Опыт практической деятельности педагогического коллектива С(К)ОШ VIII-го вида № 44 г. Кирова по формированию основ экологической культуры безопасного и здорового образа жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Коррекционная педагогика


Здоровьесберегающий подход в образовательном процессе для педагогов С(К)ОШ VIII вида № 44 г. Кирова – это превентивный подход, направленный на облегчение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения

Система взглядов педагогов школы базируется на ресурсах и возможностях специальной (коррекционной) школы VIII вида (далее С(К)ОШ). Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья видится в области выбора педагогом образовательных средств и необходимости понимания того, что образовательную систему школы необходимо оптимально «обогатить» здоровьесберегающим содержанием. Чтобы укрепить психику детей, сформировать уверенность в своих силах и помочь в обретении социальной состоятельности, педагогическому коллективу предстоит реализация за счет образовательных ресурсов внутренней программы индивидуально-соматического развития каждого ребенка, которая органически в нем заложена и опосредована его доминирующими основными потребностями. В такой ситуации должны сложиться нравственно-психологические основы для развития смысловой сферы социальной деятельности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. позитивное отношение к школе, соблюдение общепринятых норм адекватного поведения и т.п. Педагоги школы считают, что процесс обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в С(К)ОШ VIII вида призван «пополнить», повысить соматические, психические и социальные резервы здоровья.

Планирование здоровьесберегающий деятельности органично вошло в общую систему работы школы. Цель управления взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельностью рассматривается как создание оптимальных условий (режима наибольшего благоприятствования) для реализации в образовательной системе школы социализированной, культурологической, профилактической, коррекционно-реабилитационной функций и функции укрепления здоровья. К таким условиям можно отнести: кадровые, экономические, материально-технические, социально-психологические, организационные и методические.

Для стабильного функционирования в заданном режиме здоровьесбережения – педсовет обсуждал принципиально значимые позиции, т.е. условия, при которых это возможно, и трудности, с которыми сталкивается в повседневной практике учитель.

Одна из таких проблем кроется в факторах заболеваемости, к которым относим:

  • неустранимые: возраст, пол, наследственность;
  • условно-устранимые: жилищно-бытовые условия, подушевой доход, состав семьи;
  • устранимые: режим дня, продолжительность сна, привычки, режим питания, занятия физической культурой. Последние относим к уровню оперативной деятельности школы.

Важнейшим обстоятельством (после поддержки семьей реализации идей здорового образа жизни) является позиция учителя, его пример, грамотность, компетентность, готовность к здоровьесберегающий деятельности. Для осуществления такой деятельности учителю нужны не только идеологические стимулы, но и финансовые, материальные. Используем имеющиеся школьные ресурсы, привлекаем благотворителей.

Функционирование любой школы сопровождается сегодня жестким контролем надзорных органов. Соблюдение лицензионных требований и изучение состояния здоровьесберегающей деятельности выстраиваем, включая разные виды анализа:

  • параметрический (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и т.п.);
  • тематический, например, анализ дидактической системы учителя по здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе;
  • итоговый, например, анализ динамики состояния здоровья учащихся или – комплексный анализ мер по формированию здорового образа жизни у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Экологическое пространство обучения и воспитания обозначено в повседневной практике школы не только привычными компонентами: освещаемость, проветривание, состояние учебной мебели, но и ионизация, увлажнение и очищение воздуха приборами и, конечно, озеленение классов, помещений школы, пришкольного участка, участие в областной природоохранной акции «Экологическое благополучие места проживания», сотрудничество с межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА».

Для соблюдения гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса, объему учебной нагрузки, дополнительного образования, объема выполняемых домашних заданий спланированы мероприятия внутришкольного контроля. Обсуждаются меры профилактики негативных факторов учебно-воспитательного процесса, способных повлиять на здоровье учащихся.

Результативность мер оптимизации учебно-воспитательного процесса анализируем на методических объединениях учителей; при взаимопосещении уроков; в сетевом взаимодействии.

Опыт и результативность практической деятельности по здоровьесберегающей деятельности школы был представлен на городском форуме «Наша новая школа» и областном семинаре директоров С(К)ОШ в Институте развития образования

Добиваться эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности помогает:

  • Организация часов активных движений;
  • Динамические паузы между уроками;
  • Занятий настольным теннисом, бадминтоном, подвижными играми во время больших перемен;
  • Физкультминутки на уроках, спортивные паузы и динамичные прогулки в группах продленного дня;
  • Дополнительные занятия (плавание, спортивные игры, лыжи);
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия разного уровня (город – область – регион – РФ);
  • Создание уголков релаксации (библиотека, учительская, начальные классы), в школе есть аквариумы и много зелени.
  • Для спортивных тренировок и оздоровительных мероприятий используем базу спорткомплекса «Союз» (каток), спортивно-туристического комплекса «Порошино» (лыжи), стадионов города, дендропарка (азбука туризма), бассейнов.

    В практике повседневной деятельности по здоровьесбережению используются разные формы работы. Условно их можно разделить на:

    – традиционные: беседа, лекция, классный час;
    – художественные: ожившие сюжеты, агитплакаты, санбюллетени;
    – литературные: заметки в школьную много тиражную газету, стихи, сочинения;
    – креативные: эстрадно-игровые, сюжетно-ролевые, театрализованные.

    Однако ни одна из этих форм сама по себе не формирует здоровый образ жизни и экологическую культуру, т.к. в этих формах ребенок с ограниченными возможностями здоровья либо пассивен, либо включен в состязательный процесс. Школьный педсовет в свое время зафиксировал единую педагогическую позицию учителей и выделил такие формы работы по здоровье сберегающей деятельности, в которых дети становятся активными участниками совместной деятельности:

    • «учитель + учащиеся»;
    • «родители + ребенок».

    Именно совместные и активные версии деятельности положены в основу дополнительной сквозной образовательной программы «Азбука туризма», которая реализуется в школе семь лет. Что это дает?

  • Знания по экологической культуре;
  • Навыки самообслуживания, коммуникации в коллективе;
  • Элементарные туристические умения и нормы безопасного поведения в природных условиях;
  • Представление о полезном досуге и т.д.
  • Для педагогов образование – это совокупность обучения и воспитания, для родителей образование – это услуга. Мы приучаем родителей к мысли, что они не только потребители образовательных услуг, но и участники образовательного процесса школы. На родительских собраниях с родителями обсуждаются вопросы:

  • формирования заинтересованности состоянием своего здоровья;
  • полноценного питания;
  • своевременности и адекватности медицинской поддержки;
  • режима дня и продолжительности сна;
  • безопасности при использовании информационных ресурсов и просмотре телевизионных передач;
  • безопасного поведения на дороге, улице, в быту, в лесу, у воды и т.п.
  • Организуем встречи с представителями правоохранительных органов, медицинскими специалистами, представителями службы занятости и Центра помощи семье.

    На данном этапе результативность своей деятельности педагогический коллектив видит в сформированности здоровьесберегающей среды школы по таким критериям как медицинский, дидактический, воспитательный, которые проявляются в количественных и качественных показателях. Нашу школьную реальность в этих параметрах можно описать так:

  • снизилась заболеваемость ОРЗ, ОРВИ; дети, посещающие бассейн, этими заболеваниями не болеют;
  • инфекционных заболеваний в школе нет;
  • травматизма – нет;
  • 72% учащихся вовлечены в регулярные физкультурно-оздоровительные занятия;
  • 63% детей в системе занимаются плаванием;
  • 35% учащихся ежегодно получают специальную медицинскую помощь в областном Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  • все учащиеся, посещающие школу, обеспечены двухразовым горячим сбалансированным питанием;
  • количество больничных листов учителей снизилось с 59 в 2009 г. до 20 в 2012 г.;
  • в летнем оздоровительном лагере ежегодно формируется профильный спортивный отряд;
  • сложилось содержательное сотрудничество в профилактических целях с миссионерско-образовательным отделом Вятской епархии, межрегиональной экологической общественной организацией «ЭКА», ГИБДД, ВДПО.
  • Но есть и проблемы, есть курящие дети, есть дети, знакомые с «веселящими» газами и алкоголем. Нам предстоит большой объем профилактической и разъяснительной работы.

    Подводя итог, хочется заметить, что для педагогического коллектива школы основные направления ясны; есть ориентиры, есть метод движения. Понятно в основном, что и для чего делать, во что вкладываться и на что направлять ресурсы.

    При этом возникло понимание новых проблем, не решаемых одним наскоком, который требует большей концентрации управленческих усилий. Но появление новых горизонтов – это, наверное, и есть показатель того, что мы в движении, открыты для сотрудничества, диалога, конструктивной критики.