Компьютерные технологии в начальной школе. Урок русского языка. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Цели и задачи урока:

  • Вспомнить о роли предложения в речи;
  • Формировать умение раздельно писать слова в предложении;
  • Развитие умения находить главные члены предложения;
  • Обобщить знания, усвоенные учащимися в процессе изучения данных тем;
  • Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, лист для самооценки, раздаточный материал для урока, компьютер, медиапроектор, презентация, диск с презентацией (Приложение 1).

Ход урока

1. Орг. момент.

Психологический настрой. <Слайд 2> (Приложение 1):

- Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.

- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок, а работать мы будем под девизом:

  • КТО ЗНАЕТ,
  • ТОТ ОТВЕТИТ!
  • КТО ХОЧЕТ,
  • ТОТ УЗНАЕТ! <Слайд 3> (Приложение 1).

2. Объявление темы урока, постановка целей.

Учитель объявляет тему урока. <Слайд 4> (Приложение 1).

- Какие задачи поставим перед собой по теме урока? (Вспомнить о роли предложения в речи; развивать умения находить главные члены предложения; развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.). <Слайд 5> (Приложение 1).

- Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний на начало урока. <Слайд 6, 7> (Приложение 1).

 Лист самооценки

Начало урока Конец урока
Знаю всё   Знаю всё  
Знаю, но не всё   Знаний стало больше  
Знаю мало   Ничего нового не узнал  
Ничего не знаю   Могу рассказать другим  

3. Основная часть.

– Приветствуем и нашего сегодняшнего гостя. <Слайд 8> (Приложение 1). Он прилетел к нам на урок с другой планеты. Зовут его Изумрудик. Он очень хочет научиться говорить на языке нашей планеты. Давайте поможем ему в этом!

- Изумрудик спрашивает вас: “Для чего нужна речь?”

(Для общения друг с другом.)

– Из чего состоит речь?

(Наша речь состоит из предложений.)

– Предложение…? (Заинтересованно.)

– Что же такое предложение?

(Предложение выражает законченную мысль и состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

Минутка чистописания.

1) Фонетическая зарядка

- Из чего состоят слова? (Из звуков.)

Даётся индивидуальное задание одному учащемуся: сделать фонетический разбор слова Русь.

Все учащиеся произносят твёрдые согласные звуки на выдохе <Слайд 9> (Приложение 1):

[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].

- Какой звук лишний? Почему? ([р], так как все звуки глухие, а этот звук звонкий.) <Слайд 10> (Приложение 1).

- Охарактеризуем этот звук. (Согласный, звонкий, твёрдый.)

- Какую пару имеет этот звук по твёрдости-мягкости? Охарактеризуйте этот звук. ([р’], согласный, звонкий, мягкий.)

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме? ( Рр [эр].)

1 строчка “Цепляем вагончик”.

р рр ррр

2 строчка. Письмо слов.

русский Русь Россия

- Почему последние два слова написали с большой буквы? (Имена собственные пишутся с большой буквы.)

3 строчка. Письмо предложения.

Гордимся славою России!

- Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? (Повествовательное, восклицательное.)

3) Проверка фонетического разбора.

Словарная работа <Слайд 11-20> (Приложение 1):

Картинный словарный диктант. На экране появляются картинки. Один из учащихся диктует слово классу и объясняет правило написания данного слова. Работа детей дублируется на экране учителем.

Воробей, заяц, петух, Москва, метро, девочка, карандаш, ворона, машина, дорога.

- Куда мы обращаемся, чтобы узнать о правописании слов с непроверяемыми написаниями? (К орфографическому словарю). < Слайд 21> (Приложение 1):

Работа по теме урока

Что же такое предложение? (Это слово или несколько слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

На экране появляются строчки слов. Учащиеся должны выбрать только предложения. <Слайд 22, 23> (Приложение 1).

- Найдите главные члены предложения. (Дети находят главные члены предложения.)

Учащиеся вместе с учителем вспоминают, что такое главные и второстепенные члены предложения. <Слайд 24> (Приложение 1).

Физминутка <Слайд 25, 26> (Приложение 1).

Выполняется зрительная гимнастика.

- Сели на места, закрыли глазки. Космический ветер гладит вам волосы, щёки, яркое солнышко улыбается, светит над кораблём. Космическая музыка помогла восстановить нам силы.

Продолжение работы по теме урока.

– Какие знаки могут стоять в конце предложений? <Слайд 27> (Приложение 1).

– Точка, восклицательный знак, вопросительный знак. <Слайд 28> (Приложение 1). Дети вспоминают, что по цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные. По интонации – восклицательные и невосклицательные.

На экране появляется текст. <Слайд 29,30> (Приложение 1):

Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу на опушке леса растёт красавица липа она стоит вся в цветах летают мохнатые пчёлы они весело жужжат добрая липа дарит им сладкий сок берегите природу леса

Дети должны определить границы предложений, расставить знаки препинания. Записать текст в тетрадь. Для удобства проведения работы учитель раздаёт на каждую парту карточки с текстом для работы. Дети записывают текст, подчёркивают главные члены предложения.

– Вспомните, ребята, что такое текст? (Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Текст выражает законченную мысль.)

Физминутка <Слайд 31> (Приложение 1):

Дети выполняют ритмичные движения под музыку.

Повторение изученного. Работа над изученными орфограммами.

1) Правописание безударных гласных в корне слова.

Дети снова работают с текстом, они находят слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети вспоминают правило проверки безударной гласной в корне слова. <Слайд 32> (Приложение 1).

Упражнение 1. (Выполняется на отдельных листиках в паре) <Слайд 33-41> (Приложение 1).

В каждой тройке слов - одно не является родственным, подчеркните родственные слова и подберите к ним проверочное слово.

Лесок, лестница, лесничий.

Смешной, смешить, смешать.

Водичка, водитель, вода.

Лесок, лесничий – лес. Смешной, смешить – смех. Водичка, вода – воды.

Дети выделяют в словах корень, ставят ударение и помечают безударные гласные.

Правописание парных согласных в слабой позиции (в конце и в середине слова).

Дети находят слова в тексте с парным согласным на конце и в середине слова. Устно подбирают проверочные слова. <Слайд 42> (Приложение 1). Вспоминают правило проверки парной согласной.

Упражнение 2.

Дети работают в группах, перед работой вспоминают правила работы в группах <Слайд 43> (Приложение 1):

  • Уважай своего товарища.
  • Умей каждого выслушать.
  • Не согласен – предлагай.

Прочитайте загадки. Запишите отгадки (слова с парными согласными в слабой позиции). Выделите орфограмму, подберите проверочные слова. Дети работают в группе. <Слайд 44-49> (Приложение 1).

1)

Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

2)

Стоит Трошка на одной ножке,
Его ищут, а он молчит. (Гриб)

3)

Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто его не соберёт
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица. (Град)

4)

Беленькая собачка
В подворотню глядит. (Сугроб)

5)

На двенадцать рогож
Рассыпался горох. (Год)

Дети записывают слова, устно подбирают проверочные слова.

пруд – пруды, гриб – грибы, град – града, сугроб – сугробы, год – года, пирог – пироги

4. Подведение итогов.

- Вспомним, тему урока <Слайд 50> (Приложение 1), под каким девизом мы с вами работали <Слайд 51> (Приложение 1):

  • КТО ЗНАЕТ,
  • ТОТ ОТВЕТИТ!
  • КТО ХОЧЕТ,
  • ТОТ УЗНАЕТ!

 - Давайте подведём итоги. Продолжите предложения <Слайд 52> (Приложение 1):

повторил…

научился…

понял…

задумался...

удивился…

Я

- Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний на конец урока. <Слайд 53, 54> (Приложение 1).

Лист самооценки

Начало урока Конец урока
Знаю всё   Знаю всё  
Знаю, но не всё   Знаний стало больше  
Знаю мало   Ничего нового не узнал  
Ничего не знаю   Могу рассказать другим  

– Изумрудик прощается с нами и снова улетает путешествовать во Вселенной. <Слайд 55> (Приложение 1). Но самым старательным и лучшим он оставил в подарок звёзды, и мы сейчас сможем создать своё созвездие 3 “Б”, прикрепим на доску звёздочки. Кому на уроке было комфортно, всё понятно – голубую. Кому было трудно, неинтересно, встретились сложности – белую. А кто остался равнодушным к уроку – жёлтую. <Слайд 56> (Приложение 1).

Учитель задаёт домашнее задание, выставляет оценки.

Урок завершается с тёплым настроением. Дети встают. Звучит музыка, на экране опять солнышко. <Слайд 57> (Приложение 1).

Учитель читает слова:

Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни не делал,
Пусть всё это будет во имя добра!

Урок закончен! Спасибо за внимание! <Слайд 58> (Приложение 1).