Хореография в общеобразовательной школе как здоровьесберегающая технология

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


В отчетах ООН за 2009 год в рейтинге качества жизни Россия занимает 71 место в мировом сообществе. Ухудшение социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированное питание, а также уменьшение двигательной активности привели к тому, что в последние годы произошло снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей,

В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.

Всероссийская диспансаризация детей в 2002 году выявила, что 51,7% имеют функциональные отклонения и 16,2% - хронические заболевания различных органов и систем. Так, например патология костно-мышечной системы у детей за последние 5 лет увеличилась на 53,6%.Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано ВОЗ одним из основных направлений в научных исследованиях на период до 2010 года. Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно - мышечной системы у детей.

Обеспокоенность общественности состоянием здоровья подрастающего поколения, перегрузками в учебном процессе, недостаточной физической активностью детей школьного возраста выражалось уже в начале прошлого века. С тех пор многое изменилось и в жизни и в образовании, но тревога осталась, что подтвердил в мае 2004 года Московский Международный конгресс "Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке", приуроченный к столетию 1-го Международного конгресса по школьной гигиене, который состоялся в апреле 1904 г. в Нюрнберге.

По данным Минздрава России (200-2003г.) за время школьного обучения число детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается на 20%. Наиболее значимыми факторами внутришкольной среды, отрицательно влияющими на формирование здоровья детей являются все возрастающая экстенсификация и интенсификация образовательного процесса, а как следствие, стрессовые ситуации; ухудшение питания; снижение физической активности.

Особого внимания требуют младшие школьники; они быстрее всего теряют здоровье.

Практически здоровые дети составляют сегодня 6-8%.Число детей с нарушением осанки увеличилось за последние 10 лет в 3 раза. Распространенность плоскостопия составляет сегодня 40%, что в 3 раза выше, чем в начале 60-х годов (15%)

Функция охраны и укрепления здоровья традиционно возлагается на здравоохранение. Однако в современных условиях эта задача может быть решена лишь на основе интегрированного подхода, который предполагает взаимосвязь и взаимодействие различных сфер и отраслей медицины, психологии, экономики, имеющих своей целью охрану и укрепление здоровья детей. И не последнюю роль в этом процессе должна играть педагогика.

На современном этапе развития образования в России внедрение здоровьесберегающих технологий обучения вызвано объективной необходимостью и обусловлено постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. №916 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи", программами развития детской одаренности и модернизации образования, подпрограммой "Научные основы охраны здоровья обучающихся".

Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач обуславливает актуальность практической ее разработки. И в этом смысле программа хореографического коллектива "Сюрприз", работающего на базе школы №117 г. Санкт-Петербурга, имеет важную практическую значимость. (Приложение №1)

Данная программа предназначена для занятий в хореографических объединениях на базе гимназий и общеобразовательных школ. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, срок обучения 3 года с детьми 7-10 лет.

Новизна данной образовательной программы заключается в использовании инновационных технологий доцента кафедры валеологии и медицинской психологии Калужского педагогического университета, заслуженного деятеля Культуры РФ, педагога-хореографа Ивашковского К.С.

Актуальность программы состоит в том, чтобы восполнить возникшие в современной школе пробелы в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Постоянно слышны упреки в адрес школы: она не готовит детей для практической жизни, не воспитывает гармонично развитую личность. Что значит быть готовым к жизни? Это значит - владеть знаниями и навыками, которые условно можно разделит на 4 полностью равноправных цикла:

  • Грамотность;
  • Этика;
  • Эстетика;
  • Здоровье.

Если для 1 цикла школа в принципе готова, имеет большой опыт преподавания, 2 цикл разработан слабее, то эстетика - это совершенно не решенная и практически не начатая работа в школе. Понятно, что гармонично развитый человек должен быть здоровым, владеть своим телом. Этот цикл абсолютно равноправен с тремя другими, а для всей последующей жизни - чуть ли не самый важный.

В связи с этим реализация программы требует одновременного развития двух ключевых направлений: эстетическое воспитание и укрепление здоровья детей.

Остановимся на втором направлении и рассмотрим здоровьесберегающий компонент программы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она, учитывая возрастные особенности детей, включая в себя систему игрового стрейчинга и комплекс корригирующих упражнений в партере, не только развивает необходимые для хореографии качества, но и укрепляет здоровье детей.

Клавдий Гален, врач школы гладиаторов в Древнем Риме подчеркивал важность гимнастических упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Он ввел термины, которые широко используются в наше время - кифоз, лордоз, сколиоз и предложил корригирующую гимнастику при этих деформациях позвоночника.

Упражнения партерного экзерсиса, используемого на занятиях коллектива, способствуют укреплению мышц спины (Рисунок 1), брюшного пресса, внутренней группы мышц бедер (Рисунок 2, 3), а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном итоге способствует развитию физических данных для занятий хореографией, а именно шага (Рисунок 4), выворотности, подъема и гибкости. (Рисунок 5)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами.

Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.

Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика, так как только с помощью гимнастики можно создать мышечный корсет.

Активные упражнения партерного экзерсиса, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, доведут до автоматизма привычку к правильному, рациональному положению тела в пространстве.

Упражнения исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование четкой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности.

Одной из серьезнейших проблем современных школьников является плоскостопие.

По данным разных авторов плоскостопием страдает от 20 до 40 % детей. Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить.

В вопросах профилактики должен быть комплексный подход: гигиена стоп, правильная обувь, профилактика хронических, длительно протекающих заболеваний ит.д. Но главное в профилактике плоскостопия - хорошо организованный двигательный режим.

По А.А. Ухтомскому обязательным средством реабилитации и профилактики наряду с другими являются специальные упражнения для стоп, способные создать в коре больших полушарий сильные очаги возбуждения, которые могут подавить патологические и разорвать неправильные условнорефллекторные связи, образуя взамен новые, более совершенные.Эти упражнения широко используются и в хореографии.

Упражнения в ходьбе:

  • Ходьба на носках;
  • С поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь;
  • На наружном и внутреннем своде;
  • "Гусиный шаг";
  • На носках в полуприседе;
  • На носках с высоким подниманием бедер;
  • Танцевальные шаги на полупальцах.

Упражнения в исходном положении стоя:

  • Поднимание на носках вместе и попеременно (releve );
  • Перекат с пятки на носоки обратно;
  • Полуприсед и присед на носках (demi и grand plie).

Упражнения в положении сидя:

  • Оттягивание носков;
  • Круговое движение стоп(rond).

Кроме того, включение в занятия прыжков на полупальцах, прыжков на скакалке является также профилактикой и реабилитацией плоскостопия.

Существует более 300 определений здоровья. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, например, так трактует это понятие: "Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие". Предпочтем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".

Говоря о здоровье, люди часто имеют в виду его физическую составляющую, нередко забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющих этого понятия, а еще Сократ говорил, что "тело не более отделено и независимо от души".

Можно ли попытаться выделить среди известных критериев психического здоровья наиболее важный?

Доктор психологических наук, профессор Г.С. Никифоров отдает предпочтение психическому равновесию.

На факультете психологии Санкт-Петербургского университета было выполнено 4 дипломных исследования по теме "Представления о критериях психического здоровья".

В дипломной работе Э.А. Федичкиной изучалось представление школьников о том, с помощью каких признаков можно охарактеризовать психическое здоровье человека.

Исследование проводилось на базе 3-х средних школ Санкт-Петербурга.

Анализ полученных от школьников ответов позволил выделить 8 основных критериев психического здоровья, которым отданы предпочтения.

Причем значимость этих критериев неодинакова и меняется с возрастом.

Особая роль в обеспечении психического здоровья школьниками младших классов (и мальчиками и девочками) отводится благополучию в эмоциональной сфере.

Таким образом, можно смело утверждать, что создание эмоционально благоприятной атмосферы в коллективе - одна из важнейших задач, стоящая перед педагогом.

Успешное решение этой задачи является залогом обеспечения психического здоровья каждого члена этого коллектива.

Решение этой задачи происходит на 3-х уровнях:

  • Педагог-воспитанник;
  • Воспитанник-воспитанник;
  • Педагог-родитель.

С поступлением ребенка в общеобразовательное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение длительного времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение и т.д. все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Самой главной задачей на этом этапе установление хорошего контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательные отношения, внимание, подлинная заинтересованность обеспечат взаимопонимание. В большей степени от педагога зависит настроение ребенка на занятии.

Созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в коллективе способствует ряд игр ("раздувайся, пузырь", "давайте познакомимся!", "снежный ком", "расскажи стихи руками" и др.) и психологических этюдов, направленных на сближение воспитанников с педагогом, со сверстниками. ("новая кукла", "баба яга", "лисичка подслушивает", "фокус", "золушка" и др.)

Игровая деятельность занимает особое место в процессе социализации детей .На протяжении всей истории педагогики игра продуктивно используется воспитании детей, что позволяет им относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий мир, органично войти в него. В практике коллектива "Сюрприз" используется огромный арсенал игр, который оказывает на играющих особое эмоциональное воздействие. Игра-инсценировка побуждает детскую инициативу. Так, при работе над постановкой танца, детям предлагается "оживить" какую-нибудь картинку в хореографической миниатюре. В игре-импровизации "Изобрази животное" с завидной точностью воспитанники изображают лисиц, зайцев, медведей и других животных. Игра-импровизация должна присутствовать на каждом занятии. Она выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к оригинальным и остроумным находкам. Изобразить мячик, растаявшее мороженое, закипающий чайник - такие задания педагога воспринимаются детьми с огромным восторгом.

Музыкально-ритмические игры("Щи-талочка", "Грибочки" и др.) развивают чувство ритма, музыкальную память, пластику.

Игра полифункциональна. Но несомненно, что важнейшими являются две ее задачи - создание психологически комфортной среды и стимулирование творческих способностей ребенка.

Проведение игр требует от педагога знания и четкого выполнения определенных правил:

Правило №1.

Добровольность участия в игре. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста в ребенке, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит.

Правило №2.

Педагог должен стать участником игры. Своими действиями , эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее значимой для них. Педагог становится центром притяжения в игре, он совмещает две роли - участника и организатора.

Правило №3.

Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.

Правило №4.

Наглядный материал надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступными. Тогда этот материал долго останется для детей необычным.

Правило №5.

Педагог не должен оценивать действия ребенка: слова "неверно, не так:", "молодец, правильно", в данном случае не используются. Дайте ребенку проявить, выразить себя, не загоняйте его в определенные рамки. У него свой взгляд на вещи, он по-своему видит мир.

Эти принципы в ходе практической работы показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

В.И. Мясищев писал: "Психическое - это прежде всего система отношений". Отношения на уровне воспитанник - воспитанник имеют положительную тенденцию

Решение задачи создания психологического комфорта на уровне педагог - родитель требует особого внимания.

Для того, чтобы понять личность ребенка, очень важно знать ту ближайшую ему социальную среду, в которой он воспитывается. Так, в доме, в семье ребенок находится в иных, по сравнению со школой условиях воспитания. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы помочь родителям продолжить линию воспитания, начатую в школе. И сам педагог успешнее справляется с задачами, если в лице родителей находит помощников.

На основании результатов анкет, предложенных родителям, определяются основные вопросы для бесед. Индивидуальная, деликатная работа с каждым родителем становится залогом дальнейшего успешного развития отношений в коллективе. А значит, обеспечивает психологический комфорт и сохраняет психическое здоровье ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что здоровьесберегающий компонент программы хореографического коллектива "Сюрприз" включает в себя два уровня: физическое здоровье и психическое здоровье.

Контроль достижения цели сохранения и укрепления здоровья детей средствами хореографии осуществляется разработанной системой мониторинга образовательного процесса. (Приложение №2)

Диагностические плоскости и методы их исследования
Плоскость диагностики Содержание исследования Методы и методики исследования
1. Физическое здоровье 1. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата и показателей физического развития.  
  • Гибкость
  • Устойчивость
  • Равновесие
Тесты на определение пассивной и активной гибкости.

Тест Бондаревского

Тесты на равновесие и устойчивость №1, №2, №3, №4

2. Контроль координационных способностей Визуальная экспресс-диагностика качества исполнения движения (пластические тесты).

Специальные упражнения на развитие координации, координационные тесты.

2. Психическое здоровье 1. Выявление уровня эмоционально-психологического состояния в коллективе.  
Уровень педагог-воспитанник Методика

"Гирлянда ассоциаций".

Методика

"Образовательные потребности."

Уровень воспитанник-воспитанник Методика

"Образовательные потребности"

Уровень Педагог-родитель Методика "Позиция родителей в образовательном процессе".

По разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовки воспитанников. Тесты позволяют выявить уровень физических качеств у детей 7-10 лет.

Есть возможность определить способности каждого ребенка и индивидуально обсудить с родителями. Тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоении программы. Возможно отслеживание динамики развития каждого ребенка в период от 7 до 10 лет. Практическое применение разработанных методик выявило, что образовательная программа обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что в последующем позволяет достичь высокого уровня работоспособности. А также оказывает существенное влияние на коррекцию отклонений.

Технология метода хореокоррекции, оздоровительной хореографии высоко эффективна, т.к способствует адаптивному типу взаимоотношений с внешней средой, помогает обрести равновесие между напряжением и релаксацией, что создает условия для профилактики психосоматических заболеваний, а также нормализации развития опорно-двигательного аппарата ребенка. Это в свою очередь является профилактикой травматизма.

Предлагаемая программа как система в педагогической практике может обеспечить оптимизацию процесса обучения, способствуя профилактике хронического стресса при повсеместном увеличении учебных нагрузок.

Приложение 3