Атомы химических элементов. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (499 кБ)


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Технология: традиционная

Задачи урока:

  • а) образовательные: закрепить, повторить и обобщить знания обучающихся о строении атомов химических элементов на основании их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, о природе химической связи;
  • б) развивающие: развивать умение применять теоретические знания при выполнении заданий различного уровня сложности, развивать внимание, воображение, мышление, память;
  • в) воспитательные: формировать мировоззрение, коллективизм, содействовать повышению интереса к предмету.

Оборудование: Периодическая таблица Д.И. Менделеева, ИК-средства обучения, карты-лабиринты, карточки с заданиями.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент. Вводное слово учителя.

Весь класс заранее поделен на 4 группы. Учитель сообщает тему и задачи урока.

II. Обобщение и систематизация знаний.

1. Положение химических элементов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Задание 1 всему классу: найдите в каждом ряду один химический элемент, который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и объяснить причину своего выбора. На слайде:

а) H He Ne Ar
б) H Li Be B
в) Fe Co Ni Ar
г) F Cl Mn Br

Запишите правильный ответ.

2. Взаимосвязь строения атома и положения химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева.

а) Задание 2 один человек выполняет у доски, учитель и весь класс контролируют правильность выполнения задания.

Задание: определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в периодической таблице Д.И. Менделеева, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 г. в солнечном спектре. На доске:

Строение атома Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева
порядковый номер номер периода номер группы
1. Заряд ядра Г Д Ж
2. Число электронов в атоме Е З К
3. Число протонов в ядре Л М Н
4. Число нейтронов в ядре атома Ю У С
5. Число электронов в наружном слое атома О П И
6. Число электронных слоев (энергетических уровней) в атоме Ч Й Я

Ответ: Гелий

б) Задание 3 обучающиеся выполняют в карточках в своих группах. Карточки у всех групп одинаковые. После выполнения задания учитель собирает карточки на проверку и показывает правильный результат. Задание на карточках: заполните графы в таблице в соответствии с приведенными данными. Сумма цифр третьего, четвертого и пятого столбцов равна относительной молекулярной массе азотной кислоты (HNO3).

Название химического элемента Электронные формулы Порядковый номер Номер периода Номер группы
    4    
  1s2 2s2 2p3      
      2 4
  1s2 2s2 2p6 3s23p6      

3. Изменение свойств атомов химических элементов. Химическая связь.

Задание 4 выполняется по разным карточкам в группах самостоятельно.

Задания в карточках:

Карточка №1

Какие суждения о строении и свойствах атомов, приведенные в левом столбце, соответствуют понятиям из правого столбца:

1) Атомные радиусы уменьшаются с увеличением зарядов ядер атомов.
2) Атомные радиусы увеличиваются с увеличением зарядов ядер атомов.
3) Одинаковое число электронов на внешних энергетических уровнях атомов.
4) Металлические свойства ослабевают с увеличением заряда ядер.
5) Металлические свойства усиливаются с увеличением заряда ядер.
а) главная подгруппа
б) группа
в) период

Карточка №2

Какие из попарно приведенных свойств не взаимосвязаны между собой:

а) большие значения атомного радиуса и электроотрицательности;
б) небольшое значение атомного радиуса и сильно выраженные неметаллические свойства;
в) большое значение атомного радиуса и сильно выраженные металлические свойства;
г) небольшое значение электроотрицательности и большое значение атомного радиуса;
д) небольшое значение электроотрицательности и слабо выраженные металлические свойства?

Карточка №3

Определите в каком ряду пары атомов расположены в порядке последовательного увеличения смещения общей электронной пары:

а) F – F, H – F , Na – F
б) F – F, Na – F, H – F
в) Na – F, F – F, H – F
г) H – F, F – F, Na – F
д) Na – F, H – F, F – F.

Карточка №4

В каком из рядов соединения расположены в порядке увеличения полярности связи:

а) CH4, HF, HCl, H2O, NH3
б) HCl, CH4, NH3, HF, H2O
в) CH4, HCl, NH3, H2O, HF
г) HCl, CH4, H2O, NH3, HF
д) HF, CH4, HCl, NH3, H2O.

После самостоятельной работы в группах представителями от каждой группы оглашаются результаты и оцениваются другими группами и учителем.

4. Задание 5 игра в «Крестики- нолики» на определение вида химической связи выполняют на доске представители из каждой группы по очереди, после выполнения проверяются всем классом и оцениваются учителем.

Задание на доске: исходя из вида химической связи, определите для каждого случая выигрышный путь, если его составляют вещества с а) с неполярной ковалентной связью, б) полярной ковалентной связью, в) ионной связью, г) ионной связью.

а)
NH3 NaI I2
Cl2 N2 NaCl
CH4 F2 NaF
  в)
H2S CH4 KBr
HCl NaCl H2O
CaCl2 N2O MgF2
         
б)
CH4 H2S HCl
Br2 HF CaCl2
NH3 N2 H2O
  г)
H2O CaF2 NaF
CsCl HCl RbBr
Cl2 NH3 LiI

5. Игра-лабиринт проводится самостоятельно в группах по картам-лабиринтам. Та группа, которая быстрее выполнит задание, озвучивает результат. Учитель проверяет правильность выполнения задания и показывает правильный ответ.

Задание: найдите путь в лабиринте, который приведет вас к финишу, принимая за исходные разные клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильное, то продолжайте путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет».

III. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок. Завершающее слово учителя.

Список литературы:

  1. Тыльдсепп А.А.Мы изучаем химию [Текст]: учебное пособие / А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  2. Габриелян О.С. Химия 8 кл: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8» [ Текст] / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М: Дрофа, 2007. – 176 с.:ил.