Разработка урока по теме "Звуковая сторона речи"

Разделы: Русский язык


Тип урока: обобщение.

Форма урока: экспресс-олимпиада.

Цель: формирование у уч-ся навыков лингвистической компетенции в области фонетики.

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Фонетика»;
  • развивать  у уч-ся устную монологическую речь на лингвистическую тему, творческое  мышление; навыки  самоконтроля  учебной  деятельности;
  • воспитывать любовь к родному языку через пробуждение у школьников интереса к предмету
Методы и приемы Содержание урока
Метод организации учебно-познавательной деятельности
(словесный)
1. Слово учителя. Мотивационное начало урока. Целеполагание

– Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, пыхтит чайник на плите, мама гремит посудой на кухне. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки. Но вот голос прохожего: «Вы не скажите, который час?» Каким образом  из потока уличных звуков вы уловите те, которые передали вам информацию? Чем отличаются звуки речи от других звуков? Об этом и о многом другом мы с вами говорили на предыдущих уроках, а сегодня вам предстоит показать, чему вы научились, и столкнуться с более сложными фонетическими  наблюдениями. Итак, сегодня мы проведем экспресс-олимпиаду, в результате которой выявим юных лингвистов в области фонетики.

Прием «Найди свой цвет»
Работа  в творческих группах
2. Разделение класса на творческие группы  «Знатоки», «Умники и умницы», «Художники»

(Учитель готовит 3-х цветов бумажные яблоки – символ знания, учащиеся рассаживаются  по  группам)

Методы контроля и самоконтроля
(Устная проверка знаний)
Метод стимулирования интереса к учению(познавательная игра)
Использование  информационных технологий
(интерактивная доска)
3. Повторение ключевых понятий по пройденной теме в виде игры «Путаница» (учащиеся находят термины(слова) , связанные с темой «Фонетика»,аргументируют свой выбор, называют дополнительные термины)           

Фонетика        42            синонимы      звуки речи              суффикс
 Артикуляция      звонкий    6   мягкий      предложение    согласный    апостроф    твердый  36   глухой   гласный   фонология    запятая

Эвристический метод (частично-поисковый)
Метод повышения мотивации
Метод организации учебно-познавательной деятельности (наглядный, самостоятельная работа)
4. Отработка навыка определения мягких  согласных в виде игры  «Собери букет» (с использованием интерактивной доски)

– Найдите цветы, в названиях которых есть мягкие согласные. Добавь свой  пример.

Роза, люпин, астра, василек, пион, мак, гвоздика, нарцисс, георгин (1 группа)

5. Отработка навыка определения  звонких и глухих  согласных в виде игры «Собери корзину  грибов»

Положи в корзину грибы, название которых начинается со звонкого согласного. Добавь свой пример.

Грузди, боровики, лисички, маслята, волнушки, рыжики, подберезовики, подосиновики.(2 группа)

«Раздели на две группы » (звонкие и глухие) (3 группа)

Б    К    П   Ц  
В  Д            Й Р 
Л  Щ  Ж  Г 
Ф  Ш
З  М
Т  С  Ч  Н  

Метод самостоятельной познавательной деятельности уч-ся.
Поисковая деятельность
6. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная поисковая работа «Знаете ли вы, что…»

( Интересные сообщения уч-ся  о звуках речи: эксперименты )

Исследовательский метод

Работа  в творческих группах

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение уч-ся поэтических строк

7. Организация поисковой творческой деятельности учащихся  по решению новых для них познавательных проблем.

– Одно из требований к речи – ее благозвучие. Забота о культуре речи предполагает работу над ее звуковой стороной. Каждой группе предлагаются предложения. Задание: устраните неблагозвучие в предложениях. (Ребята должны почувствовать, как режет слух неуместное скопление одинаковых согласных и близость одинаковых слогов)

1. Устранение неблагозвучия в словах

  • При приближении к пригороду мы поехали медленнее. (1 группа)
  • Об объявлении о культпоходе вчера никто из нас не знал. (2 группа)
  • «Ты думаешь, что то рысь?» – спросила Лариса.(3 группа)

2. Знакомство с образцами поэтической речи, где поэты используют звукопись
– Хороший писатель, поэт в своей работе над языком произведения отбирает не только слова, но и звуки. Поэты пользуются нередко звукописью, добиваясь при этом образности и большой выразительности. Для этого используются слова, в которых сами звуки как бы
« подтверждают» их смысл.

Учащимся предлагаются тексты

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…

(Ф.Тютчев «Весенняя гроза»)(\г\,\р\)

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.

(М. Ю. Лермонтов «Русалочка»)(\л\,\н\)

Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш,
И дождь шуршит,
И мышь, шурша,
В нору спешит.

(А.Усачев)(\ш\)

Задание: Чем создается в отрывках звукопись? Что автор передает, используя конкретные звуки?

– На последний вопрос ответ нам дают строки из стихотворения Прокофьева «Волна» (выразительное чтение стихотворения уч-ся):

Волна, волна – все буквы влажны,
Да и слились в один размах.
Я произнес сейчас их дважды
И ощутил их  на губах!
Я произнес их снова.
Вскоре. Ко мне пришло издалека
Волненье рек, дыханье моря
И колокольчик ручейка.
Повсюду волны, волны, волны,
Великой влаги вечный путь.
Таков язык!
И трепет полный
Мою охватывает грудь!

Метод творческого мышления

Лингвистический эксперимент

8. Творческое задание   по написанию сочинения-миниатюры с использованием звукописи

(Учащимся предлагаются  слайды с изображением  природы, с музыкальным  сопровождением)

9. Лингвистический эксперимент с использованием элементов цветописи.
1) Используя краски,  изобразите несуществующих животных: лимень, балабама, чичирикли) (1 группа)
2) Учитель предлагает рисунки с изображением несуществующих животных и просит дать им название.(2 группа)
3) Учитель показывает творческие работы уч-ся  и предлагает определить, к какому из текстов были выполнены рисунки.(3 группа)
(Поэтические строки в цвете)
4) Выводы.

Это интересно!!! Интересные наблюдения передач звуками каких-то оценочных признаков описаны в книге А.Журавлева «Звук и смысл». Вот один из экспериментов, проведенных в детском саду. Детям показали две куклы-матрешки – большую и маленькую – и сказали, что это две сестрички, одну из них зовут А, другую – И. Нужно было догадаться, какую сестричку зовут И. Большинство детей показали на маленькую матрешку. Вы удивлены?! А ведь еще М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «В российском языке частое повторение буквы А может способствовать изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…Е, И, Ю –  нежности, ласки или малых вещей».

Метод организации учебно-познавательной деятельности (самостоятельная работа)
Методы контроля и самоконтроля (самооценка)
11.Отработка навыка правильного определения  звуков и букв в виде игр «Читай наоборот», «Читай по буквам, по звукам»

1) Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы.

Лог, лед, пара, лен, лей, ток, шел (кол,толь,арап,ноль,ель,кот,ложь)

2) Прочитайте слова правильно, сгруппируйте их:

а) читаются по буквам; б) читаются по звукам.

ЦУМ,ТЮЗ,США,КВН,МВД,ООН,РК.

12. Самостоятельная работа. Выполнение частичного и полного фонетического разбора

– Определите, какими звуками различаются данные пары слов. Охарактеризуйте эти звуки.

Нос – нес
Лак – ляг
Шить – мыть
Суд – суть
Страх – страж
Юркий – яркий(\у\,\а\)
Визг – писк
*Счетов – щитов

  13. Рефлексия
Проектная деятельность (групповая работа) 14. Домашнее задание. Написание проекта «Все скороговорок не перескороговоришь». Создание презентации сборника  собственных скороговорок  для малышей.