Экскурсия в Читай-город. 6-й класс

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 6


Идея заимствована у Милютиной Светланы Игоревны, учителя русского языка и литературы, МОУ «СОШ №1» МО «Островский район» Псковской области

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся, степень усвоения программного материала за курс литературы 5 класса; воспитывать познавательную активность учащихся и любовь к литературе.

Оборудование: компьютер (в течение игры используется Презентация).

Ход мероприятия

I. Вступительное слово учителя

– Добрый день. Сегодня мы совершим увлекательную экскурсию по Читай-городу (Слайд 1). При въезде в этот город (Слайд 2) на высоком постаменте написаны какие-то слова, давайте мы их прочитаем. «Чтение – вот лучшее учение». А вы, ребята, знаете, кому принадлежит это высказывание? (А.С. Пушкину)

– Правильно. А.С. Пушкину – русскому поэту, родоначальнику новой русской литературы, создателю современного русского литературного языка.

– (Слайд 3) В этом городе живут люди, ценящие книги, так как из книг они не только приобретают необходимые им знания, но и учатся добру, гуманизму, терпимости, духовности. Жители города богаты разумом и сердцем, они верят в чудодейственные свойства книги. А вы верите?

– (Слайд 4) Сегодня мы пройдемся по Folk-проспекту, Знай-бульвару, «Крылатой» улице, побываем в Публичной библиотеке, Картинной галерее и Историческом музее.

– Итак, рассаживаемся поудобнее и отправляемся в путь.

II. Знай-бульвар

– Вот главная улица этого города – Знай-бульвар. (Слайд 5) Что это такое? К нам летит какая-то пичужка. Что она несет? Это конверт. Откроем его. (Слайд 6) Ребята, что продолжить экскурсию, нам предлагается выполнить задание: соотнести литературное понятие и определение. Время выполнения 2 минуты. За каждое правильное соотнесение – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

(Командам выдается задание – таблица)

1. Сказ А. Иносказательно изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты
2. Сказка Б. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом
3. Баллада В. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория
4. Повесть Г. Памятник исторической прозы Древней Руси, запись событий по годам
5. Рассказ Д. один из видов эпического произведения, больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ
6. Басня Е. небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека
7. Летопись Ж. Занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях
8. Аллегория З. Сказания или предания о богах и героях, участвовавших в создании природного и культурного мира
9. Миф И. Начало сказки
10. Зачин К. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора

Команды сдают выполненные задания – им открывается ключ (Слайд 7).

Ключ: 1 – к, 2 – ж, 3 – б, 4 – д, 5 – е, 6 – в, 7 – г, 8 – а, 9 – з, 10 – и.

III. Исторический музей

Мы преодолели первый этап нашей необычной экскурсии. (Слайд 8) Теперь мы попадаем в исторический музей. Интересно, что мы там сможем увидеть?

Вот нашему вниманию предлагается витрина с обыкновенными предметами – экспонатами музея. (Слайд 9-12) Что же они нам напоминают? Предметы из произведений. Назовите их. Ответы команды пишут на листочках. Максимальное количество баллов – 8. Работаем 2 минуты.

После того как команды выполнят задание, они узнают правильный ответ (Слайд 13).

стрела «Царевна-лягушка»
санки «Снежная королева»
яблоко «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
кукла «В дурном обществе» (Дети подземелья»)
корзина подснежников «Двенадцать месяцев»
кивер «Бородино»
конопляное семечко «Черная курица, или Подземные жители»
веретено «Спящая царевна»

Слово жюри.

IV. Folk-проспект

Мы продолжаем нашу экскурсию и переходим (Слайд 14) на Folk-проспект. Он вымощен крупным булыжником, по которому нам придется пройти. Первое препятствие – ответ на вопрос.

О чем так говорят: «В них мудро и точно отразилась жизнь народа; создавались многими поколениями людей; темы бесчисленны и безграничны?»

Да, это пословицы. Вам предлагается выполнить такое задание (Слайд 15). Напишите на карточке вторую часть пословицы (закончите ее). Время выполнения – 3 минуты. Максимальное количество баллов – 11.

  • Ученье – свет, …. (а неученье – тьма)
  • Старый друг…. (лучше новых двух)
  • Сам кашу заварил, …… (сам и расхлебывай)
  • Под лежачий камень ….. (вода не течет)
  • Правда в огне не горит…. ( и в воде не тонет)
  • От добра …. (добра не ищут)
  • Труд человека кормит, ….. (а лень портит)
  • Долог день до вечера, …. (коли делать нечего)
  • Грамоте учиться ….. (всегда пригодится)
  • Что посеешь, …… (то и пожнешь)
  • Без труда не выловишь….. (и рыбку из пруда)

Молодцы!

– Какие жанры фольклора, кроме пословиц вы знаете? (Дети называют, а ведущий обращает внимание на таком жанре, как загадки)

С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть. Если мы отгадаем все загадки, то сможем продолжить нашу экскурсию.

Ведущий загадывает загадки командам, кто отгадывает, тот получает дополнительный балл.

Загадки

  1. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
  2. Шел охотник по лесу. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве? (Ни одной)
  3. А эту загадку загадал Сфинкс Эдипу: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, вечером – на трех ногах?» (Человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, т.е. днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах.)
  4. Я хожу, а он остается. (След)
  5. Весь мир одевает, а сама нагишом. (Игла)
  6. Чем больше от нее отбавляешь, тем она больше становится. (Яма)

Жюри подводит итоги.

(Слайд 16) А это что за музыка? Там поют частушки (Приложение). А не спеть ли и нам?

Ведущий выдает командам тексты частушек – ребята по очереди их исполняют.

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем растеряться.

Ставьте ушки на макушку,
Слушайте внимательно.
Пропоем мы вам частушки
Очень замечательно!

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Обещал ребятам Павлик:
– Единицу я исправлю,
Я немножко подучу,
Сразу двойку получу.

Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?

Кто сказал – частушки, вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе?

Мы частушек много знаем,
Знаем целый миллион.
Приезжайте их послушать
Да в родимый наш район.

Хороши наши частушки,
И напев у них простой.
На сегодня петь кончаем –
Ставим точку с запятой.

Мы справились с заданием, и дорога снова стала свободной.

V. Библиотека

– Перед нами красивый дом (Слайд 17). Чтобы узнать, как он называется, отгадайте загадку:

Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
А как зовётся этот дом,
Попробуй, угадай!

(По щелчку появляется отгадка: библиотека)

В этой библиотеке хранятся самые популярные издания литературы XVIII–XX веков. А знаете ли вы эти произведения?

Ведущий читает сюжет, а задача ребят назвать произведение и автора.

  1. Это рассказ о том, как человек в повседневном труде ведет борьбу за существование, познает природу, учится обрабатывать землю, строить, мастерить, вести хозяйство. В этом смысле путь героя, оказавшегося вдали от людей наедине с природой и обустраивавшего свою жизнь заново, повторяет каждый из нас, проходя путь от состояния дикости до создания человеческих условий существования («Робинзон Крузо», Даниэль Дефо)

  2. Будучи маленьким, он летом заблудился в тайге, много дней провел один, а много лет спустя вспомнил об этом происшествии и написал первый рассказ для детей. («Васюткино озеро», Виктор Петрович Астафьев)

  3. Это западно-славянская легенда о братьях-месяцах, встретившихся в новогоднюю ночь у костра. («Двенадцать месяцев», Самуил Яковлевич Маршак)

  4. Это произведение – спор двух великих ученых Коперника и Птолемея о том, что находится в центре: Земля или Солнце. («Случились вместе два Астронома в пиру…», Михаил Васильевич Ломоносов)

  5. Наполеон вошел в оставленную русским полководцем Кутузовым Москву и понял, что русская армия не побеждена, а набирает силы. Эти события легли в основу этого произведения. Назовите его. («Волк на псарне» Иван Андреевич Крылов)

  6. Царь, играя жизнями своих подданных, предлагает им совершить подвиг, проявить смелость. Зрелые мужи – рыцари и латники – не трусы, но они понимают, что желание царя – каприз. Но находится юный паж, который жаждет отличиться и бросается в пучину вод. Без Божьей помощи он бы не вернулся из бездны назад. Паж, вторично бросается в воду, но не получает помощи Бога. Автор осуждает жадность молодого пловца и гордыню. («Кубок», Василий Андреевич Жуковский)

  7. Это произведение было откликом на 25-летнюю годовщину известного сражения. Устами солдата выражается гордость за ушедшее поколение участников сражения и жалоба на нынешнее поколение. («Бородино», Михаил Юрьевич Лермонтов)

  8. А здесь автор рассказывает о своем детстве, проведенном на берегу великой русской реки, припоминает разговоры бурлаков и передает их с совершенной точностью.(«На Волге», Николай Алексеевич Некрасов)

Слово жюри.

VI. Крылатая улица

Продолжаем нашу экскурсию. (Слайд 18) Я предлагаю прогуляться по Крылатой улице.

– В произведениях фольклора, мифологии, классике встречаются очень меткие, ёмкие фразы, многие из которых стали крылатыми выражениями. Большое количество крылатых выражений «вылетело» из басен И.А. Крылова. Попробуйте отгадать, из какой басни крылатое выражение.

  1. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдёт,
    И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)

  2. А вы, друзья, как не садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь. («Квартет»)

  3. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)

  4. А ларчик просто открывался («Ларчик)

  5. Ты все пела, это дело – так поди же попляши («Стрекоза и Муравей»)

А еще есть крылатые выражения, которые родились из мифов Древней Греции и Рима. Отгадайте выражение по его лексическому значению:

  1. путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Выражение возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. (Ариаднина нить)

  2. В одном из мифов сообщается, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода. Поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение, которое употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо. (Ахиллесова пята)

  3. Однажды красивый юноша, никогда никого не любивший, наклонился над ручьем и, увидев в нем свое лицо, влюбился в самого себя и умер от тоски; тело его обратилось в цветок. Имя его стало нарицательным для человека, любующегося собой, самовлюбленного. (Нарцисс)

  4. Выражение употребляется в значении: безотчетный, внезапный, сильный страх, охватывающий множество людей, вызывающий смятение. Возникло из греческих мифов о Пане, боге лесов и полей. Согласно мифам, Пан наводит внезапный и безотчетный ужас на людей, особенно на путников в глухих и уединенных местах, а также на войска, бросающиеся от этого в бегство. Отсюда же возникло слово “паника”. (Панический страх)

  5. Он – один из титанов – похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им, чем подорвал веру в могущество богов. За это разгневанный Зевс повелел Гефесту (богу огня и кузнечного искусства) приковать его к скале; ежедневно прилетавший орел терзал печень прикованного титана. Возникшее на основе этого мифа выражение употребляется в значении: священный огонь, горящий в душе человека, неугасимое стремление к достижению высоких целей в науке, искусстве, общественной работе. Образ Прометея является символом человеческого достоинства, величия. (Прометеев огонь)

  6. Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, основано на греческом мифе. Богиня Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: “Прекраснейшей”. В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война. (Яблоко раздора)

Слово жюри.

VII. Портретная галерея

(Слайд 19) Мы и с этим заданием справились, теперь посетим портретную галерею. Здесь два зала, в одном портреты писателей, в другом – портреты литературных героев.

Первый зал (Слайд 20-22)

Вы проходите по залу, узнаете на портретах писателей и записываете на листочке фамилию, имя, отчество писателя. Балл ставится только в том случае, если названы все части имени. Этот листочек потом передаете жюри.

  • Иван Андреевич Крылов
  • Лев Николаевич Толстой
  • Антон Павлович Чехов
  • Михаил Васильевич Ломоносов
  • Николай Васильевич Гоголь
  • Михаил Юрьевич Лермонтов

(Слайд 24-26) Второй зал

Узнаете того, кто изображен на портрете? А из какого произведения? Напишите.

  • Медной горы Хозяйка, «Медной горы Хозяйка»;
  • Кай, «Снежная королева»;
  • Герасим, «Муму»;
  • Том Сойер, «Приключения Тома Сойера»;
  • Алеша, «Черная курица, ил Подземные жители»;
  • Иван-царевич, «Лягушка-царевна»

Слово жюри.

VIII. Подведение итогов экскурсии

– Наша экскурсия по ЧИТАЙ-ГОРОДУ завершена. Грустно расставаться с его достопримечательностями. Но мы не покидаем этот город навсегда, мы, если захотим, будем прогуливаться по нему каждый раз, когда будем брать в руки книгу. (Слайд 28) Читайте книги. Они откроют перед вами новые миры, научат вас всему, что пожелаете.

Итак, жюри, мы ждем оглашения результатов.

Молодцы!

До новых встреч!!!