Влияние творческой деятельности на социальную реабилитацию "особого" ребенка

Разделы: Коррекционная педагогика


Более десяти лет я работаю педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества «Искорка» с сельскими детьми, у которых ограничены возможности здоровья. За этот период накоплен большой материал и опыт работы с данной категорией детей. Нынешнее положение в работе с «особыми» детьми характеризуется неустойчивостью и рядом проблем.

Реабилитация детей-инвалидов возложена в нашем государстве на медицинские учреждения и социальные службы. Несогласованность в их действиях, а также недооценка влияния социальной сферы, как важнейшего воспитательного фактора, нередко затрудняют процесс реабилитации. Практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с нарушениями здоровья обусловлены не только биологическими (наследственными) факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей: ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность.

Особенно остро стоят эти проблемы в сельской местности. Причины тому: отдаленность от города, низкое материальное положение семей, отсутствие специалистов по реабилитации детей. Как правило, у «особых» детей на селе еще более ограничено общение со сверстниками, не похожими на них, и взрослыми людьми. Это затрудняет их адаптацию в обществе. «Особые» дети имеют различные формы заболеваний: нарушение опорно-двигательного аппарата и детский церебральный паралич, мышечная дистрофия, заболевание печени, энцефалопатия, порок сердца, заболевания дыхательных путей, физические недостатки. Но и есть общие проявления: нарушение речи; недостаточная координация движений рук; отсутствие ловкости; сильное напряжение мышц.

Данная проблемная ситуация побудила меня разработать образовательную программу «Детство: равные возможности», направленную на социализацию «особых» детей и реализовать ее на практике. Помочь «особым» детям войти в мир взрослых и сверстников, научить их действовать и творить в нем – вот основное предназначение данной авторской программы.

Образовательная программа рассчитана на четыре года реализации, она предполагает решение проблем социальной адаптации детей-инвалидов через активное включение их в социальные и межличностные отношения.

Цель программы: создание условий для социальной адаптации «особых» детей в общество нормально развивающихся сверстников посредством развития их творческих и коммуникативных способностей в процессе овладения различными видами народных ремесел.

Задачи:

  • обучить практическим навыкам по различным видам народных ремесел;
  • обеспечить развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
  • способствовать приобретению ребенком социального опыта.

Новизна данной программы определяется тремя существенными моментами.

Организация индивидуального надомного обучения. Обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальном подходе, сопряжено с рядом трудностей. Длительная изоляция ребенка негативно сказывается на формировании его коммуникативных навыков, мотивации к любой активной деятельности. Продолжительность обучения зависит от возможностей и способностей ребёнка к деятельности.

Программой предусмотрен постепенный переход ребенка от индивидуальных занятий к деятельности в группе сверстников.

Включение «особого» ребенка в группу здоровых сверстников (14 детей), где предоставлены равные права и возможности всем, независимо от особенностей развития и способностей. Взаимоотношения детей – инвалидов и здоровых детей – мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Тесное сотрудничество педагога с родителями. Автор исходит из того, что родитель является активным субъектом образовательного процесса. Поэтому необходимо заинтересовать родителей увлечением ребёнка, сделать их своими единомышленниками.

Наблюдая, как меняется их ребёнок от занятия к занятию, как растёт и совершенствуется его мастерство, родители начинают меньше его опекать, больше ему доверять, предоставлять больше самостоятельности.

Ключевая идея реабилитации заключается в построении разумной перспективы будущей жизнедеятельности ребенка.

Дети с ограниченными возможностями – сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагог ждет достаточно долго. С этими детьми труднее установить «обратную связь», чем с их нормально развивающими сверстниками. У «особых» детей чаще всего наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Поэтому приходится включать в образовательный и воспитательный процессы многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. В работе используются такие формы занятий, как занятие – путешествие, занятие – игра, занятия с элементами психотерапии – рисования, сказки, музыки (Приложение 1, Приложение 2).

Занимаясь в объединении, дети знакомятся и осваивают практические навыки по народным ремеслам, таким как плетение, народная игрушка, лепка, вязание, вышивка, роспись. Обучение ребенка ремеслу способствует его мотивации к познанию и творчеству, дает возможность творческого самовыражения, а в перспективе, и возможность обеспечить средства к существованию.

Пермский край издавна был разделен на промыслы. Береста – это «хлеб» Чусовского района, в Оханске – это ива, в Орде – знаменитое на всю Россию гончарное производство. Были раньше ниши производства товаров, которые «приписывались» к тому или иному месту. Со временем ситуация резко изменилась. И сейчас мы в чем-то должны вернуться назад и начать возрождать ту продукцию, которая будет иметь спрос у потребителей.

В своей программе автор решила соединить на практике старину и современность. Современность – это когда «особые» дети, обучившись старинным ремеслам, могут заработать себе на жизнь. Изготовленные своими руками настенные украшения, забавные игрушки, сувениры способны сделать дом непохожим на другие, наполнить его уютом и душевным теплом. Хотя народные ремесла – старина, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Осваивая народные ремесла, дети развивают творческие и коммуникативные способности, нравственные качества личности, самовыражаются и самосовершенствуются, некоторые из них определяются с выбором профессии. Занимаясь в объединении, дети находят себе друзей, они не чувствуют больше себя одинокими и беспомощными. Такие дети с желанием приходят заниматься любимым делом, принося радость себе и окружающим.

Кроме занятий творчеством в процессе занятий, дети совместно с родителями проводят общие мероприятия: праздники, экскурсии, походы, художественные мастерские, выставки.

Автор считает, что результативность кружковой работы во многом зависит от умения педагога поддерживать интерес ребенка к собственным достижениям и успехам и его товарищей через создание условий для демонстрации достижений каждого ребенка в форме участия в выставках, конкурсах, мероприятиях досугового плана. Особое внимание обращается на воспитание чувства гордости у ребят за достижения своих друзей.

Ребята, занимающиеся по программе «Детство: равные возможности» – постоянные участники и призеры различных выставок декоративно-прикладного творчества, олимпиад, конкурсов на муниципальном, краевом, всероссийском, международном уровнях.

Таким образом, в рамках программы педагог не только помогает овладеть основами народных ремесел, но и создает условия для формирования у ребёнка статуса здорового члена общества, снятия у него комплекса неполноценности через творческое самовыражение и доброжелательное общение со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Белкина В.И. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Вернер Дэвид. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: Филантроп, 2008.
  3. Зиневич-Евстигнеева Т.Д. Тисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. – СПб.: Детство-пресс, 2007.
  4. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-6 лет. – М.: Гном, 2010.
  5. Ильина Е.Т. Особый ребенок. Проблемы и решения. – М.: Научно-методическая фирма «МБН», 2009.
  6. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Арти, 2008.
  7. Старобина Е.М. Профессиональное образование инвалидов. – М.: 2010.
  8. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. – М.: 2009.
  9. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. – М.: 2011.

Приложение 3.