Игровые музыкальные моменты

Разделы: Музыка


Игра - одно из наиболее ярких и важных явлений в развитии человечества. Психологи и социологи давно занимаются изучением игр. Научные исследования, да и опыт любого человека доказывает, что игра занимает важное место в жизни. Это и возможность выхода жизненной энергии, удовлетворение потребности в отдыхе и разрядке, упражнение в самообладании, положительная компенсация вредных побуждений и т.д.

Игровые “музыкальные моменты” могут стать привычным компонентом не только внеурочного занятия, но и школьного урока. Основой такого “момента” является, как правило, опора на уже имеющиеся у учащихся знания из области музыкального искусства - знакомые песни, двигательно-звуковые ассоциации, возникающие при исполнении того или иного произведения. Ведь каждому известно, что под звуки бодрого марша наши ноги сами собой начинают выполнять четкие маршеобразные движения, а легкая полечка приглашает слушателя подпрыгивать и кружиться, создавая соответствующее музыке веселое настроение.

На подобных знаниях и умениях, представленных в игровой форме, выстроены структуры ряда внеурочных занятий, чьи методические разработки приведены в этом разделе. Но помимо того что в каждом виде музыкальной деятельности используются первичные слуховые или ритмико-двигательные навыки, при выполнении того или иного задания учениками приобретаются еще дополнительные музыкально-интеллектуальные умения, которые будут затем закрепляться в последующих занятиях. Некоторые описанные музыкальные игры знакомы учащимся в их “народном” варианте, просто они были модифицированы автором для того, чтобы в их проведение можно было включить встречи с новыми музыкальными знаниями и умениями.

Разрабатывая сценарии занятий, учитель должен уделять большое внимание интерактивным моментам: учащиеся должны не просто слушать и исполнять музыку, руководствуясь указаниями учителя. Их задача - воспринимать ее активно, проявляя искреннюю заинтересованность, переходящую со временем в стойкий интерес к различным видам музыкальной деятельности. Производя отбор музыкального материала и видов деятельности, учитель исходит из психофизических особенностей учеников младшего школьного возраста, их неустойчивого внимания, неумения подолгу сосредотачиваться на одном виде работы. Поэтому каждый урок, отличается разнообразием форм и видов музыкальной деятельности и частым переключением внимания с одного вида на другое. Такая дробность необходима для поддержания заинтересованности учащихся и снижения их утомляемости. Поэтому в ходе одного занятия ученики встречаются не только со слушанием и исполнением музыки, но также и с музыкальной разминкой, вопросами на сообразительность (связанными с основной темой занятия), метроритмическими элементами, слуховыми и ритмическими загадками. В рамках одного занятия выполнение одного задания рассчитано на непродолжительное время - не более 5-6 мин, кроме того, легкие задания чередуются с более трудными, насыщенными по напряжению.

Поскольку для учеников начальных классов достаточно трудным является сохранение неподвижности во время занятия, то для них обязательным является присутствие упражнений и действий с движениями - мини-песен, попевок, в которых ритм подчеркивается хлопками, притопами, приседаниями, простейшими хореографическими элементами. В произведениях более крупных по объему используется прием “метроритмическая инсценировка”, когда движения исполнителей передают содержание песни и действия ее героев.

Интересным для учащихся всегда являются приемы “Ты — дирижер”, когда кто-то из школьников берет на себя роль руководителя классного хорового коллектива, “Ты - композитор”, когда школьники обосновывают характер будущей музыкальной импровизации и пытаются пропеть свою мелодию в нужной стилистике.

Востребованным можно считать чередование коллективного и индивидуального исполнительства, этот прием можно использовать многогранно, в разных сочетаниях. Например, когда сначала отдельные куплеты песни поются по рядам, а припев - все вместе. Или когда дети, сидящие рядом, поочередно поют по одной строчке музыкального произведения, словно передавая друг другу своеобразную эстафету.

И конечно, в каждом занятии обязательно должны присутствовать уже известные ребятам темы и музыкальные произведения, которые в сочетании с новыми сочинениями решают главную задачу всего занятия.

На занятии по музыке особое значение приобретает дисциплина: ведь при знакомстве с музыкальным произведением и при его дальнейшем изучении необходима тишина. Но если школьники утомляются, то приходится прибегать к введению в занятие моментов, позволяющих переключить внимание учащихся и сконцентрировать его на нужном явлении.

Рабочим оргмоментом является обращение к школьникам с просьбой принять правильную певческую посадку. Обычно эффективно срабатывают слова: “Проверьте, правильно ли вы сидите. Помните, кто лучше сидит, тот лучше поет”. Правильную певческую посадку следует контролировать перед каждым эпизодом вокальной работы распеванием, повторением и разучиванием песни, ее исполнением.

Если дети утомлены, то можно предложить им послушать музыку, закрыв глаза ладонями. В этот момент у них прекращается восприятие зрительного ряда и уменьшается число поступающих в мозг раздражителей. Для возбужденной группы несколько раз на уроке следует создавать ситуацию, во время которой к ученикам обращаются с просьбой “послушать тишину”.

Если же класс, напротив, работает несколько пассивно, следует чередовать разноплановые разделы работы. Скажем, после распевания, проведенного стоя, можно предложить прослушать музыку с введением шумового оркестра. После чего учитель может провести повторение и разучивание песни, а завершить урок хорошо ее исполнением стоя - “как на концерте”.

На музыкальном занятии следует чаще применять прием хорового ответа - “по руке”. К примеру, так удобно заучивать имена, отчества и фамилии композиторов - создателей музыкальных произведений, о которых говорится на уроке, названия музыкальных жанров, характеристики мелодий. Имена, отчества и фамилии композиторов, а также новые музыкальные термины, названия произведений необходимо повторять 2-3 раза всем классом, а потом еще несколько раз провести индивидуальный опрос ряда детей, проверив, хорошо ли они запомнили то, что было нужно. Прием хорового ответа по руке способствует возникновению у школьников правильной реакции на дирижерский взмах: он призывает мобилизоваться, чтобы дать верный ответ и чтобы работать вместе всем классом.