Разработка урока по экономике "Связанные рынки"

Разделы: Экономика


Цели:

  • Показать учащимся, как изменения в детерминантах предложения или спроса влияют на рыночные цены и количества обмениваемых продуктов.
  • Показать учащимся, как изменения на одном рынке могут повлиять на другие рынки.

ХОД УРОКА

Урок проводится в форме деловой игры. Учащиеся делятся на группы и анализируют полученные от учителя изменения предложения или спроса на определенном рынке товаров.

1. Повторение, как изменение предложения или спроса изменяет равновесную цену и количество обмениваемых продуктов.

2. Учитель поясняет, как изменение на одном из рынков имеет свойство влиять на другие связанные рынки. Например, при увеличении стоимости производства говядины ее предложение будет уменьшаться, что увеличит цену говядины и уменьшит количество, участвующее в обмене. Увеличение цен на говядину повлияет на рынок свинины. Спрос на свинину возрастет, поскольку увеличилась цена заменяющего ее продукта. В результате цена на свинину также возрастет, как  возрастет и количество свинины, участвующей в обмене.

3. Класс делится на 9 групп участников. Каждой группе раздаются карточки из Приложения 1 и лист бумаги формата А4. Учитель объясняет учащимся, что каждая группа представляет собой рынок, обозначенный на карточке. На листе бумаги каждой группе необходимо написать название своего рынка и начертить диаграмму (график) предложения и спроса.

4. «Новое событие» на карточке описывает такое событие, которое влияет на рынок. Каждой группе необходимо: а) определить, подверглись ли влиянию предложение и спрос; б) описать, как и почему они изменились; в) нанести изменения на диаграмму (график); г) указать, как изменились равновесные цена и количество. После окончания работы каждая группа прикрепляет свою карточку к листу бумаги на доске.

5. После окончания работы над диаграммами учителю необходимо убедиться, что они выполнены правильно. Примечание: особенно важно проверить, показала ли увеличение спроса группа №1. У этой группы может появиться искушение отразить уменьшение предложения, однако предложение сахара, произведенного в США, осталось неизменным. Условные обозначения в таблице (Приложение 2): «Р» – рост; «П» – падение; «=» – без изменений; «?» – нельзя определить.

6. Учитель объясняет учащимся, что до настоящего момента каждая группа рассматривала только один рынок, однако основной момент всей деловой игры состоит в том, чтобы показать взаимозависимость (как рынки взаимодействуют друг с другом). Изменения на одном из них могут повлечь изменения на другом, а те, в свою очередь, затронут еще какой-то рынок. Представитель каждой группы должен прочесть свою карточку и провести анализ предложения и спроса.

7. После того как все группы объяснят свой анализ отдельных рынков, учитель объявляет, что теперь класс будет строить схему потоков, используя диаграммы каждой группы, для демонстрации того, как разные рынки связаны между собой. Учитель обсуждает с классом вопросы:

А) какой рынок/новое событие инициировало изменение рынка (рынок №1). Диаграмма этого рынка крепиться к доске;
Б) на каком рынке изменения произошли непосредственно из-за увеличения цены на сахар? (рынки 2,3,4, 8 и 9).  Диаграммы рынков 2,3,4,8 и 9 крепятся вокруг диаграммы рынка №1 и соединяются линиями (Приложение 3);
В) много ли рынков изменилось из-за рынка №2 (нет). Из-за рынка №3 (да, рынки №8 и 9). Из-за рынка №4 (да, рынки 5 и 6). Соединяются линиями рынок №4 с рынками 5 и 6 , а рынок №3 – с рынками 8 и 9.;
Г) связано ли какое-либо рыночное изменение с рынками 5 и 6? (нет связи с изменениями на рынке 6, но причиной изменений на рынке 7 были изменения на рынке 5. Необходимо соединить линией эти два рынка);
Д) связаны ли какие-либо изменения рынков с изменениями на рынке №7? (нет).

8. Учитель объясняет, что правительство США действительно использует квоты для поддержания как цен на сахар, так и доходов производителей сахара.

9. Каждый ученик получает по экземпляру упражнения №2 (Приложение 4). Учащимся необходимо построить схему потоков применительно к случаю с нефтью, вроде той, что была построена во время проведения деловой игры. Каждая ячейка должна содержать график предложения и спроса и анализ того, как данное событие повлияло на этот рынок.

Подведение итогов урока

С учащимися необходимо обсудить следующие вопросы:

– Если на каком-либо рынке изменится спрос или предложение, каковы будут последствия для этого рынка? (На этом рынке изменятся цена и обмениваемое количество).
– Когда экономисты говорят о «взаимодействии рынков», что они имеют ввиду? (Изменение цены и количества на одном рынке сказывается на других рынках, где цены и обмениваемые количества также меняются).

Например, если увеличится цена природного газа, то как это скажется на предложении электроэнергии, а также на равновесной цене и равновесном количестве электроэнергии? (Для электростанций, использующих природный газ в качестве источника энергии, производственные затраты возрастут. Это вызовет снижение предложения, что приведет к увеличению цен и сокращению количества покупаемой электроэнергии.)

Если увеличится цена природного газа, то как это скажется на спросе на изоляционные материалы для жилых и офисных помещений, а также на равновесной цене и равновесном количестве изоляционных материалов? (Большее количество потребителей будут использовать изоляционные материалы для домов и офисов с целью уменьшения своих счетов за газ, поэтому спрос на изоляционные материалы увеличится. Равновесная цена и равновесное количество изоляционных материалов также увеличатся.)

Домашнее задание

Учащимся необходимо найти какую-нибудь газетную статью, описывающую, каким образом изменения на одном из рынков влияют на другие рынки. На основании этой статьи учащимся необходимо построить схему потоков, аналогичную тем, что были разработаны во время урока.