Познавательный журнал "Хочу все знать!"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Вступительное слово учителя о целях мероприятия (слайд 1).

Вопрос (слайд 2):

Что означает и как произошло выражение «бить баклуши»?

Ответ (гиперссылка слайда 2):

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши!» Что за странное обвинение? Что такое «баклуши» и кто и когда их «бьет»?

С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

Вопрос (слайд 4):

Что означает и как произошло выражение «попасть впросак»?

Ответ (гиперссылка слайда 4):

Можно без конца ломать голову над этим словосочетанием и, если не знаешь истории ремесел в старые времена, ничего не узнать. А ведь означает оно нечто очень простое: попасть в глупое положение, проморгать опасность.

П р о с а к — станок, на котором в старину вили веревки и канаты. Попасть в такой станок на его ходу было делом не из приятных, если он вырабатывал тонкие веревки, и, возможно, довольно опасным в случаях, когда изготовлялись канаты. При работе с просаком рекомендовалось держать ухо востро. Это отлично разъясняет происхождение нашей поговорки.

Вопрос (слайд 6):

Что означает и как произошло выражение «зарубить на носу»?

Ответ (гиперссылка слайда 6):

Вот очень интересное сочетание слов; объяснение его происхождения для большинства будет крайне неожиданным. Смысл этих слов довольно ясен— «зарубить на носу» значит: запомнить крепко-накрепко, раз навсегда. Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать на собственном лице зарубки.

Напрасный страх: слово «н о с» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались «н о с а м и».

В нашем языке жило в старину и еще одно значение слова «нос» - «уйти с носом».

Вопрос (слайд 9):

Что означает и как произошло выражение «держать нос по ветру»?

Ответ (гиперссылка слайда 9):

Во времена парусного флота плавание по морю всецело зависело от погоды, от направления ветра. Штиль, безветрие — и паруса никли, напоминая тряпку. Дул противный, в нос корабля, ветер — и приходилось думать уже не о плавании, а о том, чтобы бросить все якоря — «стать на якорь» и убрать паруса, чтобы не дать воздушному потоку выбросить судно на берег. Для выхода в море нужен был п о п у т н ы й   в е т е р, надувающий паруса и направляющий судно вперед. Связанная с этим морская лексика приобрела образность и вошла в литературный язык. Теперь «держать нос по ветру» значит в переносном смысле: приспосабливаться к обстоятельствам.

Вопрос (слайд 12) : :

Какая связь между Арктикой и медведем?

Ответ (гиперссылка слайда 12):

Не каждому известно, что древнегреческое арктикос образовано от слова арктос — «медведь». Имелось в виду название созвездия Большой Медведицы. Словом Арктика стали называть страны, лежащие под этим созвездием, позже — Крайний (или бескрайний) Север.

Вопрос (слайд15):

Как раньше называли Австралию?

Ответ (гиперссылка слайда 15):

Как Новая Голландия (открыта в 1606 году голландцем В. Янсзоном) превратилась в Австралию:

в 1795 году в Порт-Джексон прибыл двадцатилетний гидрограф с заданием обследовать берега Нового Южного Уэльса — так называли англичане свою юго-восточную колонию. Звали молодого лейтенанта Мэтью Флиндерс, и исследование берегов пятого континента стало делом всей его жизни. Лишь в конце 1810 года Флиндерс возвратился в Англию. Здесь он написал большой четырехтомный труд «Путешествие к Terra Australia», что означало «Путешествие к Южной земле». В нем он предложил переименовать Новую Голландию в Австралию. Предложение было принято. Сначала название появилось в бумагах губернатора колонии Нового Южного Уэльса, а потом перекочевало и на официальные карты. Новый термин был принят географами, потому что он сразу указывал на то, что пятый континент принадлежит Южному полушарию: ведь слово «австралия», как вы уже знаете, и означает «южная земля».

Вопрос (слайд 17) :

Самый простой факт на всех местах земного шара: если встать лицом к северу, то направо будет восток, налево запад, а сзади – юг.

А нет ли на земле такого места, откуда, куда ни повернись, все будет юг? Ни севера, ни востока, ни запада? Один юг!

Ответ (гиперссылка слайда 17):

На Северном полюсе повсюду только одна сторона горизонта, а именно юг.

Вопрос (слайд 19) :

Кому принадлежит фраза: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»?

Ответ (гиперссылка слайда 19):

Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

Вопрос (слайд 21):

Может ли пингвин встретиться с белым медведем?

Ответ (гиперссылка слайда 21):

Нет. Потому что белые медведи обитают в Арктике, а пингвины в Антарктиде.

Вопрос (слайд 23):

Какие существа на нашей планете самые маленькие?

Ответ (гиперссылка слайда 23):

Мельче вирусов нет существ на нашей планете. В обычный оптический микроскоп, даже с очень большим увеличением, их не увидишь. Наблюдать за вирусами можно только с помощью электронного микроскопа. В нем стеклянные линзы заменены электромагнитными, а световой луч — потоком электронов. Электронный микроскоп дает увеличение в 300 тысяч раз!

Самые маленькие вирусы — размером не более 18—20 миллимикрон.

Вопрос (слайд 25):

При отсутствии какой силы Земля содрогалась бы от непрерывных землетрясений (тектонические плиты постоянно сталкивались бы между собой), все ледники сразу же скатились с гор, а по поверхности Земли носилась бы пыль от прошлогоднего ветра?

Ответ (гиперссылка слайда 25):

Сила трения.