Экологическое воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа


Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, поэтому в начальной школе идет процесс поиска подходов для формирования экологической культуры младших школьников. Пришло время, когда экологическая воспитанность людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты. К мысли об охране природы человек пришел давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкимимногие животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодия, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологические затраты подчас исчисляются миллиардами Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.

Человек, получивший экологическое образование, будет точно знать, что можно делать в окружающей среде и как, а чего делать нельзя. Если таких людей будет большинство, вопрос об экологическом кризисе природной среды будет снят с повестки дня и человечество сможет смело смотреть в будущее. Любовь в природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Я уверена, что любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства. Варварское отношение некоторых людей к природе – результат определённого воспитания в детстве. Убедительны слова Сухомлинского: к тому, кто глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная задача его – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Что такое экология? Это наука, изучающая то, как биологические организмы объединяются в сообщества, как и сами организмы, и их сообщества взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Слово «экология» происходит от двух греческих слов: oikos – жилище и logos – учение. В дословном переводе «экология» – это учение о жилище, доме. А домом для всего живого на Земле, в том числе и человека, является природная среда. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления.

Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа – основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и естественнонаучные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т.д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Таким образом, содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.

Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения – все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды. Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Окружающий мир"(1 класс, I-IV).Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.

Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока. Получая определенную систему знаний на уроке "Окружающий мир", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие – надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи – все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость – значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:

  • базовое образование: курс «Мир вокруг нас» (автор – А.А. Плешаков) и использование межпредметных связей;
  • разработка и реализация экологических проектов;
  • организация внеклассной работы по экологии;
  • вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;
  • организация экологической работы в школьном летнем лагере;
  • организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.

Для достижения лучших результатов по программе курса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» я использую разнообразные формы проведения уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-проект и другие.

На уроках русского языка:
– сочинения на темы: «Что меня удивило на экскурсии?» «Мой посёлок в будущем», «Могу ли я помочь природе» и другие.
– сочинение сказок, например: «О чем шепчет березка», «Подслушанный разговор животных» и другие.

Краеведческий и экологический материал включаю в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Чтение, внеклассное чтение:
– чтение и обсуждение книг о родном крае;
– знакомство с русскими поэтами.

Математика:
– решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

Технология:
– работа с природным материалом;
– использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.

Ведущая тенденция программного изложения – интеграция, которая предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра).
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных. Можно предложить детям рассказать, что они знают о том или другом живом объекте природы установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами, объясняют значение пословиц («Много снега – много хлеба», «Лес и вода – брат и сестра»); составить рассказ по картине. Эти задания помогают повторить знания о природе, о мерах по ее охране, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться природным явлениям и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируются мотивы охраны природы.

Использование на уроках русского языка игр экологического содержания «Найти описание природы в произведениях», «Узнай животное», «Подбери слово» помогает не только усвоению программного материала по предмету, но и позволяет через яркие образы в описании объектов природы сделать обучение познавательным и интересным.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне реально на уроках математики формировать у учащихся эстетическое восприятие природы. Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для экологического образования учащихся.

При подготовке к уроку я составляю экологические задачи и продумываю краткую целенаправленную беседу к ним, направленную на формирование духовных интересов, воспитывающую чувство прекрасного, формирующую у детей чувство любви к животным, их бережное отношение к природе, понимание ее красоты. При реализации программы использую различные формы проведения занятий. Главное – как можно больше использовать формы, отличающиеся от классно-урочной системы занятий. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на поляне, на «экологической тропе», в зимнем саду, практические занятия по уходу за растениями, экологический тренинг по укреплению здоровья и другие.

Экологическое воспитание должно обеспечить личности потребность собственного здоровья.

Так как проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, в систему работы включены и оздоровительные мероприятия:

  • физкультурные паузы;
  • физкультурные минутки;
  • оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев).

Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями учителя, детей, родителей. Главная цель этой работы – формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся.
Проведение дней здоровья, весёлых стартов, спортивных праздников «Папа, мама и я спортивная семья» преследует цель формирование культуры здоровья.
Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.

В процессе этой работы проводятся:
– экскурсии в музей;
– экскурсии по селу, поездки в город Астрахань и по историческим местам области (края);
– конкурс рисунков и творческих работ;
– праздники (День птиц, День Земли и др.).

Особая форма работы декады по природоведению; олимпиады; конкурсы стихов о природе; турниры эрудитов; выставки, «Экологический театр». Темы спектаклей: «Будем беречь планету», «Сказка весеннего леса», «Волшебница-осень» и другие.

Каждый год в сентябре я с ребятами из кружка «Юный цветовод» проводим операцию «Мой зелёный друг». Ребята приносят из дома, выращенные летом комнатные растения. Учащиеся узнают на занятиях кружка как правильно расположить растения в классе, как ухаживать, пересаживать, размножать, бороться с болезнями.

В результате проделанной работы, классные комнаты, коридор школы, двор озеленены.

Поддерживая традицию проведения субботников, осенью и весной проводим уборку территории школьного двора, разбиваем клумбы, сажаем цветы, деревья. В этом году посадили сосны, берёзы, ивы, вязы, акацию. На пришкольном участке зеленеют астры, календула, циннии, георгины, анютины глазки, декоративные подсолнухи, тюльпаны, ирисы, мальвы, розы, гвоздики, нарциссы, хризантемы. На школьном дворе поставлена урна для мусора и отпала проблема убирать мусор, бумагу. Летом я руковожу экологическим отрядом, привлекая ребят с оздоровительной площадки, мы убираем мусор в посёлке, расклеиваем обращения, проводим беседы с жителями посёлка. От этого наш посёлок становится чище. Ребята из среднего звена участвуют в спасении рыбной молоди. Эта практическая деятельность детей отображается в газете «Школьные странички», которая выходит в нашей школе раз в месяц и издаёт ёё парламент «Республики мальчишек и девчонок».

В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты.

Младший школьник имеет незначительный социальный опыт общения. Для него природа – это его семья, двор, школа, дом, село, в котором родился, с его культурой, историческими ценностями, обычаями. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», – писал Д. С. Лихачев. Главное – заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой; вызвать интерес к истории края; воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в учебно-воспитательный процесс.

Проделанная мною работа дала хорошие результаты Ребята имеют хороший уровень воспитанности. Идёт постоянный рост качества знаний по окружающему миру. Школьный двор стал прекрасным уголком природы, классные комнаты, коридор озеленены, дома у ребят растёт много комнатных растений. Дети стремятся сохранить эту красоту, не нанести вред. И это стремление идёт дальше. От сохранения к умножению. Многие у себя дома стали разводить цветы. Значит, что всё, что заложено в них не пропало, а дало свои ростки. Ребята выпускают памятки о поведении в природе, издают рукописные книги, делятся знаниями с младшими ребятами, выпускают обращения, экологические газеты, умеют себя вести в походах, на экскурсиях. Отпала проблема, когда дети ломали комнатные растения, деревья, рубили мотыгами всё, что попадалось под руку.

В настоящее время существует много литературы по экологии, где в занимательной форме описана жизнь животных, которую ребята читают, используют при выполнении творческих заданий по окружающему миру, создании проектов.

Список литературы

  1. Бабакова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. 2001. № 1. С. 16-18.
  2. Биология охраны природы. М.: Мир, 1983.
  3. Вершинин Н.А Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям, Начальная школа 1998. №10. С. 9-11.
  4. Глазычев С.Н. Сохраним ценности экологической культуры Начальная школа 1998. №6. С. 13-14.
  5. Д-р Д.Г. Хессайон Всё о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс 2001.
  6. Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся Начальная школа. 1989, №10-11. С.23-24.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика, применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2004. № 2. С. 75-88.
  8. Ласкина Л.Д. НиколаеваН.В. Экологическое образование младших школьников. Волгоград: Издательство Учитель. 2008. С.4-9.
  9. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе. Волгоград: Издательство Учитель, 2007.
  10. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников// Начальная школа. №5. 1998. С.16-27.
  11. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников// Начальная школа. №2. 1998. С.25-36.
  12. Степанова И. Живые коллекции. М.: Панорама, 1991.
  13. Тесса Ивелей. Дизайн вашего сада.М.: Росмэн 2001.
  14. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Прогресс, 1988.

Приложение 1