Школьный коридор – мир открытых возможностей

Разделы: Школьная психологическая служба


Кому не знакома картина: в вестибюле школы висит стенгазета. Мимо за день пройдут сотни обучающихся, а остановятся единицы. Вроде и оформление яркое, и “все в ней есть”, а никого не привлекает. В чем дело? Это один вопрос. Другой – часто ли такая картина является предметом размышления в педагогическом, детском коллективах. Например, один из номеров такой стенгазеты был посвящен теме “Учись учиться”. Как надо готовить уроки, работать с учебником? Как проще и надежнее составлять конспекты? Эти и другие вопросы освещались в материалах газеты. Вроде бы тема важная, но для ребят скучнейшая. Тем более что газету выполнили по рекомендации учителя всего два обучающихся. Мы организовали инициативную группу под руководством педагога-психолога и попробовали заинтересовать ребят организовать пространство школы самим. Первый этап работы был связан с накоплением всей возможной информации: участники будущего проекта (возраст, личные предпочтения, количественный и половой состав и т.п.), предмет обсуждения, изучения и размещения на территории школы, о временных рамках и материально-технических условиях работы. Второй этап включал в себя: постановка целей проекта, выявление проблемности, противоречивости, связанных, как правило, с разностью позиций – ролевых, ценностных, социальных. Обсуждали, зачем им этот проект, что он дает, к чему приводит. Третий этап был направлен на продумывание содержательной стороны проекта, на целостность и т.п. Далее инициативная группа вовлекала других участников в среду творчества. Такой прописанный сценарий с системой, ориентирами, позволял нам импровизировать и иметь обратную связь. Мы приблизились к педагогической цели: воспитывать и развивать каждого участника и коллектива школы в целом. А психологический контекст был на высоте. С тех пор пространство школы “ожило”. У стенгазет участники образовательного пространства толпятся, спорят, смеются, если надо делают свои пометки. Пытаются анализировать, думать, обсуждать, они же сами это придумали, взрослые только правильно направили. Создавая “среду обитания” обучающиеся, педагоги становились дизайнерами, художниками, психологами и т.п. Например, на обычном столе в коридоре школы, дети рисовали и рассматривали “карту внутреннего мира”, учились различать наши эмоции и т.д. Здесь же старшеклассники проводили мини-конкурсы на определение и передачу эмоциональных состояний человека “Назови и покажи”; “Мое настроение” (цветопись настроения) и т.п. Эффект такой работы был любопытный, все это подействовало на ребят сильнее, чем если бы учителя дали задание сделать простую стенгазету. Обычно педагог-психолог в школе один, и когда ему все успеть, а при такой организации работы и детям интересно, а самое главное количество участников увеличивается. Конечно, получилось не все сразу. На первых порах приходилось преодолевать стереотипы. Ребята ждали, когда педагог-психолог все придумает, распишет и даст всем задание, что кому надо делать. Результат очевиден, обучающиеся нашей школы под руководством педагога-психолога реализуют программы дня, психологических недель, очень сложный, но тем и интересный проект – одна большая перемена, в рамках которых можно дать ребенку полезные для жизни умения и навыки, подготовить его к жизни, научить культуре дискуссии. У нас никто не занимается психологическим пространством школы, как инструментом развития личности (кроме информационных стендов и недель психологии), а если и занимаются, то единицы. Среди педагогов, родителей сегодня наблюдается определенная растерянность. Это объясняется тем, что многие из них оказались не готовыми воспитывать современных детей. Очевидно, что назрела необходимость искать такие формы, методы, содержание работы с обучающимися, которые отвечали бы их потребностям и интересам. Решить эту задачу можно только с помощью самих детей, только тогда, когда они включатся в совместный поиск приоритетных направлений своей деятельности. Основной итог работы в том, что участники образовательного процесса: обучающиеся, учителя, родители, специалисты разработали комплексные программы, которые максимально учитывают запросы и пожелания обучающихся. Предлагаем вашему вниманию основные положения старт-программ, на основе которых, участники смогут проявить и развить интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности в обычном коридоре школы.

Старт-программа “Мир красотой спасется”.

Люди, имеющие общие увлечения, стремятся объединиться, чтобы общаться, помогать друг другу в развитии способностей. Программа “Мир красотой спасется” - это личные связи друг с другом, дружба коллективов, благотворительность и милосердие. Такая программа – это компас в мире увлечений девочек и мальчиков. Став участником программы, ты можешь: четко определить и углубить свои интересы в мире искусства; встретить единомышленников; заполучить благодарных и заинтересованных слушателей и зрителей твоего собственного творчества; отстаивать свои творческие интересы и эстетическую позицию; принять участие в дискуссиях с профессионалами; получить советы специалистов, психологов, известных людей; встретиться и пообщаться с талантливыми сверстниками; попробовать свои силы в любых видах искусства, постичь основы искусствоведения. Каждый в программе “Мир красотой спасется” получает право пригласить в наш круг неограниченное число своих знакомых. Время проведения такой программы может варьироваться, от одного дня до недели, все зависит от целей и задач такого проекта.

Старт-программа “Позволь себе быть добрым”.

Внимательность, мягкость, доброжелательность – качества из прошлого века? Мы говорим о доброжелательности, как о признаке ума. Осознаем, что альтруизм, отзывчивость и доброта являются частью нашей натуры. Чем мы руководствуемся, совершая добрый поступок? Не всегда легко распознать природу этого качества – не только в окружающих, но и в себе самих. На стене появляется “Дерево добрых дел” - это возможность сказать спасибо тем, кто сделал для нас что-то хорошее: другу или просто прохожему, коллеге или врачу… Мы бываем застенчивы, нерешительны или слишком торопимся, в спешке не находя нужных слов, откладывая душевный разговор на потом. И порой забываем о тех, кто сделал для нас что-то важное. В рамках этого проекта на стенах размещаются тесты “Насколько вы добры?”. Ребята пишут материал на разные темы: Мне это сложно, потому что…, …я чувствую себя в долгу, …я испытываю неловкость, …мне трудно подобрать слова. Друг приходит к нам на помощь, одноклассник неожиданно дарит что-то без повода, учитель говорит комплимент. Здесь же педагог-психолог дает полезные уроки для тех, кому непросто выразить свои чувства. Участники этого действия понимают, как добро меняет нас самих и мир, в котором мы живем. В рамках этого проекта идет работа над ошибками.

Старт-программа “Семь шагов к прощению”.

Как простить тех, кто нас обманул, предал, причинил боль? Жестокие родители, учитель, который поставил двойку, одноклассник, который толкнул, - нужно проделать большую внутреннюю работу, чтобы простить их. Это долгий и нелегкий путь. Для одних он – мужественный поступок, для других – признание собственной слабости, поскольку они предпочли бы отомстить. Педагог-психолог совместно с обучающимися на перемене обсуждает как выразить свой гнев, как решиться перестать страдать, перестать чувствовать себя виноватым, понять того, кто нас ранил и т.д. В рамках этого проекта ребята пишут домашнее сочинение своему обидчику или как снова стать хозяином своей жизни, а не испытывать злобы по отношению к тому, кто заставил страдать. Ребята понимают, что прощая, мы заботимся о своем здоровье.

Старт-программа “Древо жизни”.

Ты хочешь увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории, истории твоей семьи, твоего рода? Программа “Древо жизни” поможет тебе в этом.

Самые близкие мне люди – моя семья, мои родные. Я всегда помню об этом. Я хочу помогать родным, беречь тепло родительского дома. Я хочу написать историю своей семьи, ведь родословная есть не только у великих и царствующих. В моем роду тоже есть свои захватывающие страницы о любви, жизненных трагедиях, героизме. Я не хочу быть Иваном, не помнящим родства, не хочу, чтобы я был “без роду, без племени”. Я начну с составления генеалогического древа своего рода. Узнаю от мамы и папы, от бабушек и дедушек о том, кто были мои предки, чем они занимались, в какие исторические времена они жили, в каких городах и селениях. Начну поиск сведений в архивах, исторических музеях. Это поможет написать родословную, семейную летопись. Буду хранить семейные реликвии, чтобы потом передать их своим детям. Буду помнить дни рождения всех членов семьи, восстановлю утраченные семейные традиции, научу всему этому своих младших сестренок и братишек. Интересно послушать других ребят, кто уже занимается родословной. Можно провести встречу юных историков семьи с участием работников архивов, где бы мы договорились о возможности получить сведения о своих родственниках. Если ребят, желающих изучать родословную, окажется много, мы бы все вместе могли выпускать альманах “Ищу свои корни”, делать обращения по телевидению, создать свой клуб. В таком проекте происходит осознание ценности понятия “семья”. Семья как устойчивый союз на основе любви. Что нам дает родительская семья? Конструктивное взаимодействие с родителями. Оценка своих сыновних и дочерних качеств. Установление взаимопонимания с родителями.

Старт-программа “Перекресток”.

В этой программе участвуют все, кто интересуется правом, экономикой, психологией и т.п. А также кто желает углубить свои знания и найти единомышленников в школе. Участие в программе является добровольным. Программа действует на основе самоуправления. Зачем это? Если вы хотите жить в правовом государстве, которое защищало бы ваши права и в котором бы вы могли свободно говорить, строить правильные отношения с другими людьми, то вы, наверное, согласитесь с тем, что школы, готовящих грамотную смену, просто необходимы. Конечно, здесь не обойтись без лидеров. Ребята сами собирают и готовят материал по тематике, а также об обучающихся, которые могли бы и хотели участвовать в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах и т.д. Проводим такие формы в общешкольном пространстве, привлекая как можно больше участников. Развиваем и укрепляем контакты обучающихся. Создаем центр для общения и распространения накопленного опыта. Рекламируем программу на общешкольных собраниях, классных часах. Однажды, в одном из номеров стенгазеты по проблеме взаимопонимания “досталось” и учителям. Ребята написали о том, что абсолютная редкость в нашей школе – взаимопонимание между учителями и “трудными” детьми. Учителя часто беспомощны с такими детьми. К счастью, педагоги услышали ребят. Вопросы этой проблемы обсуждались на педсоветах, школьных методических объединениях, проводились практические занятия. Конечно, при всем своем энтузиазме, при всей кипучей энергии и жажде самостоятельности, обучающиеся нуждаются в квалифицированной помощи взрослых: ребят надо учить, как разрешать конфликтные ситуации, разработать свой исследовательский проект, что такое хорошая стенгазета или любой другой материал, как его оформить, написать интересно и т.д.

Старт-программа “Игра – дело серьезное”.

Если вы хотите узнать, как с пользой проводить время, если вы хотите, чтобы ваше общение стало разнообразным, а досуг увлекательным, то программа “Игра – дело серьезное” поможет вам в этом. Она дает возможность проявить в полной мере способности и таланты каждого; объединит любителей игры и игровые коллективы ребят и взрослых; позволит стать не только участником игры, но и ее организатором и даже автором. Чтобы играть серьезно, надо: найти единомышленников среди ребят и взрослых; решить с друзьями, чем игра может быть полезна каждому из нас, нашим коллективам; ответить себе на вопрос: “Что игра позволит изменить в себе? Чему научит?” - и составить конкретный план действий или варианты работы; попробовать договориться с взрослыми о создании базы, клуба, где можно было бы проводить игры. Здесь не обойтись без опытных, умелых педагогов-психологов. Создать общий банк идей по обмену находками в школе и проведении игр. Очень интересно проходят двигательные игры в начальной школе на развитие внимания, для расслабления мышц ног, рук, корпуса. Обычно детей ругают за то, что носятся на переменах. А здесь можно сбросить усталость.

Такие старт-программы предполагают развитие личности и коллектива с помощью самих же детей, и очень часто самое лучшее, что может сделать педагог-психолог, - это быть незаметным, организуя лишь деятельность инициативной группы обучающихся. Вы должны быть чем-нибудь в сотворчестве, но не пытайтесь быть всем. Наблюдайте за участниками и предоставьте им действовать так, как они сочтут наилучшим. При доверии и поддержке администрации, четко поставленной цели и продуманных задачах, при сформированной и сплоченной команде, такие мероприятия приносят не только много удовольствия участникам, но и много пользы, поскольку в процессе применяется творческий подход к решению сложных проблем.