так и коротких диалогов. У ребят формируется умение “подхватить” высказывание партнера и развить соответственно свою мысль. Частичное повторение высказываний своих товарищей и вслед за этим свое собственное высказывание позволяет расширить объем памяти ребенка.

Заучивание рифмовок, стихотворений расширяет словарный запас учащихся. Выученные таким образом слова и речевые образцы ребята легко узнают при аудировании, используют при составлении собственных высказываний, в новых ситуациях.

Школьники с интересом слушают, когда рассказываешь им что-либо о себе или о своей семье. Например: “I shall tell you about my mother. My mother’s name is…She is not young, she is 52. My mother is a good engineer. She likes her work. Her work is very interesting. She is a good woman. She likes animals. We have a dog and a cat at home”.

Дети могут выразить желание рассказать о своих мамах. Хорошим материалом для развития аудитивных умений являются неверные утверждения. Проверить понимание рассказов можно с помощью вопросов и картин.

Игры для обучения говорению.

Наивысшая творческая активность учащихся на уроках английского языка проявляется в том, что они могут использовать весь усвоенный материал для решения коммуникативных задач. Такие задачи могут быть положены в основу грамматических игр на завершающей стадии изучения темы.

Игра “I have got a grey mouse”.

Дети становятся в круг. Учитель находится в центре и показывает какую-нибудь игрушку, говоря: “I have got a grey mouse”. Ученик к которому он обращается, должен с ним согласиться: “Yes, you've got a grey mouse”. Иногда ведущий “ошибается” и называет не тот цвет игрушки. Например “I’ve got a green fox”. Согласившийся с ним учение выбывает из игры.

Игра “The Chain of words”.

Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: “One”. Ученик ловит мяч, и, бросая его другому ученику, говорит: “Two” и т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку “платит фант”. Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели.

Таким образом, игры и игровые моменты на уроках представляют собой эффективный прием работы Уроки с применением игр проходят живо, эмоционально ,при высокой активности учащихся и способствуют благоприятной психологической обстановке.