Литературная гостиная "Его мы называем первым" (по творчеству А.С. Пушкина)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: расширить знания о жизни и творчестве поэта, приобщить к искусству пушкинского слова, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся, воспитывать чувство гордости за национальную поэзию.

Оборудование: интерьер 19 века, на столах и фортепиано горят свечи, на задней стене – портрет А.С.Пушкина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка И.С.Баха «Хоральная прелюдия».

Чтец читает стихотворение:

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт:
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова....
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова.
Но в совершенстве хладный камень
Его черты нельзя замкнуть
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый.
Он – Пушкин и бессмертен он!

Хозяйка салона Софи Дельвиг: Дамы и господа! Сегодня наш дом, дом Дельвигов, открыт для тех, кто по-настоящему любит А.С.Пушкина. Пушкина-поэта, Пушкина-прозаика, Пушкина-человека. Он в наших мыслях, наших сердцах, он в своих стихах, он – повсюду и всегда!

А.А.Дельвиг: Надеемся скучать вам не придётся. О Пушкине, нашем дорогом Французе, как звали его в лицее, нашем Алексе, мы поговорим здесь. Софи, прошу… (Она садится за фортепиано, играет вальс А.Грибоедова.)

Слуга: Мария Волконская, А.И.Тургенев.

Дельвиг: Александр Иванович ! Княгиня! Добро пожаловать в наш салон. Сегодня мы ведём речь о нашем общем любимце – Александре Сергеевич Пушкине.

Княгиня Волконская: Когда-то мы были очень дружны. В Кишеневе он запросто приходил к нам. В то время он был непостоянным, то пылал страстью, то был в депрессии, то шутил, то злился, то дрался на дуэлях, то просто грустил. Помните он написал: «Я пережил свои желанья».

Дельвиг: Тургенев,ты тоже был в Кишенёве одновременно с Пушкином.

А.И.Тургенев: Княгиня права! Кишинёвский Пушкин ударил в рожу одного боярина и дрался на пистолетах с одним полковником, но без кровопролития. Да вот же он, полковник Старов.

Старов: Мы дрались с ним дважды, я предложил помириться. Пушкин с уважением, как сказал он сам, принял моё предложение. И хорошо сделал! Я ему так и сказал! Александр Сергеевич! Это вы ещё более увеличили моё уважение к вам, и я должен сказать по правде,что вы так же хорошо стояли под пулями, как хорошо пишете.

Тургенев А.И.: Не зря же он написал:

Мне бой знаком – люблю я звук мечей.
Он первых лет поклонник бранной славой.
Люблю войны кровавые забавы,
И смерти мысль мила душе моей.
Во цвете лет свободы верный воин,
Перед собой кто смерти не видал,
Тот полного веселья не вкушал
И милых жен лобзаний не достоин.

Слуга: Не угодно чаю?

Софи: Подавай гостям. А я хочу угостить вас живыми картинами. Актёры моего театра приготовили их. (Инсценирование эпизода из повести «Метель». Звучит вальс Г.Свиридова к повести «Метель».)

Алёна Пелёнкина: Чай – это замечательно. Но лучше вы, Николай Николаевич, расскажите о своей встрече с Пушкиным в 1820 году.

Раевский: Я хочу рассказать вам о знаменитом дубе, который стоит на тракте Ростов – Новочеркасск. Он заметил, что на ветке дерева сидит девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным расшитым поясом.Он сказал мне: «Смотри, Николас, русалка на ветвях сидит». А я ответил: «На дубе сидит девка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел русалку. За это и люблю тебя, Пушкин».

Алёна: Погоди, душа моя, мой внучок так славна читает эти стихи. Привидите-ка Серёженьку.

(Мальчик читает «У лукоморья дуб зелёный..»)

Дельвиг: Однажды, увлёкшись молодой цыганкой Земфирой, Пушкин пристал к цыганскому табору и исчез на неделю. Эти дни он прокочевал с цыганами.

Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

(Исполняется цыганcкий танец.)

Cофи: Давайте господа, посмотрим живую картину наших актёров из поэмы «Цыганы». (Аплодисменты)

Слуга: Князь Вяземский Пётр Андреевич, княгиня Вяземская Вера Федоровна!

Дельвиг: (целует руку ) Княгиня Вера! Очень рад вас видеть! За вами долг!

Княгиня Вера: Со мной мой альбом. Вот тут он (Александр) написал:

Гонимый рока самовластьем
От пышной далеко Москвы,
Я буду вспоминать с участьем
То место, где цветёте вы.
Столичный шум меня тревожит;
Всегда в нём грустно я живу –
И ваша память только может
Одна напомнить мне Москву.

Вигель: Князь, довольны ли вы племянником Василия Львовича? Я очень дорожу вашим мнением, Асмодей.

Вяземский: Стихи племянника-чертёнка чудесно хороши. В дыму столетий. Это выражение – город. Я всё бы отдал за него движимое и недвижимое. Какая Бестия!

Вигель: Жуковский назвал его надеждой нашей словесности, будущим гигантом, который всех перерастёт.

Вяземский: Вы правы, Вигель, Жуковский от Пушкина был в восторге. Но его шалости умиляли далеко не всех. Вы ведь его считали слишком необузданным.

Вигель: Да, однажды он написал о себе:

А я, повеса вечно-праздный,
Потомок негров безобразный,
Взрощенный в дикой простоте,
Любви не ведая, страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний;

Вяземский: Да, Константин Батюшков всё ворчал и говорил «О, как стал писать этот злодей!» А про меня написал премиленькую эпиграмму:

Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой,
Богатство, знатный род – с возвышенным умом,
И простодушие с язвительной улыбкой

Софи: (хлопает в ладоши) Очаровательно! Но мы уже заскучали! Не пора ли нам танцевать? Помните танцевальные вечера у Севериных?

(2 пары исполняют полонез. )

Меценат: Мне бы очень хотелось представить вам, господа самую ценную часть из моей коллекции –портрет А.С.Пушкина. Это работа Василия Андреевича Тропинина. Я принёс его с собой, чтобы показать вам.

Офицер: В Москве в один год были написаны 2 замечательных портрета А.С.Пушкина.

Дама: Позвольте, господа, я расскажу вам всё, что я слышала в свете о семье Тропинина. Известно, что будуший художник родился в Новгородской губернии в семье крепостных, принадлежащих графу Миниху. Детство художника было относительно благополучным, так как его отец управлял имением графа. Он даже получил вольную, но это не распространялось на его детей.

Гимназистка: Когда же у Тропинина впервые проснулся интерес к живописи?

Дама: Известно, что именно в Новгородской школе он получил свои первые уроки рисования,которые не забыл и после её окончания, когда мальчика взяли в господский дом на побегушки.

Любительница искусства: Я даже слышала, что юный художник был наказан за то, что, собрав обувь для чистки, часто забывал порученное ему дело и рисовал углём и воском прямо на стенах людской.

Дама: Трудная судьба выпала этому талантливому человеку. Впоследствии урывками он будет брать уроки у одного французского художника,а потом тайно начнёт посещать Академию художеств.

Любительница искусства: Тропинина в качестве «приданого» будущей жены передадут другому хозяину, за которым он будет вынужден следовать во всех его поездках. И только на 47 году жизни, христосуясь на Пасху со своими господином, вместо крашеного яичка получит от него долгожданную вольную.

Офицер: Мне известно, что портрет был заказан Пушкиным для С.А.Соболевского, которому хотелось сохранить изображение поэта в домашнем платье, с заветным перстнем на большом пальце.

Любительница: Уже существует предположение,что Тропинин писал с натуры только лицо, а одежду придумывал сам.

Гимназистка: Интересно, а как восприняли портрет в свете?

Меценат: У меня с собой статья Н.А.Полевого, опубликованная 6 июля 1927 в журнале «Московский телеграф.» Вот что он написал: (читает)

«Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина столь определенна и выразительна, что каждый живописец сможет схватить её, вместе с тем и так изменчива, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие. Действительно, гений пламенный, оживающий при каждом новом впечатлении изменяет выражение лица, которое составляет душу...Надеемся, что знатоки оценят превосходную работу сего портрета. Тропинин уже известен публике другими произведениями, за которые Академия художеств приняла его в число сочленов своих. Его должно причислить к числу тех артистов, которые делают честь отечеству своими необыкновенными талантами».

Софи: Да, высокая оценка! И всё же о любви удавалось великолепно писать только Пушкину. Вы можете в этом убедиться сами. (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Дельвиг: Давайте попросим Анну Керн исполнить романс, который ей посвятил Пушкин.

Керн: Я исполню романс «Я помню чудное мгновенье».Я нашла эти стихи в одной из глав романа «Евгений Онегин». Здесь же были написаны мои инициалы, так я поняла, что это посвящено именно мне. (Исполняет романс)

Керн: А теперь, господа,предлагаю поиграть. Будем зачитывать эпиграммы и остроумные стихи, а все будут отгадывать,на кого написано или кому посвящено стихотворение.

(Все аплодируют. Из альбомов зачитывают эпиграммы, все смеются,отгадывают.)

Волконская:

Бывало, дружеской порою,
Окончив славу брань с противной стороны,
Повесит меч войны средь отческие кущи,
А трагик наш Бурун, скончав чернильный бой,
Повесит уши. (На Рыбушкина)

А.И.Тургенев:

Зачем кричишь ты, что ты дева
На каждом девственном стихе?
О, вижу я, певица Ева
Хлопочешь ты о женихе. (На Пучкову)

Дельвиг:

Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец. (На Воронцова)

Офицер:

Не спрашивай,зачем душой остылой
Я разлюбил весёлую любовь
И никого не называю милой –
Кто раз любил, тот не полюбит вновь. (А.П.Керн)

Меценат:

Не мысли гордой свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты. (Издателю Плетневу)

Княгиня Вера:

Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад.
Нет, нет – вы мне совсем не брат:
Вы дядя мне – и на Парнасе. (В.Л.Пушкину)

Вяземский:

Я не совсем еще рассудок потерял,
От рифм бахических шатаясь на Пегасе,

Позвольте, я вам загадаю загадку, которую мне прислал Константин Батюшков в 1817г.?

Три Пушкина в Москве – и все они поэты.
Я полагаю, все они имеют леты.
Талантом, может быть, они и не равны,
Один другого больше пишет.
Один живёт с женой, другой и без жены,
А третий о жене и весточки не слышит
(Последний – промеж нас я молвлю – страшный плут)

Слуга: Князь Горчаков Александр Михайлович, Осипова Александра Ивановна!

Офицер:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе, фортуны блеск холодный.
Не изменил души твоей свободной.
Все тот же ты для чести и друзей!

(Звучит вальс, пара танцует.)

Горчаков: Замечательно. Как написал Пушкин:

Однообразный и безумный
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.

Дельвиг: Как он гениален, наш Пушкин!

Дама-инкогнито: Я посвятила ему несколько строк:

Вдруг все стеснилось, и с волненьем,

Одним стремительным движеньем,
Толпа рванулася вперед.
И мне сказали: «Он идет!»
ОН, наш поэт, он, наша слава,
Любимец общий, величавый
В своей особе небольшой,
Но смелый, ловкий и живой.
И долго, долго в грезах сна
Арабский профиль рисовался,
Взор вдохновенный загорался.

Софи: А теперь игры, игры, игры! Пушкин очень их любил! Центон по Пушкину. Дельвиг, прочитайте!

Дельвиг: (с места)

Жил-был славный царь Дадон,
С Петушком стал княжить он.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы,
У ворот блистают латы –
То хранят его палаты
33 богатыря,
У него невеста есть.
Что не можно глаз отвесть.
Но как-то в грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился черни мглы туманной...
С тех пор и нет Людмилы милой,
Похищена безвестной силой.
Тогда наш царь всю поднял рать,
Пошёл он нечисть воевать.
И королевич Елисей,
Невесты не найдя своей,
Легко промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
Онегин следом: «Я с тобой!»
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и камень
Не столь различны меж собой!
Ночь настала, месяц всходит,
Поле всё Дадон обходит,
Входит с гуслями в шатёр
И садится за прибор.
Царь-девица тут встаёт,
Знак к молчанью подаёт.
Кот учёный песнь заводит,
Девы пляшут в хороводе,
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил...

Софи: Назовите,из каких произведений составляли этот центон? (Гости отвечают)

Волконская: Давайте поиграем в буриме.

Составление стихов на заданные рифмы:

Взоры – Авроры
Чудесный – прелестный,
Проснись – явись. (Гости читают)

Дельвиг: А вот что получилось у А.С.Пушкина.

Звучит музыка П.Чайковского «Времена года».Чтец читает стихотворение «Зимнее утро».

Алена: Я вот весь вечер пасьянс раскладываю, а как вы думаете, господа, мог ли Германн (главный герой «Пиковой дамы») раскладывать пасьянсы?

А.И.Тургенев: Вполне мог, ведь это сейчас модная интеллектуальная игра,которая развивает наблюдательность, а также помогает скоротать время, снимает напряжение после трудового дня.

Софи: Я приглашаю посмотреть вас «живую картину» из повести «Пиковая дама». (Отрывок инсценируется)

Дельвиг: Я приготовил вам фанты. Тяните, господа, фанты!

Вигель: Исполните что-нибудь из Пушкина на французском языке. (Читает стихотворение на французском языке)

Офицер: Этому фанту росчерком пера изобразить профиль хозяйки салона. (Рисует в альбоме портрет хозяйки салона).

Горчаков: Прочитайте ваше любимое стихотворение А.С.Пушкина. (Читает наизусть)

Софи: Наш вечер подходит у концу. О Пушкине всегда хочется говорить слишком много. Потому что мы все его безумно любим. Давайте напоследок послушаем романс.

(Звучит романс «Я вас любил» ).