Развитие математической культуры при решении текстовых задач

Разделы: Математика


Всё наше достоинство
заключено в мысли.
Не пространство и не время,
которых мы не можем заполнить,
возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Блез Паскаль

В настоящее время проблема "Научить учеников мыслить" является одной из основных для школы. Сегодня нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

На протяжении моей педагогической деятельности, насколько я помню, текстовые задачи всегда играли важную роль в математическом образовании России. Важность их в обучении никто не подвергал сомнению.

Я, более чем когда-либо уверена, что умение решать простые текстовые задачи совпадает с основами математической грамотности и математической культуры.

Обучение решению текстовых задач является одним из важнейших вопросов обучения математике, так как задачи используются не только для усвоения математических знаний, предусмотренных учебной программой, но и для развития познавательных способностей и логического мышления.

Опыт показывает, что учащиеся на разных ступенях обучения испытывают большие затруднения при решении текстовых задач.

Главное внимание при решении задач уделяю анализу текста. В своей работе с детьми я стараюсь воспитывать чувство прекрасного, развивать познавательную активность, самостоятельность, успешность.

Учащиеся на уроках математики знакомятся со способами решения уравнений, систем уравнений (метод "проб и ошибок", "полного перебора", "весов"), а так же способ прямого приведения к единице и способ обратного приведения к единице.

Я учу детей организовывать данные задачи. Хороший способ - помещать их в таблицу.

Рассмотрим на примере задач.

Задача №1

Сколько чистой воды нужно добавить к 100 граммам 60% -го раствора кислоты, чтобы получить 30%-й раствор?

Величины Дано Добавлено Всего
Общая масса в граммах 100 х 100 + х
Процент кислоты 60% = 0,6 0% = 0 20% = 0,2
Кислота в граммах 0,6 х 100 = 60 0 0,2(100 + 10)

Так как общее количество кислоты не меняется в процессе, мы можем написать уравнение 60 = 0,2(100 + х)

Решив уравнение, получим, что х = 200

Задача №2 ("метод весов")

Если Витя купит 11 тетрадей, то у него останется 5 рублей. А на 15 тетрадей у него не хватит 7 рублей. Сколько денег у Вити?

Цена (руб.) Количество (шт.) Стоимость (руб.) Количество денег
х 11 11х 11х +5
х 15 15х 15х - 7

Так как количество имеющихся денег одинаковое, то решим уравнение:

11х + 5 = 15х - 7

11х = 15х- (7+5)

11х = 15х - 12

Применяя "метод весов" повторно, получаем

0 = 4х - 12

4х = 12

х = 3

3 рубля - цена тетради.

3х11+5 =38 (рублей) - было у Вити.

Ответ: 38 рублей.

Особое внимание уделяю поисковым задачам, решая которые дети учатся подмечать закономерности между величинами и заключать вывод.

Задача №3

Найдите стороны прямоугольника, если его площадь 72 кв.см., а полупериметр 18 см.

Решение:

Разобьем 18 на несколько слагаемых и найдем соответствующие произведения.

Слагаемые Произведение
1 и 17 17
2 и 16 32
3 и 15 45
4 и 14 56
5 и 13 65
6 и 12 72
7 и 11 77
8 и 10 80
9 и 9 81

Задаю вопросы:

  • Какая существует связь между слагаемыми и их произведением, используя четность и нечетность чисел.
  • Что можно еще заметить.

В ходе решения задач учащимся приходится выполнять умственные операции. Все они нетривиальны, поэтому на начальном этапе обучения решению задач данного типа, учащиеся допускают ошибки.

Моя работа с детьми на уроках заключается в том, чтобы сформировать у них основные умения по развитию умственных операций в решении задач:

  • Написать названия строк и столбцов, такие как: "дано", "добавить", "всего", "объем" и т.д.
  • Разместить данные в соответствующих клетках.
  • Догадаться, когда две смеси сливаются вместе, общая масса равняется сумме масс ингредиентов.
  • Знать, что когда две смеси, содержащие кислоту, сливаются вместе, общее количество кислоты равняется сумме количеств кислот в ингредиентах.
  • Чистая вода содержит 0% кислоты.
  • Последнюю клетку можно заполнить двумя различными способами.
  • Следовательно, эти выражения равны, значит можно составить и решить уравнение, чтобы получить ответ.

Я при этом говорю учащимся следующее:

  • Пишите аккуратно и разборчиво.
  • Пишите каждое уравнение полностью, понятно, чтобы легче было его проверить.
  • Аккуратно чертите таблицы.

Всему этому я стараюсь учить, ведь это - математическая культура.

Самым важным для меня как учителя математики является следующее:

  • Научить учеников понимать язык текстовых задач.
  • Развивать способность представлять информацию с пользой для постановки и решения задач.
  • Учить учащихся переводить информацию разными способами.
  • Улучшить их манеры: разборчивый почерк, умение объяснить и понять объяснение.

Когда мои ученики не могут решить задачу мы с ними обсуждаем, почему они этого не могут сделать и приходим к выводу, что необходимо внимательно и вдумчиво читать текст задачи, чтобы исчез недостаток понимания. Поэтому я часто прошу учеников объяснять друг другу решения.

В результате такой работы у них вырабатывается и накапливается определенный опыт. Анализ решения задач помогает учащимся организовывать свои мысли и развивает математическую культуру.

В результате обучения решению текстовым задачам, я пришла к выводу, что необходимо учить решать их возможно гораздо раньше.

Текстовые задачи необходимы для массового математического образования, главной целью которых является начальное развитие абстрактного мышления.