Измерение объема. Единицы объема

Разделы: Физика


Демонстрационный виртуальный эксперимент впервые предоставляет ученику реальную возможность зрительно познакомиться с изучаемым физическим явлением и выяснить устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Здесь ещё нет элементов исследования, изменения параметров физических величин, моделирования различных ситуаций – это всё будет потом, в других видах физического виртуального эксперимента. А сейчас надо увлечь ученика, или, говоря высоким стилем, усилить его мотивацию. В связи с этим к демонстрационным программам предъявляются серьёзные требования: они должны быть педагогически целесообразными, выразительными, интересными и доступными как для слабых, так и для сильных учащихся. Соответствующие программы позволяют демонстрировать различные физические явления, выяснять устройство и принцип действия приборов, машин и различных устройств. Они помогают ученику сделать первый шаг в изучении того или иного физического явления или физического прибора.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: выяснить способы измерения объемов тел, изучить приборы для измерения объемов тел, открыть возможности измерения для решения задач.

Задачи по воспитанию и развитию учащихся:

  • способствовать развитию аналитического мышления учащихся, а также развитию их познавательного интереса к изучению физики;
  • создать условия для воспитания грамотности устной речи и информационной культуры.

Оборудование: IBM PC – 10 шт. (компьютерный класс), мультимедийный проектор; оборудование для эксперимента: мензурки, бруски разных размеров, вода, прибор Архимеда.

Методическое обеспечение: 1) презентация, 2) флэш-анимации “Правила измерений”, “Определение цены деления мензурки”, “Измерение объемов неправильной формы”; 3) карточки-конспекты; 4) карточки с условиями качественных задач; 5) карточки, предназначенные для самоконтроля учеников; 6) карточки с домашним заданием.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Эпиграф:

Чему бы ты не учился, ты учишься для себя. (Гай Петроний)

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. (Монтескьё)

Учитель спрашивает мнение учащихся о высказываниях философов. Спрашивает: какое отношение имеют данные высказывания к нашему уроку? Затем сообщает, что на уроке их ждёт много нового.

II. Актуализация опорных знаний. Приложение 1.

2) Групповая работа. Игра “Сгруппируй приборы измерения”.

На карточках различные приборы. Приложение 2. Ученики сортируют их по группам.

Учитель. На сколько групп вы разделили приборы измерений? Правильно, три. Скажите, для измерения какой физической величины необходимы приборы каждой группы?

Ученики. Линейки и мерные ленты для измерения длины, термометры для измерения температуры, мензурки, пробирки для измерения объема.

Учитель. Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными способами измерения объемов тел, а также с единицами объема.

III. Изучение нового материала. Измерение объема. Единицы объема.

1) Измерение объема прямоугольного параллелепипеда.

Величина части пространства, занимаемого геометрическим телом, называется объемом этого тела.

Английские меры объема

Бушель - 36,4 дм3

Галлон - 4,5 дм3

Баррель (сухой) - 115,628 дм3

Баррель (нефтяной) - 158,988 дм3

Английский баррель для сыпучих веществ - 163,65 дм3

Русские меры объема

Ведро - 12 дм3

Бочка - 490 дм3

Штоф - 1,23 дм3 = 10 чарок

Чарка - 0,123 дм3=0,1 штофа= 2 шкалика

Шкалик - 0,06 дм 3 = 0,5 чарки

<Рисунок 1>

! Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению трех его измерений.

<Рисунок 2>

V = abc (1 способ)

S=ab

V=Sc

c=h

V=Sh (2 способ)

! 2) Основная единица измерения объема – метр кубический.

Дольные единицы м3:

1 м3 = 1000 дм3 =1000000 см3 = 1000000000 мм3

1 м3 = 103 дм3 =106 см3 = 109 мм3

1 л = 1 дм3 = 0,001 м3

1 см3 = 0,001 дм3 = 0,000001 м3 = 10-6 м3

1 мм3 = 0,001 см3 = 0,000001 дм3 = 0,000000001 м3 = 10-9 м3

Приложение 3. Измерение объема. Единицы объема. (Карточка для учащихся)

3) Приборы для измерения объема. Правила измерений.

а) мензурки;

б) мерные пробирки;

в) мерные емкости и др.

3) Определение цены деления шкального прибора. Виртуальная демонстрация. Приложение 4.

<Рисунок 3>

4) Правила измерений. Виртуальная демонстрация. Приложение 5.

<Рисунок 4>

IV. Физминутка.

V. Закрепление нового материала. Практическая работа. Приложение 6.

Практическая работа разбита на 2 варианта и 3 уровня: <Рисунок 5> – 1-ый уровень, <Рисунок 6> – 2-ой уровень, <Рисунок 7> – 3-ий уровень. Первые 2 задания ученики выполняют по карточкам-рисункам, а третье задание выполняют на компьютерах с помощью анимационной модели (Приложение 7).

Пример практического задания.

<Рисунок6> Уровень 2. Вариант 2

  1. Определите объем жидкостей в мензурках 1, 2 и 3.
  2. <Рисунок 8>

  3. Определите объем тела неправильной формы.
  4. <Рисунок 9>

  5. * Определите объем шара. (Виртуальная лаборатория)

Приложение 7

VI. Выходной контроль. Приложение 8

1. Как называется прибор, изображенный на рисунке?

<Рисунок 10>

  • колба,
  • мензурка,
  • Архимедова колба,
  • отливной сосуд.

2. Определите цену деления мензурки.

<Рисунок 11>

Определите объем налитой жидкости.

3. Площадь листа жести равна 90 см2. Выразите её в дм2 и м2.

4. В канистру налито 5 л бензина. Выразите данный объем в дм3 и м3.

5. Рассчитайте количество кирпичей, которое пошло на строительство стены высотой 2,4 м, шириной 40 см и длиной 50 дм, если объем одного кирпича равен 2400 см3.

Ответы: 1) в, г; 2) 5 мл, 15 мл; 3) 90 см2 = 0,9 дм2 = 0,009 м3; 4) 5 л = 5 дм3 = 0,005 м3; 5) 24 дм · 4 дм · 50 дм / 2,4 дм3 = 2000 шт.

VII. Домашнее задание.

Параграф 11, упражнение 7, задания на карточках по вариантам (Приложение 9). По желанию учащихся можно выполнить виртуальную лабораторную работу “Измерение объема тела с помощью мерного цилиндра и отливного сосуда”.

Пример задания на карточке.

Задание: определите цену деления мензурки, объем тела.

<Рисунок 12>

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель. Ребята! Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили в начале урока? (Эпиграф, цели урока). Как вы считаете? Научились ли Вы чему-нибудь на уроке? Что нового узнали? Что вас заинтересовало? Что еще нужно повторить на следующем уроке? О чем вы сможете рассказать своему близкому другу после сегодняшнего урока? Кто работал на уроке лучше всех? Кого Вы считаете еще нужно отметить за хорошую работу на уроке?

Выставление отметок учащимися своим одноклассникам.

До встречи на следующем уроке!

Приложение 11. Презентация к уроку.

Литература

  1. Дидактический материал по физике: 7-8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
  2. Физика. 7 класс. Карточки-задания/ Егорова Л.П., Семенихина З.И. – ОДО “Аверсэв”, 2008. – 64 с.: ил.
  3. Физика: учеб. Пособие для 6-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / Л.А. Исаченкова, И.Э. Слесарь. – Минск: Нар. Асвета, 2010. – 120 с.: ил.
  4. Пигалицын Л.В. Виртуальный физический эксперимент: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2010. – 76 с.

Физкультминутка