Повторение и обобщение по теме "Состав слова". Упражнения на закрепление

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (248 кБ)


Цель: Закрепление учебного материала через дидактические игры и упражнения.

Задачи:

  • Обобщать и систематизировать знания учащихся по теме «Состав слова», учить применять полученные знания при выполнении упражнений;
  • Развивать память, внимание, быстроту мышления, устную речь через комплекс коррекционных упражнений (составление ассоциативного ряда слов, разгадывание загадок, анаграмм, работа по таблице с буквами, по образцу и др.);
  • Активизировать положительную учебную мотивацию через дидактические игры и упражнения.

Ход урока

I. Организационный момент

(подготовка рабочего места, настрой на работу)

II. Психогимнастика «Сегодня на уроке я самый…»

Цель: активизация положительной учебной мотивации

– Продолжите фразу «Сегодня на уроке я самый…»

Ученикам предлагается выбрать одно из предложенных продолжений фразы, напечатанных на листочках (самый умный, самый внимательный, самый любознательный, самый тихий и др.)

III. Дыхательная гимнастика «Свеча»

Цель: развитие правильного дыхания

Детям раздаются листки бумаги размером 4 см × 8 см. Исходное положение: сидеть прямо, свободно; нижний конец бумаги нажат большим и указательным пальцами правой руки; верхний конец расположен на уровне полости рта на расстоянии 15–18 см.

Спокойно и глубоко вдохнуть, задержать дыхание на счет «раз» – «два». Затем сделать медленный равномерный выдох, так, чтобы струя выдыхаемою воздуха отклоняла верхний конец бумаги под одним и тем же углом (30–40°).

Пламя воображаемой свечи должно отклоняться, но не угасать. Учащимся следует сказать, что «не надо выдыхать воздух с силой, до последнего». Когда возникнет ощущение, что воздух сам вышел из легких, надо сделать короткую задержку и не делать произвольно вдох, он произойдет автоматически.

IV. Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»

Цель: развитие мелкой моторики

Две сороконожки бежали по дорожке
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали, так друг друга целовали,
Так друг друга обнимали, что мы еле их разняли.

V. Минутка чистописания

Цель: развитие мелкой моторики

– Записываем в тетрадь число, прописываем элементы с доски.

(индивидуальная работа – с направляющей помощью учителя)

VI. Повторение пройденного материала «Вспоминаем правила»

Цель: развитие долгосрочной памяти через запоминание и воспроизведение правил

– С опорой на буквы воспроизвести правила: (на экране появляются буквы. Затем полностью правила)

  • К – Э О Ч Р С (Корень – это общая часть родственных слов)
  • П – Э Ч С К С П К И С Д О Н С (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
  • С – Э Ч С К С П К И С Д О Н С (Суффикс– это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  • О – Э И Ч С К С Д С С В П (Окончание – это изменяемая часть слова,которая служит для связи слов в предложении)

VII. Упражнение «Ассоциативный ряд»

Цель: развитие образной памяти, быстроты мышления, активизация словарного запаса.

– Вспомните ассоциативный ряд слов к слову: (слова давались в течение 1-2 месяцев)

(на экране появляется одно слово, после называния учениками ассоциативного ряда, открываются другие слова)

  • Осень
    роса, листопад, холод, дождь, иней
  • Стол
    учебник, пенал, альбом, карандаш, стул
  • Доска
    мел, магнит, число, цифра, указка
  • Журнал
    учитель, оценка, роспись, фамилия, обложка
  • Класс
    учитель, ученик, цветы, лампа, гардина

Какие из названных слов являются однокоренными? Почему?

– Можно ли назвать однокоренными слова: число, цифра? Почему?

– Составьте ассоциативный ряд к слову:

  • День

VIII. Упражнение «Разгадай слово»

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, быстроты мышления.

– Определите закономерность составления слов в первой строке, найдите пропущенное слово:

(строчки со словами появляются поочередно на экране, после разгадывания появляется правильный ответ)

тропа (прок) склон   локон (клуб) брусок   спорт (роса) паста
корма ( ? ) метро   весло ( ? ) треска   магия ( ? ) карта

– Составьте ряд однокоренных слов к получившимся словам, использую приставки и суффиксы

IX. Физминутка. Зрительная гимнастика «Близко-далеко»

(ученики, стоя у окна, находят глазами названные учителем предметы)

X. Упражнение «Найди отгадку»

Цель: Развитие внимания, мышления, зрительной памяти

– Разгадайте загадку и найдите ответ в таблице с буквами:

(задание на экране, после разгадывания слова, правильный ответ выделяется цветом)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...

– Запомните расположение слова в таблице, найдите и прочитайте слова в других таблицах:

Определите, на какое правило данные слова, расскажите правило, подберите проверочные слова.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая,
Вещунья белобока, а зовут ее ...

Запомните расположение слова в таблице, найдите и прочитайте слова в других таблицах:

– Определите, на какое правило данные слова, расскажите правило, подберите проверочные слова.

– Вспомните и запишите все слова-ответы, подчеркните орфограммы.

(работа в тетрадях, один ученик у доски)

XI. Физминутка. Кинезиологическое упражнение «Солнце и цветок»

XII. Работа по учебнику.

Устный разбор упражнения для самостоятельного выполнения (д/з)

(индивидуальная работа – часть упражнения)

XIII. Упражнение «Зрительный диктант»

Цель: Развитие слухового и зрительного восприятия, оперативной памяти, процессов мышления активизация словарного запаса.

(все работаю в тетрадях, один ученик у доски за шторкой)

  • Запишите слово под диктовку: 2-2; 1-4, 2-1, 5-5, 4-1, 1-5 (первое число – номер столбика слева направо, второе число – номер строчки сверху вниз, например 3-1 – д; 5-4 –е)
  • Опишите предмет, не называя его.
  • Выполните разбор по составу.
  • Выполните разбор слова, как части речи.
  • Составьте 3 словосочетания (сущ.+прил.,сущ.+глаг., сущ+предлог+сущ.)
  • Составьте предложение из данных словосочетаний. Выполните разбор предложения, начертите схему.

XIV. Подведение итогов урока. Оценивание и выставление отметок