Перестройка в образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В наш век с космической скоростью происходит постоянное изменение окружающей действительности. По словам английского философа Френсиса Бэкона: "Время есть величайший из новаторов". Затронуты все сферы человеческой жизни, в том числе и образование; возникает необходимость в его постоянном обновлении. Всем ясно: нельзя войти в "новое" время со старыми стандартами. Нельзя формировать новую личность, используя традиционные подходы к обучению. К быстро меняющимся условиям жизни подготовить детей должна школа. Именно поэтому возникла необходимость в новых государственных образовательных стандартах.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход (не просто научить, а научить детей учиться, применять знания на практике):

  • Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимание того, что именно нужно выяснить, освоить);
  • Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • Формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;
  • Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Во главе угла стоит деятельность самих ребят. Они ищут выход из проблемной ситуации, решают познавательные и практические задачи, учатся уважать чужое мнение.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать (чему и сейчас учат вполне успешно), но и сформировать группы универсальных учебных действий (УУД). Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Личностные УУД (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор):

  • Оценивать ситуации и поступки;
  • Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей;
  • Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Регулятивные УУД (умения организовывать свою деятельность):

  • Определять и формулировать цель деятельности;
  • Составлять план действий по решению проблемы (задачи);
  • Осуществлять действия по реализации плана;
  • Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные УУД (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире):

  • Предварительный отбор источников информации;
  • Получение информации разными способами;
  • Переработка информации;
  • Выбор наиболее удобной формы хранения и передачи информации.

Коммуникативные УУД (умения общаться, взаимодействовать с людьми):

  • Понимать другие позиции (взгляды, интересы);
  • Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща;
  • Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Второй год мы в своей работе используем ТИО Ю.А. Макарова и очень довольны, что эта технология соответствует всем требованиям нового Стандарта. Опыт работы по технологии индивидуализированного обучения Ю.А. Макарова убедил нас в том, что правильная организация учебной деятельности является эффективным средством формирования личности ребенка. Учебный процесс - это открытие каждым ребенком конкретного знания, а не "натаскивание" его на решение задач. Поэтому с этой целью большое внимание уделяется созданию на каждом уроке условий для осмысления учащимися социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала. Ученик на каждом уроке ставится в активную познавательную позицию: ребёнок активен во всех смыслах этого слова:

  • Он сам добывает знания для решения поставленных задач.
  • Он выбирает свой личный или индивидуальный уровень сложности (сильный - сложные задания и много, слабый - базовые задания и сколько сможет). Индивидуализация при этом будет состоять в том, что разные ученики будут выполнять разные наборы заданий, и разным ученикам при возникновении трудностей будет оказываться разная помощь.
  • Его двигательная активность на уроке очень высокая.
  • Он понимает цену отметки (чтобы получить "3" , надо работать много и качественно).
  • Его работа над ошибками происходит сразу после проверки - не происходит фиксации этой ошибки в памяти ребёнка - он отрабатывает её сразу, не боится допустить ошибку, так как знает, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
  • Для того чтобы выполнить задания, ему необходимо вспомнить изученный самостоятельно материал (он его изучил, пережил).
  • Он понимает необходимость связи теории с практикой. (Существует точка зрения, что теория должна предшествовать практике). Мы против такого понимания этого вопроса. Ученик не должен сначала сдавать зачет по теории, а потом учиться применять эту теорию в решении практических задач. Мы считаем, что при этом ученик не понимает, а зачем, собственно, учить эту теорию. Мы полагаем, что сначала ученик должен читать практическое задание и, поскольку он не знает, как его выполнить, он "вынужден" изучить теорию и только потом приступить к выполнению задания. Знание мертво, пока его не внедрить в жизнь. Знание должно быть живым.
  • Он учится работать в команде. (Мы должны научить детей договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща. Учебный процесс становится более динамичным и увлекательным).

При работе по этой технологии и опоре на требования Стандарта меняется не только деятельность ученика, но и деятельность учителя. Задача учителя состоит в том, чтобы вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе:

Учитель не преподносит знания в готовом виде, а учит ребёнка самостоятельно добывать эти знания, используя материал учебника и дополнительную литературу. Известно, что путь личного самостоятельного познавательного опыта - самый тяжелый, но он является и самым продуктивным.

  • Учитель пользуется сценарным планом урока, представляющим ему свободу выбора форм, способов и приёмов обучения.
  • Учитель использует учебники, методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег, дополнительную литературу.
  • Меняется само формулирование заданий (раньше: решите, напишите; сейчас: проанализируйте, докажите, сравните, создайте схему и т.д).
  • На уроках учитель демонстрирует, как необходимо применять знания на практике.

Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться, сопровождать его в образовательном процессе. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.

В соответствии с новыми Стандартами, меняется и структура урока (объяснение нового идёт в первой половине урока). Цель современного урока: организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся.

  • На передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо привычных для нас целей урока становится новая - организация индивидуальной или коллективной деятельности учащихся.
  • Структура урока динамична, присутствует пёстрый набор действий и операций, объединённых разнообразной деятельностью учащихся.
  • Учитель сопровождает ребёнка на уроке, обеспечивает приоритет его деятельности, поддерживает инициативу ученика.

С внедрением ФГОС особое внимание уделяется не только повышению качества знаний путём изменения деятельности всех участников образовательного процесса, но и духовно-нравственному развитию детей, формированию активной гражданской позиции.

Новая модель выпускника: ребенок, любящий свой народ и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Вот портрет будущего выпускника начальной школы.

Необходимо понимать, что в новых Стандартах не содержится каких-то революционных требований к результатам образования, в корне меняющих жизнь школы. В них просто максимально учтено то, что необходимо современному человеку для успешной деятельности. Детей в начальной школе по-прежнему будут учить читать, писать, считать, только делать это придётся с учетом требований времени.