Декоративно-прикладное творчество. Вышивка крестом. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель: ознакомить учащихся с историей вышивки, технологией выполнения простого шва крестиком;

Задачи:

Обучающая:

  • формировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории,
  • сформировать умения по выполнению простого шва крестиком;
  • формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к одному из древнейших видов искусства - вышивке,
  • воспитывать усидчивость, терпение, сосредоточенность внимания.

Развивающая:

  • развивать координацию движений рук, исполнительские умения,
  • развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия:  слайд-презентация "Вышивка крестом", образцы вышитых изделий.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, инструкционная карта "Простой шов крестиком", жетоны красного, синего и желтого цветов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

2. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 1)

Ребята, какие виды декоративно-прикладного творчества вам знакомы? (вышивка, вязание, аппликация и т.д.)

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел - рукоделие "Вышивка крестом", но прежде чем, приступить к изучению нового материала, давайте вспомним и закрепим материал по разделу "Обработка юбки".

3. Актуализация знаний.

Тематический диктант

  1. Какие мерки необходимы для построения чертежа прямой юбки? (Ст, Сб, ДТС, Диз.)
  2. Юбки по конструкции бывают? (прямые, клиньевые, конические)
  3. Н.О. на прямой юбке пойдет? (вдоль)
  4. Каким швом обрабатывают низ изделия у юбки, выполненной из плотной шерстяной ткани? (шов вподгибку с открытым срезом).
  5. Перечислите виды складок?(бантовые, односторонние, встречные)

Взаимопроверка работ, разбор вопросов.

4. Изучение нового материала.

Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

1. Словесно-иллюстративный рассказ

История вышивки крестиком.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода.

Презентация

(Слайд 2) Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Народная вышивка была связана с традициями, обрядами, передавалась из поколения в поколение. А городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой.

(Слайд 3) Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент.

(Слайд 4)Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

(Слайд 5, 6) Какие же материалы и инструменты нам необходимы для вышивки счетными швами:

Материалы:

  • Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом;
  • Нитки мулине
  • Инструменты:
  • Игла
  • Пяльцы
  • Ножницы
  • Наперсток

Безопасные приемы работы.

ИГЛЫ

1. Для вышивки крестом используют гобеленовые иглы с тупым концом.

2. Иглы с позолоченным ушком быстро "истираются", позолота "уходит", оставляя шершавость, что мешает легкому скольжению по материалу.

3. При вышивке больших работ надо чаще менять иглы или применять несколько игл, так как при длительном пользовании они окисляются от контакта с пальцами.

4. Не оставляйте иглы длительное время в канве, так как могут оставаться ржавые следы.

5. Не бросайте иглы, где попало, храните с ниточкой, так как это делает их более заметными и легко искать при потере.

6. Каждый раз пересчитывайте количество рабочих игл. Если не досчитаетесь хотя бы одной иголки, ищите незамедлительно, пока не забыли про ее потерю.

7. Хорошо иметь магнит, упавшую иглу вы быстрее найдете,  даже если она  без ниточки.

8. Не держите иголку в зубах. Нечаянный вдох - и вы можете ее проглотить.

9. Не вкалывайте иголки в одежду, кресла, диваны, не оставляйте на обеденном столе. Это опасно!

НОЖНИЦЫ

1. Должны иметь острые и плотно сомкнутые концы.

2. Используйте пару ножниц - одни для разрезания нитей мулине, другие для резки канвы или другого материала. Это послужит их длительному применению.

3. Никогда не используйте ваши ножницы для других целей, так как даже резка бумаги их затупляет.

5. Практическая работа "Выполнение простого шва крестиком".

Работа по инструкционной карте "Простой шов крестиком".

Стежок простым крестиком

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками.

Существует два способа выполнения стежка.

(Слайд 7,8,9,10) Первый способ - стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

(Слайд 11) Второй способ - первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, как правило), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков.

Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.

Учитель показывает выполнение стежков "крест"

Маленькие советы:

  • чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки;
  • для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом;
  • чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении.

Учащиеся, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, впяливая ее в пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

В начале работы на нитке не делают узелок. Лучше оставить несколько сантиметров нитки свободными, а затем заправить концы в стежки с изнаночной стороны.

Во время выполнения практической работы выполняется  физминутка.

1. "Бабочка". Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.

2. "Вверх-вниз". Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.

3. "Жмурки". Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.

6. Закрепление изученного материала

Ответить на вопрос:

1. Приспособление для натягивания ткани? (пяльцы)

2. Специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом? (канва)

3. Нитки, используемые для вышивки? (мулине)

(cлайд 13) проверка ответов

7. Подведение итогов

  • Что нового узнали на уроке?
  • Где в жизни вам это может пригодиться?
  • Какую оценку, вы бы себе поставили за практическую работу? (На партах детей лежат жетоны трех цветов: красный - "5", синий - "4", желтый - "3". Дети оценивают себя)

8. Домашнее задание

Отработать навыки вышивки простым крестиком. Подготовиться к практической работе. Принести канву, нитки, пяльцы.