Литературно-музыкальная композиция, посвященная В.С. Высоцкому. Тема: "В.С. Высоцкий: жизнь и творчество". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели:

  • познакомить с биографией Высоцкого;
  • показать важнейшие составляющие художественного мира В. Высоцкого, черты его индивидуальности;
  • рассмотреть тематическое разнообразие  его произведений;
  • воспитывать любовь к поэзии, к творчеству В.С.Высоцкого.

Оборудование:
выставка книг (литература о Высоцком, сборники стихотворений поэта), компьютер, мультимедийный проектор, диск с записями песен в исполнении Высоцкого, диск с фрагментами из фильмов с участием Высоцкого.

Поэты ходят пятками
по лезвию ножа
И режут в кровь свои
Босые души!

В.Высоцкий

Ход урока.

I. Организационный момент.
Звучит песня «Кони привередливые».
Слайд 1.

II. Вступительное слово учителя.

25 января 2013 г. исполнится 75 лет со Дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого, поэта, автора-исполнителя, актёра театра и кино. Он ушел из жизни в самом расцвете лет. Ему  было лишь 42 года. Однако за столь короткую жизнь  Владимир Семенович Вы­соцкий успел рассказать нам правду о непростом для страны времени, о своем народе. Его песни по праву называют «энциклопедией советской жизни 60-х годов». При жизни для большинства людей Высоцкий был настоящей легендой, да и сейчас интерес к нему не ослабевает.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с творчеством Высоцкого, с разнообразными гранями его таланта, услышим его песни, отрывки из воспоминаний родных и друзей поэта. Помогут нам в этом ведущие - _______________ и ____________ - и  журналист ________________________.
А эпиграфом к уроку послужат слова из песни Высоцкого «О фатальных датах и цифрах»:

Поэты ходят пятками
по лезвию ножа
И режут в кровь свои
Босые души!

В.Высоцкий

Слайд 2.

III. Очерк жизни и творчества Высоцкого.

Ведущий 1:
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве.
Слайд 3.
Мать, Нина Максимовна, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». Нина Максимовна очень любила театр. Позже на одной из своих встреч-концертов, вспоминая о детстве, Высоцкий расскажет (Журналист подходит с микрофоном  к Высоцкому):

      «У меня в семье не было никого из актеров и режиссеров, короче говоря, никого из людей искусства. Но мама моя очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу - лет до тринадцати-четырнадцати - водила меня в театр. И это, наверное, осталось. Видно, в душе каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству...»

Ведущий 2:
Отец, Семен Владимирович, прошел Великую Отечественную войну. Затем окончил Военную Академию Связи, служил в различных гарнизонах и ушел в отставку в звании полковника.
Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на Первой Мещанской. Родные и знакомые, вспоминая, каким он был в раннем детстве, говорят, что Владимир был занятным, очень общительным ребенком, однако уже тогда проявлял настойчивость в характере.
Совместная жизнь родителей Высоцкого не сложилась. Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, Евгении Степановне, которую называл «мама Женя».
Слайд 4.

Ведущий 1:
С 1949 г. семья живет в Большом Каретном переулке (дом 15, кв. 4).

Слайд 5.
Дом № 15 в Большом Каретном переулке  стал важной частью жизни Высоцкого. Острый взгляд и природная наблюдательность Владимира запечатлели в памяти образы, ставшие основой будущих песен. Послевоенная Москва была переполнена малолетней шпаной и вышедшими из лагерей после смерти Сталина преступниками. В московских дворах того времени стала модной так называемая «блатная» тема. Не обошел её и Владимир Высоцкий.
Вот, как сам поэт говорил о своём раннем творчестве в одном из выступлений в 1970 году (Журналист подходит с микрофоном  к Высоцкому):

      «По молодости лет я писал тогда дворовые песни. Была какая-то тоска по нормальной человеческой интонации – у меня так навязла в ушах эта липкая интонация песен, которые исполняли со сцены под оркестр».

Ведущий 2:
Первые песни Владимира Высоцкого, как правило, имели конкретный адрес, были вызваны каким-то случаем, поводом. А песня "Большой Каретный" (1962), по воспоминаниям друга поэта Игоря Кохановского, была посвящена Анатолию Утевскому, соседу Владимира, который уже тогда работал в МУРе и имел "черный пистолет". В 1961 году тот переехал с Большого Каретного в новую квартиру, поэтому именно ему адресовано: "Нет, нет, да по Каретному пройдешь...". Припев этой песни долгие годы задорно звенел на московских улицах.
Звучит песня «Большой Каретный».
Слайд 6.
Отличительной чертой Высоцкого была уверенность в себе, он всегда поступал так, как считал нужным. Мириться с несправедливостью, обидой, причиненной слабым, он не мог с детства.

Ведущий 1:
В 10-м классе Владимир стал заниматься в драмкружке, руководителем которого был артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. Однажды Нина Максимовна Высоцкая пришла туда на репетицию.

Журналист (обращается к матери Высоцкого):
- Скажите, каковы ваши впечатления от игры сына?

Нина Максимовна:
      "Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его (Владимира) на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила (хотя уже знала ответ): "Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?" - "Не только может, но должен! У вашего сына талант", - ответил актер.
      Володя до глубокой ночи пропадал в кружке...".

Ведущий 2:
      В 1955 г. Высоцкий поступает на механический факультет Московского инженерно-строительного института (МИСИ).
Наступила первая сессия. К новому, 1956 году  Владимир и его друг Игорь Кохановский сдали все зачеты, кроме черчения. До экзамена оставалась пара дней, а работа не готова! Они сидели в большой комнате у Нины Максимовны, разделив стол книжками, пили кофе, чтобы не уснуть, и делали чертежи. Кохановский закончил работу первым и, глянув на "художества" Высоцкого, нервно расхохотался: на месте четкого алфавитного шрифта расплылась клякса. Грустный, грустный Володя стоял рядом, смотрел на чертеж, понимая, что, конечно, у него не примут, затем он вылил остатки кофе из чашки на чертеж и сказал:

- Васечек! Я в этот институт больше не хожу!
- Да что ты?! С таким трудом поступали!
- Нет, нет! Это - не мое! Я думаю пойти в театральный.

Владимир подал заявления с просьбой об отчисления и не изменил своего решения, несмотря на уговоры, просьбы, требования родных и знакомых,  а летом 1956 г. он поступил в школу-студию МХАТ.

Ведущий 1:
С 1960 г. Высоцкий - актер театра имени Пушкина, а с 1964 г. – театра на Таганке, где он работал до последних дней жизни.

Слайды 7, 8.

Он сыграл немало ролей:
Хлопуша в спектакле «Пугачев» по С. Есенину;
Галилей в спектакле «Жизнь Галилея»;
Лопахин в спектакле по пьесе Чехова «Вишневый сад»;
Свидригайлов в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание»
и др.
Слайд 9.

Журналист (обращается к театроведу):
      - Какую роль Высоцкого в театре на Таганке вы бы выделили особенно?

Театровед:
      - Работы Высоцкого в спектаклях Театра на Таганке показали его незаурядный актерский талант, яростный темперамент и полную самоотдачу на сцене. Одна из наиболее ярких ролей – роль Хлопуши в спектакле «Пугачёв» по поэме Сергея Александровича Есенина. Премьера спектакля состоялась в ноябре 1967 г.
      Высоцкий играет роль уральского каторжника Хлопуши, рвущегося к Пугачёву. Голый до пояса, закованный в цепи, окруженный верными Пугачёву воинами, Хлопуша рассказывает свою историю – историю «отчаянного негодяя и мошенника, убийцы и каторжника», посланного губернатором убить Пугачёва. Хлопуше обещали свободу и деньги, но он остался «бунтовщиком, местью вскормленным».
      Роль Хлопуши небольшая – в ней нет и сорока стихотворных строк. Но Высоцкий сделал её чуть ли не главной, возложив на своего героя огромный идейный и эмоциональный груз. Слушая Хлопушу, видишь за ним взбунтовавшуюся народную массу.
Слайд 10.
Демонстрация фрагмента из спектакля «Пугачёв».

Журналист (обращается к Высоцкому):
- Какую из Ваших ролей в театре вы  можете назвать любимой?
Высоцкий:
      «...Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу... Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть,- себя. Но какой же это был трудный путь к себе!..»
      ["Комсомолец Татарин" 16.10.1977.]
«У меня был совсем трагический момент, когда я репетировал Гамлета. Почти никто из окружающих не верил, что это выйдет. Были громадные сомнения, репетировали мы очень долго. И если бы это был провал, это бы означало конец не моей актерской карьеры, потому что ты можешь в конце концов сыграть другую роль, но это был бы конец для меня лично как для актера, если бы я не смог этого сделать. Но, к счастью, так не случилось. Но момент был... прямо как на лезвии ножа. Вот я до самой последней секунды не знал, будет ли это провал или это будет всплеск. "Гамлет" - бездонная пьеса».
[Съемка ТВ г. Грозного, 1978 г.]
Демонстрация фрагмента из спектакля «Гамлет».
Ведущий 2:
- Быть или не быть? Вопрос, который мучает героя трагедии Шекспира. Этот же вопрос до конца своих дней задавал себе Высоцкий и отвечал на него: «Быть!».
Слайд 11.
Владимир Семёнович не только участвовал в спектаклях, но и снимался в художественных фильмах. На его счету почти  30 фильмов:
1962 — «713-й просит посадку» — Солдат морской пехоты;
1966 — «Вертикаль» — Володя;
1968 — «Интервенция» — Мишель Воронов/Евгений Бродский;
1968 — «Служили два товарища» — Брусенцов;
1968 — «Хозяин тайги» — Рябой;
1969 — «Опасные гастроли» — Жорж, Николай;
1976 — «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» — Ганнибал;
1979 — «Место встречи изменить нельзя» — капитан Жеглов
 … и другие.
Слайд 12.
Слайд 13.
Во многих из этих фильмов  звучат его песни.

Журналист:
Об истории создания песни «Если друг оказался вдруг...» («Песни о друге») мы узнаем от консультанта фильма «Вертикаль», альпиниста Леонида Елисеева.
Леонид Елисеев:
      «… произошло это почти на моих глазах и я, можно сказать, единственный тому свидетель. Было это в самом начале съемок к/ф "Вертикаль". Мы несколько часов поговорили с Володей в автобусе на стадиончике у гостиницы "Иткол", ожидая вертолет, который по каким-то причинам задерживался. Говорили на разные темы, но большей частью, конечно, о горах, об альпинизме. Володя спросил:
      - А тебя-то что именно привело в горы?
      Трудный вопрос, непросто на него ответить - очень личное объяснение у каждого. Я ответил, что это и притягательность горных красот, которые, невозможно, однажды увидев, покинуть навсегда. Что альпинизм дает переоценку всему, что нас окружает в обыденной жизни, чем мы пользуемся, принимая все прекрасное как должное. Ну а главное - это преодоление многих сложностей, связанных с риском, что требует от каждого восходителя силы, ловкости, мужества и больших волевых качеств. В альпинизме, как ни в каком другом виде спорта, проявляются личные качества человека; здесь можно увидеть, кто есть кто и посмотреть на себя в сложных условиях. И чем трудней и трагичней ситуация, тем глубже проявление моральных и волевых качеств человека.
      Как пример всему вышесказанному, я рассказал ему один случай, который произошел с группой, где я был руководителем. Я рассказывал, Володя внимательно слушал - он умел это делать как никто!
      На следующее утро Высоцкий исполнил новую песню, которая впоследствии вошла в кинофильм.
Отрывок из фильма «Вертикаль». Звучит «Песня о друге».
Ведущий 1:
Автор книги «Владимир Высоцкий без мифов и легенд» Виктор Бакин пишет об этой песне:
        «…чтобы проверить порядочность, верность, бескорыстие человека, он предлагает  простое решение: завлечь его на крутые горные тропы. Тот, кто способен пройти жесткие испытания, выдержать экзамен на мужество, становится достойным уважения…
      Нравственный максимализм соединён с удивительной душевной мягкостью. Высшая мера наказания, установленная поэтом для труса, - про таких не поют».

Ведущий 2:
     Герои песен Высоцкого - люди, показанные  в момент риска, люди, которые в следующую секунду могут заглянуть в глаза смерти: альпинист, подводник, шофер, канатоходец, летчик-истребитель.
О ком бы ни пел Высоцкий в своих песнях, создавалось впечатление, что он поёт о себе: настолько сильно он вживался в роль героя своей песни.
Журналист (обращается к Высоцкому):
- Почему у Вас столько песен о войне? Если бы я не знал Вашего возраста, то решил бы, что это стихи человека, перенёсшего все тяжести войны…
Высоцкий:
«Наверное, каждой советской семье война принесла невозвратимые утраты: матери, отцы, дети, сестры, братья – жизни многих и многих унесла война. Что может быть трагичнее, чем утрата близких, родных и друзей? И не только это. В боях и атаках раскрывались и выковывались характеры. Как ведёт себя человек один на один со смертью? На что способен он, на какой подвиг и самопожертвование, чтобы спасти друга?»
Ведущий 1:
- В 1969 году режиссер Виктор Туров пригласил Владимира Высоцкого на съемки фильма «Сыновья уходят в бой». Фильм снимался в Белоруссии. Высоцкий жил в бывшей партизанской деревне Литовка, ночевал в крестьянской избе, на сеновале. Дни проходили в прогулках по окрестностям, и Туров показывал места, где четверть века назад шли жестокие бои: бывшие партизанские стоянки, обугленные развалины деревень.
Все песни для фильма были написаны Высоцким тут же, на съёмках: «Все сгорело дотла…», «Темнота впереди – подожди!», «Сегодня не слышно биенье сердец», «Он не вернулся из боя».
Звучит песня «Он не вернулся из боя».
Ведущий 2:
Тематика песен Владимира Семеновича широка: песни, посвященные Великой Отечественной войне, песни о дружбе, шуточные песни и, конечно же, песни о любви.
Слайд 14.
В 1967 году в жизни Высоцкого появилась Марина Влади, французская актриса с русскими корнями, которая стала третьей женой поэта.  Они прожили в браке 12 лет: от встречи до встречи. Во Франции у Марины – работа, съемки, трое детей от предыдущих браков, В Москве у Высоцкого – театр, роли в кино, двое сыновей. Жить вместе они не могли. Высоцкий смог попасть во Францию лишь в 1973 году, через три года после свадьбы.
Этот период в их жизни подарил нам возможность слушать замечательные лирические песни о любви.
Слайды 14, 15, 16, 17.
      Звучит песня «Здесь лапы у елей дрожат на весу».
      Журналист (обращается к учащимся):
-   А сейчас я попрошу вас ответить на вопрос «Чего вы не любите?». Ответ начинайте со слов: «Я не люблю…».
      Ответы учащихся.
      Ведущий 2.
В многочисленных письмах, адресованных Высоцкому, часто задавали вопросы: «Что вы любите?», «Что ненавидите?», «Какие проблемы Вас беспокоят?». Ответом на  эти вопросы стала песня «Я не люблю…», которая была написана для театра «Современник» и прошла лейтмотивом через весь спектакль под названием  «Свой остров».
Звучит песня «Я не люблю».
Высоцкий также не обошел своим вниманием тему поэта и поэзии: его волновали мысли о назначении поэта, судьба которого неразрывно связана с судьбой народа, а ранний уход – зачастую трагичен. Об этом последняя песня.
Звучит песня «О фатальных датах и цифрах».
- Эти слова, написанные поэтом о других, оказались пророческими и для него самого.

IV. Рефлексия.

- Что нового вы узнали о Владимире Высоцком?
- Какая песня больше всего понравилась и почему?

Список использованной литературы:

  1. «Владимир Высоцкий: страницы биографии». Зубрилина Светлана Николаевна. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону. 1998 г.
  2. «Я был душой дурного общества… Высоцкий». П.Е.Фокин. СПб.: Амфора. 2012 г.
  3. «Владимир Высоцкий без мифов и легенд». Виктор Бакин. М.: Эксмо: Алгоритм. 2011 г.

Приложение 1.