Авторская образовательная программа "Будь здоров!"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Статус документа.

Исходными документами для составления данной программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка. (Генеральная ассамблея ООН 5 декабря 1989 года). Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.
  • Постановление ГД ФС РФ от 10.07.2001 №1794-III “ О Федеральном законе “О дополнительном образовании " (проект № 97091427-2)”
  • Закон РФ “Об образовании” №3266 от 10.07.1992;
  • Закон РТ “Об образовании” №1982-XII от 19.10.1993;
  • Постановление №573 от 19.07.2010 “О Стандартах качества государственной услуги по предоставлению дополнительного образования детям в учреждении регионального значения”
  • Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (с изменениями от 22 февраля 1997 г., 8 августа 2003 г., 1 февраля 2005 г.)
  • Федеральная целевая программа “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы”

Актуальность программы

  • ухудшение состояния здоровья детей и подростков (детей дошкольного и младшего школьного возраста)
  • востребованность программы для данного контингента детей в учреждении дополнительного образования г.Чистополя;
  • социальный заказ: кратное увеличение с каждым годом числа желающих заниматься оздоровительной гимнастикой;
  • доступность для детей с разным уровнем физического развития и функциональных возможностей.

Особенности организации учебного процесса

Программный объем тренировки в спортивно оздоровительных группах разработан на 3 года обучения, и рассчитан на детей от 6 до 11 лет.

1 год обучения – для детей 6-7 лет программа рассчитана на 72 часа;
2 год обучения – для занимающихся 7-10 лет – на 144 часа;
3 год обучения – для занимающихся 8-10 лет – на 216 часов;

На этапе 1 года обучения большая часть отводиться общефизической подготовки и корригирующей гимнастики через сюжетно – игровые упражнения, основе азбуки дыхания, самомассажа (по 10 биологически активным точкам).

На этапе 2 года обучения исходя от принципа “от простого к сложному”, постепенно увеличивается нагрузка. Ранее изученные упражнения продолжают закрепляться и совершенствоваться на каждом занятии.

На этапе 3 года обучения продолжают совершенствоваться ранее изученные упражнения, самостоятельно регулировать нагрузку

Цель данной программы:

Пропаганда здорового образа жизни, формирование мотивации вести здоровый образ жизни и к занятиям спортом.

Эта программа позволяет последовательно решать следующие задачи:

1. Оздоровительно-развивающие:

  • улучшение функционального состояние организма;
  • повышение физической и умственной работоспособности;
  • формирование правильной осанки;
  • адаптация учащихся к повышенным физическим нагрузкам, а в дальнейшем и к занятиям спортом;
  • организация активного отдыха и здорового досуга, привитие интереса к
  • систематическим физкультурным занятиям.

2. Воспитательные:

  • приобретение знаний, навыков необходимых для формирования стереотипа здорового образа жизни;
  • формирование знания и представления о влиянии физических упражнений на осанку, здоровье, красоту и силу человека;
  • приобщение родителей к активной совместной деятельности для формирования здорового образа жизни.

3. Обучающие:

  • освоение комплекса оздоровительной физической культуры, рекомендованного педагогом с учетом отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, возраста и функциональных особенностей ребенка;
  • развитие и совершенствование двигательных функций;
  • обучение элементам различных видов спорта, используемых в процессе учебно-тренировочных занятий (пионербол, баскетбол, волейбол, футбол.)
  • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма.

Методическое обеспечение

Программа предусматривает практическую деятельность: спортивно-прикладные физические упражнения; гимнастические корригирующие физические упражнения (общеразвивающие, специальные и дыхательные); оздоровительное катание на лыжах; оздоровительный бег; аэробные упражнения; игры.

Для выполнения, которой необходим спортивный зал с гимнастическими ковриками гимнастической стенкой, спортивный инвентарь на каждого ребенка:

  • гантели от 0,5кг – 2кг,

  • скакалки, гимнастический обруч,

  • резиновые мячи разного диаметра, волейбольные и футбольные мячи

  • набивные мячи (по 1-3 кг), фитбол,

  • мешочки с песком,

  • гимнастическая палка,

  • резиновый эспандер, эластичная лента,

  • ракетки для бадминтона,

  • степ-платформа,

  • велотренажер, беговая дорожка и другие по возможности тренажеры.

  • учебно-методическая литература;

  • наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием

  • комплексов упражнений, альбомы, фотографии;

Ожидаемый результат

Основной ожидаемый результат реализации программы это:

  • улучшение осанки за счет создания мышечного корсета, увеличения мышечного тонуса;
  • улучшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • повышение уровня общей физической подготовки;
  • освоение комплекса физкультурно-оздоровительной гимнастики, который способствует исправлению коррекции осанки и позволяет самостоятельно продолжать процесс деятельности;
  • формирование и развитие ценностного отношения к своему психическому и физическому здоровью, получение информации по здоровому образу жизни;
  • овладение навыками самостоятельного ведения занятий с соблюдением терминологии;

Двигательные действия и умения:

1 год обучения

– выполнять правильно все виды основных движений;
– выполнять физические упражнения в разном темпе;
– сохранять правильную осанку;
– подсчитывать частоту сердечных сокращений;
– активно участвовать в подвижных играх

2 год обучения

– выполнять разнообразные комплексы физических упражнений;
– самостоятельно подбирать упражнения для утренней зарядки;
– выполнять массаж и самомассаж.

3 год обучения

– подготовить свой организм к физическим нагрузкам;
– самостоятельно регулировать нагрузку физических упражнений;
– активно участвовать в играх с элементами спортивных игр.

Способы контроля результатов:

Приложение 1

Учебно-тематический план

ТЕМЫ

Всего часов

1год

6-7л

2 год

7-10л

3 год

8-11л

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка.

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж и самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

5

36

39

30

42

27

26

28

26

28

32

52

38

16

7

2

10

16

12

14

-

-

-

4

6

+

4

-

2

2

2

12

12

10

14

9

10

12

12

12

8

12

10

6

3

1

10

10

8

14

18

16

16

10

10

24

36

28

8

5

 

Всего

432

72

144

216

Содержание программы.

Приложение 2

Формы и методы проведения занятий:

Приложение 3

Примерный тематический план группы “Будь здоров!” 1год обучения.

Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Основы знаний.

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

2

10

16

12

14

-

-

-

4

6

+

4

-

2

2

1

-

1

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

14

10

12

-

-

-

4

5

+

4

-

2

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

2

 

Всего

72

4

61

6

Примерный тематический план группы “Будь здоров!”

2 год обучения.

Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

2

12

12

10

14

9

10

12

12

12

8

12

10

6

3

2

-

-

-

1

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

-

12

12

10

12

9

8

11

12

11

8

12

10

6

-

-

-

-

-

1

-

1

-

-

1

-

-

-

-

3

 

Всего

144

5

133

6

Примерный тематический план группы “Будь здоров!”

3 год обучения.

Название темы

Всего

Теор.

Прак.

Индив.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Вводное занятие

Аэробика. Ритмическая гимнастика.

Общая физическая подготовка

Азбука дыхания.

Коррекционная гимнастика.

Равномерная тренировка всего тела.

Силовая подготовка.

Восточная гимнастика.

Массаж. Самомассаж.

Стретчинг.

Подвижные игры.

Элементы спортивных игр.

Спортивные состязания.

Спортивные развлечения.

Промежуточные контрольные срезы. Тесты.

1

10

10

8

14

18

16

16

10

10

24

36

28

8

5

1

-

-

1

1

-

1

-

-

1

-

-

-

-

-

-

10

9

6

12

18

14

16

10

9

24

36

26

8

-

-

-

1

1

1

-

1

-

-

-

-

-

2

-

5

 

Всего

216

5

198

11

Мониторинг реализации программы

Осмотр перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)

Контрольное тестирование состояния мышечного корсета перед началом занятий и по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 мес.)

Оценивая результаты тестирования важно учитывать не соответствие результатов данным контрольных нормативов, а прирост показателей в сравнении с исходными, так как изначально дети имели низкие показатели физического развития вследствие имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Контрольное самостоятельное воспроизведение комплекса физкультурно-оздоровительной гимнастики с соблюдением терминологии по окончанию цикла обучения (через 3, 6, 9 месяцев). Медико-педагогический контроль на занятиях позволяет сделать вывод, что нагрузка возрастает постепенно и через три минуты после занятия показатели возвращаются к исходным. Эффективность занятий определяет анализ физкультурно-оздоровительной работы в конце учебного года. Врачом определяется уровень физического развития ребенка: общего состояния здоровья, его адаптации к нагрузке, координация движений, тонус мышечной системы.

Контрольные нормативы.

Приложение 4

Литература

  1. “Детский тренер” №3, 2007 г.
  2. “Здоровячек”, Воронеж,2007.
  3. “Полная энциклопедия лечебной гимнастики”, М., 2002 г.
  4. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников. Методические рекомендации для работников системы образования. М.1988 г.
  5. Антропова М.В., Л.М. Кузнецова. Режим дня школьника. М.: изд. Центр “Вентана-граф” 2002 г.
  6. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука.1992 г.
  7. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. АСТ. Астрель. М. 2003 г.
  8. Гордияш Е.Л. “Физическое воспитание в школе”, Волгоград, 2008 г.
  9. Калюжнова И.А. “Здоровый позвоночник”, М., 2006 г.
  10. Карташов Е.В., “Особенности реабилитации опорно-двигательного аппарата у школьников”
  11. Картушина М.Ю. “Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет”, М., 2008 г.
  12. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физической культуре 1,2класса, 2008 г.
  13. Ковалько В.И., Поурочные разработки по физкультуре: 1 класс.– М.:ВАКО, 2008 г.
  14. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. М.ВАКО,2010 г.
  15. Научно – методический журнал “Физическая культура в школе”, №3,№4, 2011г.
  16. Никанорова Т.С., Сергиенко Е.М. Система оздоровления дошкольников
  17. Подольская Е.И. “Формы оздоровления детей 6-7 лет”, Волгоград,2009 г.
  18. Потапчук А.А. Осанка и физическое здоровье детей. Санкт-Петербург. 2001 г.
  19. Развивающие игры, СПб, 1998 г.
  20. Сапин М.Р. Анатомия человека. В 3 т. “Джангар” 1998 г.
  21. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы / авт. сост. О.Н. Моргунова.– Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 г.
  22. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия / авт. сост. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова, Волгоград: Учитель, 2008 г.
  23. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Медицина. 1992 г.