Использование метода проектов в решении проблемы табакокурения среди учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Каждый день, как утверждают статистики, тысячи молодых людей во всём мире закуривают свою первую сигарету, укорачивающую жизнь и приближающую смерть. По?исследованиям Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает 1-е место в?мире по?потреблению табака. 43,9 млн?наших граждан курят?-это?39,1% от?общего количества населения. По информации Роспотребнадзора за последние 20 лет количество курильщиков в нашей стране увеличилось на 440 тысяч человек. Ежегодно в стране ?умирает 400 тыс. россиян от?болезней, которые вызваны курением. Кроме того, 80% наших граждан ежедневно подвергаются пассивному курению?- это?окружающие тех, кто?употребляет табак.

Россия опережает все страны мира по темпам роста подросткового курения. В возрасте 15-19 лет курят 40% юношей и 7% девушек, при этом в день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет в день соответственно. Если представить эти данные в абсолютных числах, то окажется, что в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек.

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в нашей стране число курильщиков ежегодно приблизительно увеличивается на 10% за счёт подростков. Дети начинают курить уже в 10-11 лет. В 7-8 классах курят 8-12% школьников, а к окончанию школы - 24%. Среди студентов курят уже 75% юношей и 64% девушек.

В последние годы наблюдается отчетливая тенденция к увеличению распространения табакокурения среди молодежи и более раннему началу регулярного курения.

Понимая всю важность решения вопроса табакокурения в нашем лицее, мы организовали проектную деятельность учащихся 10 класса естественно-научного профиля по данной проблеме. Прежде всего участники проекта решили выяснить реальную картину табакокурения среди учеников 6-11 классов нашего лицея.

Для этого мы с учащимися составили план своего исследования:

  • Собрать материал о влиянии курения на организм человека, используя различные информационные источники.
  • Провести анонимный социологический опрос о табакокурении среди учащихся 6-11 классов лицея.
  • Статистически обработать результаты опроса с построением соответствующих электронных таблиц и диаграмм.
  • Проанализировать собранный материал и сделать соответствующие выводы.
  • Ознакомить педагогическую, родительскую, ученическую общественность с результатами социологического исследования по проблеме табакокурения через все информационные средства лицея, включая Интернет.
  • Рассмотреть проблему табакокурения среди учащихся лицея на педагогическом совете с привлечением широкого круга общественности для выработки совместных эффективных способов решения данной проблемы.

В ходе исследования участники проекта:

  • выяснили историю табакокурения в Европе и России;
  • изучили состав табачного дыма, в котором обнаружено более трёх тысяч токсичных, очень опасных для здоровья человека веществ;
  • собрали достоверную информацию о губительном действии табакокурения на здоровье человека и продолжительность его жизни;
  • создали три презентации на темы "История табакокурения", "Что содержится в табачном дыме?", "Губительное действие табака";
  • провели опрос учащихся 6-11 классов лицея в количестве 486 респондентов с целью выяснить, как они относятся к курению.

В анкеты были включены самые важные моменты, раскрывающие проблему табакокурения среди девочек и мальчиков, понимание ими проблемы, условия, способствующие увлечению табакокурением, занятость подростков, социальное положение и другие. Результаты были представлены в виде электронных таблиц, которые проиллюстрированы диаграммами в форме презентации.

Значимость проекта, на мой взгляд, заключается в том, что результаты, полученные в процессе работы над проектом не оставили равнодушными никого, а главными причинами увлечения подростков курением, как выяснили сами дети являются: влияние друзей (65,7%), желание чувствовать себя взрослым (19,7%), любопытство и желание попробовать новое (7,6%).

Выяснилось, что 42,3% опрошенных не имеют точного представления о губительном влиянии табакокурения на организм человека; борьба за эти 42,3% является основной нашей работой по профилактике табакокурения, так как только на ранней профилактической стадии можно добиться стабильных положительных результатов.

Важным для меня моментом оказалось желание самих учащихся выработать эффективные на их взгляд методы борьбы с распространённым подростковым злом. Они предложили разработать специальную программу под девизом "В нашем лицее никто не курит", в рамках этой программы создать общественный совет по борьбе с курением, систематически вести активную просветительскую работу среди учащихся, начиная с первого класса, их родителей и педагогов; в школьной библиотеке собрать медиа материалы по табакокурению для использования на уроках и классных часах; организовать экскурсии в музей медицинской академии, проводить соревнование классов, свободных от курения; организовать помощь учащимся, желающим бросить курить; ввести постоянную рубрику в школьной газете "Пятнашка" о вреде курения; категорически запретить всем лицам курение на территории лицея; учителям всех предметов находить возможность на своих уроках как можно чаще вести пропаганду здорового образа жизни против курения; поручить медицинскому персоналу лицея разработать курс занятий, посвящённых борьбе с курением.

Результаты проекта были одобрительно приняты всеми участниками образовательного процесса, внесены отдельным пунктом в решение педагогического совета и являются программным документом для дальнейшей работы над серьёзной проблемой сохранения и укрепления здоровья учащихся лицея. (Приложение)