Электрический ток в газах

Разделы: Физика


Цели урока:

образовательные: дать понятие самостоятельного и несамостоятельного разряда в газе, познакомить с механизмом образования свободных зарядов в газе, рассмотреть типы самостоятельного разряда и их свойства формировать умения решать качественные задачи, анализировать графики и физические закономерности.

развивающие: развивать творческое мышление, развивать умение применять знания в новой нестандартной ситуации, развивать умение анализировать, делать выводы.

воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопонимание и взаимопощь.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, мультимедийный проектор, плоский конденсатор, набор спектральных трубок, “Разряд-1”, электрофорная машина

Ход урока

1. Организационный момент

Мы живем на дне воздушного океана. В атмосфере наблюдается немало интересных электрических явлений. Вот как описывает в своем стихотворении “Капитаны”

Н.С.Гумилев одно из таких явлений:

(Слайд 2). Презентация

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль летучего Голландца
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти

Целью сегодняшнего урока является изучение электрических явлений в атмосфере и газах. Выяснить условия, при которых возникает электрический ток в газах.

2. Изучение нового материала

Постановка учебной проблемы.

Учитель задает вопрос: перед вами заряженный конденсатор, соединенный с электрометром. Почему заряд конденсатора и электрометра сохраняется?

Учащиеся отвечают: Газы состоят из нейтральных молекул. Поэтому в обычных условиях газы являются хорошими изоляторами.

Учитель ставит опыт: В пространство между пластинами конденсатора вносится зажженная спиртовка. Учащиеся наблюдают уменьшение заряда электрометра.

Учитель задает вопрос: Почему разряжается электрометр? Какую роль играет пламя?

Учащиеся отвечают: В результате нагревания газа происходит его ионизация.

На экране слайд 4: Процесс протекания тока через газ называется газовым разрядом. Проводимость газа можно увеличить путем нагревания или облучением пространства между пластинами конденсатора ультрафиолетовым излучением.

На экране слайд 5: Ионизация – распад молекул на положительные ионы и электроны. Показывается механизм образования положительного иона и электрона

На экране слайд 6: Электрический ток в газах – это направленное движение положительных ионов и электронов.

Учитель задает вопрос: Почему заряд электрометра сохраняется, если действие ионизатора убрать?

Учащиеся отвечают: Если ионизатор убрать, то новых ионов и электронов не образуется. Из положительных ионов и электронов образуются нейтральные молекулы.

На экране слайд 7: Рекомбинация – это образование нейтральных молекул из электронов и положительных ионов

Существует два типа разрядов в газе: несамостоятельный и самостоятельный. На экране слайд 8.

Для исследования зависимости силы тока от напряжения собирают цепь.

Слайд 9. Рассмотрим вольт-амперную характеристику несамостоятельного разряда. Слайд 10. Вопросы для беседы: Как меняется сила тока с увеличением напряжения? (С увеличением напряжения увеличивается сила тока). Почему? (Чем больше напряжение, тем больше заряженных частиц достигает электродов, тем больше сила тока). О чем говорит горизонтальная часть графика? (Все частицы, образующиеся под действием ионизатора, достигают электродов) Если действие ионизатора, убрать, то разряд в газе прекратиться. Это несамостоятельный разряд. При дальнейшем увеличении напряжения наблюдается дальнейший рост силы тока.

Учитель задает вопрос: Что может стать причиной увеличения силы тока? Почему при увеличении напряжения количество зарядов растет лавинообразно? Найдите ответы в учебнике. Учащиеся ищут ответы на вопросы. Обсуждение ответов учащихся. Слайды 11, 12.

Для изучения типов самостоятельного разряда класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание по изучению определенного вида разряда: 1 группа – тлеющий разряд; вторая – электрическую дугу; третья – искровой заряд; четвертая – коронный разряд. После обсуждения заполняется таблица. Обсуждение сопровождается показом демонстраций и слайдов. (Cлайды 15 -36)

Условия Тлеющий Электрическая дуга Искровой разряд Коронный разряд
Состояние газа Разреженный газ Воздух Воздух Воздух
Положение электродов Десятки сантиметров Несколько сантиметров Произвольное Острый электрод
Напряжение Десятки, сотни вольт Десятки вольт Тысячи и миллионы вольт Тысячи и более вольт
Сила тока Несколько миллиампер Десятки, сотни ампер До сотен тысяч ампер Доли ампер

3. Закрепление. Р.№ 910.

Дано:

ni = 2,7•1022 м-3

(ni/n)% -?

Решение:

p = nkT

n =

Вычисление

n = =2,65•1025

ni/n = = 10-3

4. Рефлексия. Учитель задает вопросы:

(ni/n)% = 0,1%1. Что нового узнали на уроке?

2. Что вас особенно поразило при изучении нового материала?

3. Для чего необходимо знать условия протекания различных разрядов в газе?

4. В каких случаях необходимо учитывать эти знания на практике? Приведите примеры.

Учащиеся устно высказывают свое мнение.

5. Домашнее задание: § 124-125, Р.№ 908, 911.

Список использованной литературы

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б, Сотский Н.Н. Физика 10 класс. - М.: Просвещение, 2010.

2. Пинский А.А., Кабардин О.Ф. Физика. Учебник для 10 класса с углубленным изучением физики. – М.: Просвещение, 2007.

3. Рымкевич А.П. Физика. Задачник 10-1 классы. - М.: Дрофа, 2005.

4. Сауров Ю.А. Физика в 10 классе. - М.: Просвещение, 2005.